Слайд 1«Игровой полигон логопеда»
Шешминцева С.Н.
1
Автоматизация
и дифференциация звуков
Слайд 2Я с водою кран открою: С - С - С
Каждый
пальчик свой умою: С - С - С
Льется теплая водичка: С - С - С
Я умою своё личико: С - С - С
Комарик песенку поёт: З - З – З
Комаров других зовёт: З - З - З
Сели комары в рядок: З - З - З
Спели песню и в полёт: З - З - З
По траве ползет змея: Ш - Ш - Ш Извивается она: Ш - Ш – Ш
Слышишь, как они шипит? Ш - Ш - Ш Сможешь также говорить? Ш - Ш - Ш
Целый день жуки жужжат: Ж - Ж - Ж Словно целый их отряд: Ж - Ж - Ж
От цветка к цветку летят: Ж - Ж - Ж
И с друг другом говорят: Ж - Ж - Ж
Слайд 3Щеткой чищу я ботинки: Щ - Щ - Щ
Не оставлю
ни соринки: Щ - Щ - Щ
Чищу, чищу , не ленюсь: Щ - Щ – Щ
Как закончу, повторюсь: Щ - Щ - Щ
Тихо, дети, не шумите: Ц - Ц - Ц
Громко здесь не говорите: Ц - Ц - Ц
Тихо в домик загляните: Ц - Ц - Ц Хомяка не разбудите: Ц - Ц - Ц
Паровоз по рельсам мчится: Ч - Ч - Ч Проезжает мимо нас: Ч - Ч - Ч
Из трубы дымок клубиться: Ч - Ч - Ч
И колёсики стучат: Ч - Ч - Ч
Самолёт летит по небу: Л - Л - Л
Разгоняя облака: Л - Л - Л
Словно птица в небе мчится: Л - Л - Л Белый хвост и два крыла: Л - Л - Л
Тигр сегодня недоволен: Р - Р - Р
В клетке целый день рычит: Р - Р- Р
Все рычит, на всех обижен: Р - Р- Р
А на что не говорит: Р - Р - Р
Слайд 4
«Звуковые дорожки»
Ход игры: ребёнок пальчиком или соответствующей игрушкой (издающей подобный звук)
ведёт по дорожке, помогая главному герою, чей голос он имитирует, добраться до цели. Главное! – чтобы во время продвижения по дорожке ребёнок не спешил и тянул заданный звук как можно дольше – на одном выдохе, чётко проговаривая автоматизируемых звук.
Слайд 5 «ВЕСЁЛЫЕ МАСКИ»
Ход игры: ребёнку надевается маска того персонажа, которого
он озвучивает заданным звуком. Главное! – чтобы звук произносился чётко и с задуманной интонацией
Слайд 6«ЗВУКОВЫЕ КУБИКИ»
На каждой грани кубика наклеены картинки с изображением предмета,
имитируя который ребёнок автоматизирует заданный звук. Каждый кубик направлен на автоматизацию определённых групп звуков: звуков раннего онтогенеза, свистящих звуков, шипящих звуков и соноров.
Ход игры: ребёнок кидает кубик и имитирует звучание предмета, изображённого на выпавшей картинке; например: выпадает Ёжик – ребёнок длительно тянет звук [Ф] и т.п.
Слайд 7
«Гласные / поющие звуки»
Зрительные образы звуков – гласные человечки или
«Поющие звуки», специально сделаны для детей дошкольного возраста, незнакомых с их буквенным обозначением,. Они показывают артикуляцию гласных звуков.
Ход игры: ребёнок берёт соответствующую игрушку (издающую заданных звук или которую надо «научить» этот звук правильно произносить) и перепрыгивая с человечка на человечка произносит слоги – слияния автоматизируемого звука с гласным.
Слайд 8
«Живые картинки»
Ход игры: ребёнок, в соответствии с инструкцией логопеда, расставляет
игрушки в указанные места, одновременно произнося заданный (имитируемый) звук.
Слайд 9
«Звуковые улиточки»
* Катая по «Улиточке» мячик «Су-джок» или ведя по
ней определённую игрушку, мы одновременно и автоматизируем заданный звук (произнося его на протяжении всей улитки), и увеличиваем длительность голосового выдоха, и развиваем тонкую моторику;
* Выкладывая по плоскости «Улитки» различного цвета и размера крупу, мы одновременно и автоматизируем заданный звук и работаем над голосовыми функциями, и развиваем мелкую моторику, мышление, зрительный гнозис и сенсорные представления.
Слайд 10«Волшебные пуговки»
Нашитые на яркие лоскутки ткани детские пуговки в виде различных
объектов (жучки, машинки, телефончики)
Игровое упражнение «Волшебные пуговки» преследует так же несколько задач, отвлекая ребёнка от основной цели:
Тренируя навык застёгивания пуговиц, тем самым развивая мелкую моторику, ребёнок автоматизирует нужный звук, например: [Ш] – шумит морская вода, когда в ней плавают дельфинчики – и ребёнок застёгивает пуговки – дельфинчики, длительно произнося звук [Ш – ш – ш]; [Ж] – жужжат жучки; [Ч] – едет паровозик и т д.
Слайд 11«Фасолевый бассейн»
Различного вида (по цвету, размеру) фасоль, насыпанная в красивую
коробочку «работает» по типу чудесного мешочка, только увеличивается количество реализуемых задач:
Ход игры: в «Фасолевом бассейне» ребёнок отыскивает определённую игрушку, ощупывает, угадывает, называет и озвучивает её.
Слайд 12«Наполни баночку»
Ход игры: в баночку – непроливайку вставляется картинка, с
изображением символа звука, а ребёнок, опуская в дырочку бусинку или маленькую пуговку, тянет заданный звук.
Слайд 13«Снегурочка и Снеговик»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков [С] – [Ш] в
словах.
Оборудование: картинка с изображением Снегурочки и Снеговика, снежинки, на обороте которых изображены картинки с дифференцируемыми звуками.
Ход игры: Снегурочка и Снеговик – это снежные внуки Деда Мороза. Как ты думаешь, что они едят? А еще они любят «вкусные» снежинки. Давай накормим их. Но это непросто, посмотри, что нарисовано на снежинках. Для Снегурочки мы будем выбирать снежинки с картинками, в словах которых слышится звук – [Ш], а для Снеговика – картинки со звуком - [С].
Слайд 14«Дождик»
Цель: автоматизация звука [З] в словах.
Оборудование: картинка с изображением девочек под
зонтом; капельки с картинками, в словах которых слышится автоматизируемый звук.
Ход игры: Две подружки Зоя и Зуля пошли на прогулку. Но вдруг начался дождик. Подружки не расстроились, ведь у них был с