Презентация, доклад Игровые приёмы по предупреждению нарушения чтения и письма у учащихся на логопедических занятиях

Содержание

Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики.Метод кинезиологической коррекции.Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.Зеркально-симметричное рисование обеими руками.Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова.Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы,

Слайд 1Формирование мотивации у учащихся с нарушением чтения на логопедических занятиях.

Формирование мотивации у учащихся с нарушением чтения на логопедических занятиях.

Слайд 2Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики.
Метод кинезиологической коррекции.
Стимулирующий массаж и самомассаж кистей

и пальцев рук.
Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.
Зеркально-симметричное рисование обеими руками.
Упражнения для развития зрительно-моторных координаций,
оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова.
Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы,
изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные
цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.
Поисковые таблицы слов “Фотоглаз”.
Метод “озвученного” чтения.
Метод словесных анаграмм.
Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным
слоговым таблицам.

Основные приёмы и методы работы с учащимися:

Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики.Метод кинезиологической коррекции.Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная

Слайд 3Ра-ра-ра - начинается игра.
Ру-ру-ру - продолжаем мы игру.
Ар-ар-ар - кипит наш

самовар.
Ор-ор-ор – созрел красный помидор.
Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Ша-ша-ша – мама моет малыша.
Шу-шу-шу – я письмо пишу.
Лу-лу-лу – стол стоит в углу.
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Жу-жу-жу – молока дадим ежу.

Упражнения для развития чёткости произношения:

Ра-ра-ра - начинается игра.Ру-ру-ру - продолжаем мы игру.Ар-ар-ар - кипит наш самовар.Ор-ор-ор – созрел красный помидор.Арь-арь-арь –

Слайд 4Артикуляция гласных: А, О,У,Ы,И,Э. Сначала учащиеся хором тренируются в произношении этих

гласных по порядку, а затем в сочетаниях: ау, ао, оие ,эа ,ауо, уоиэ и т. д.
Сочетание гласных и согласных: ба, бо, бу, бы, би, ва, во, ву, вы и т. д.
Наращивание согласных: рба ,рбо, рбу…

Упражнения для разминки перед чтением:

Артикуляция гласных: А, О,У,Ы,И,Э. Сначала учащиеся хором тренируются в произношении этих гласных по порядку, а затем в

Слайд 5Слова с общим корнем: вода, водный; белый, бельё; Родина, родной.
Сочетания

существительного с прилагательным: чистого берега, у дальнего леса…
Слова, отличающиеся одной буквой: чистота- частота, дедушка- девушка, булка- белка…

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям:

Слова с общим корнем: вода, водный; белый, бельё; Родина, родной. Сочетания существительного с прилагательным: чистого берега, у

Слайд 6Игра «Весёлый фотограф»


Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память:
«Пирамидка»

Игра «Весёлый фотограф»Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память:«Пирамидка»

Слайд 7Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча, умение угадывать

последующий текст:

«Угадай»
1. Логопед раздает карточки с предложениями, в которых нет
окончания слов. Читая эти предложения вслух, дети устно восполняют отсутствующие окончания.
Мы с папой сегод.. пош.. в ки..

2. Предлагаются на карточках тексты, отдельные слова в которых лишены окончаний.

Око.. нашей дерев.. есть небольш.. лесок. Летом ребя.. собирают там яго.. . За грибами мы ход.. в боль.. лес за рек.. . Там живет лесн.. . Хоро.. отдохнуть в его лесн.. домике.

Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча, умение угадывать последующий текст:«Угадай»1. Логопед раздает карточки с

Слайд 8Упражнение по антиципации частей устойчивых словосочетаний:
1. Антиципация частей предложений.
Он сам во

всём - виновен.
Дверь была - открыта, закрыта.
Солнце уже - взошло, зашло.
Весь день шел - дождь, снег.


2. Антиципация поговорок.
Сделал дело.. гуляй смело.
Тише едешь.. дальше будешь.
Дал слово.. держи.
Лучше поздно.. чем никогда.
Упражнение по антиципации частей устойчивых словосочетаний:1. Антиципация частей предложений.	Он сам во всём

Слайд 9Формы звукового анализа и синтеза:
Выделение звука на фоне слова (определение наличия

или отсутствия данного звука в словах);
Выделение звуков в слове (называние первого или последнего звука в слове);
Определение места звука в слове (в начале, в конце и середине);
Определение положения звука по отношению к другим звукам в слове;
Определение последовательности звуков в слове;
Определение порядка в следовании звуков в слове;
Определение количества звуков в слове;
Составление слов из заданной последовательности звуков (фонематический синтез).

Формы звукового анализа и синтеза:Выделение звука на фоне слова (определение наличия или отсутствия данного звука в словах);Выделение

Слайд 10Игры, направленные на развитие элементарных и сложных форм звукового анализа и

синтеза:

Игра «Почтальон»
Цель: закрепить умение определить первый звук в слове.
Назвать первый звук в названии картинки, полученной в конверте.
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: закрепить умение называть первый звук в слове.
Произнести первый звук предмета (картинки), взятого из мешочка.
Игра «Три слова»
Цель: закрепить умение называть слово с определенным звуком.
Назвать на каждый шаг слово с определенным звуком.


Игры, направленные на развитие элементарных и сложных форм звукового анализа и синтеза:Игра «Почтальон»Цель: закрепить умение определить первый

Слайд 11Игра «Освободи птичку»
Цель: закрепить умение называть слова с определенным согласным звуком.
Выпустить

птичку, назвав слово с определенным согласным звуком.
Игра «Внимание – на старт!»»
Цель: закрепить умение выделять первый звук в слове.
Ученикам предлагается выделить первый звук предмета, изображенного картинке. Затем ученики подбирают из имеющихся у них картинок ту, название которой начинается с этого же звука. Победит тот, кто найдет картинку с наибольшим количеством звуков в названии. По команде: «На старт! Внимание! Марш!» ученики выходят к доске и вывешивают свои картинки. После этого подводится итог игры: все названия картинок должны начинаться на один звук; определяется, сколько звуков в каждом слове; называется победитель.




Игра «Освободи птичку»Цель: закрепить умение называть слова с определенным согласным звуком.Выпустить птичку, назвав слово с определенным согласным

Слайд 12Игра «Угадай-ка»
Цель: закрепить умение определять количество звуков в слове, придумывать слова

с заданным количеством звуков.
Ученику дается карточка с написанной на ней цифрой. Получивший карточку, не показывая её другим, придумывает слово с количеством звуков, соответствующим указанной цифре. Остальные должны угадать, какая цифра написана на карточке.
Вариант:
Ученик произносит слово, предварительно сосчитав в нем количество звуков, и просит учащихся определить это число.
Игра «Построим пирамиду»
Цель: развивать умение определять количество звуков в слове.
Вывешиваются картинки с изображением различных предметов, в названиях которых 5-4-3 звука (н.р. сумка, груша, слон, ваза, утка, мак, нос, жук, и т.д.). На доске рисунок пирамиды, основание которой состоит из пяти квадратов, выше – 4 квадрата, затем – 3. Детям предлагается заполнить пирамиду. Среди картинок надо найти сначала те, в названиях которых 5 звуков, затем 4 и 3.
Игра «Угадай-ка»Цель: закрепить умение определять количество звуков в слове, придумывать слова с заданным количеством звуков.Ученику дается карточка

Слайд 13Игра «Добавь звук», «Последний звук в слове – за тобой»
Цель: развивать

умение определять последний звук в слове.
Называются предложения, но в последних словах не договаривается последний звук. Его должны назвать дети.
Н.р.:
- Витя был большой шалу…
- Птичка под моим окошко…
- По двору бродила куриц…
- Белочка быстро юркнула в своё дупл…
Игра «Соседи»
Цель: развивать умение определять предыдущие и последующие звуки в словах.
Учащимся предлагается назвать картинки. Затем назвать слово в котором после [л] слышится [к] (например – вилка), после [л] произносится [о] (например - лодка) .


Игра «Добавь звук», «Последний звук в слове – за тобой»Цель: развивать умение определять последний звук в слове.

Слайд 14Игровые приемы, направленные на развитие слогового анализа и синтеза
Игра «Отгадай-ка»
Один учащийся

выходит за дверь. Оставшиеся в классе дети вспоминают как можно больше слов на заданный слог. Затем ученик возвращается в класс, ему предъявляются слова, а он должен отгадать заданный слог.
Вариант:
Предъявляются слова с определенным слогом. Задача учащихся отгадать задуманный слог (например: лотос, сало, село, мыло, лошадь, лопата…).
Игра «Волшебники»
Учащимся предлагается превратить односложные слова в двусложные :
бант – бантик дом – домик
зонт – зонтик мост – мостик
ключ – ключик бинт – бинтик


Игровые приемы, направленные на развитие слогового анализа и синтезаИгра «Отгадай-ка»Один учащийся выходит за дверь. Оставшиеся в классе

Слайд 15Составить слова по данным слогам. Слоги можно предлагать как по порядку,

так и произвольно.





При помощи первой таблицы можно составить слова: петрушка, самовар, ватрушка, капуста, паровоз, простокваша.
Например:
Левая нижняя клетка – прос
Три клетки вверх и две клетки вправо – то
Три клетки вниз и одна клетка вправо – ква
Две клетки влево и одна клетка вверх - ша



Составить слова по данным слогам. Слоги можно предлагать как по порядку, так и произвольно.При помощи первой таблицы

Слайд 16




При помощи данной таблицы можно составить слова: ласточка, кукушка, ворона, сорока.
Например:
Правая

верхняя клетка – лас
Одна клетка влево и одна клетка вниз – точ
Две клетки вверх – ка
При помощи данной таблицы можно составить слова: ласточка, кукушка, ворона, сорока.Например:Правая верхняя клетка – ласОдна клетка влево

Слайд 17Синтаксический анализ и синтез
Игра «Волшебница – точка»
Учащимся предъявляется запись: «Тихо падают.

Листья торопятся в школу. Дети». Они должны правильно расставить точки. (Тихо падают листья. Торопятся в школу дети.)
Игра «Склеенное предложение»
Наступилазолотаяосень.
Игра «Сосчитай-ка»
Бабушка купила лук, картофель, морковь.
Продавец продает апельсины, мандарины, бананы.
Зимой Саша носит шапку, шубу, сапоги.

Синтаксический анализ и синтезИгра «Волшебница – точка»Учащимся предъявляется запись: «Тихо падают. Листья торопятся в школу. Дети». Они

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть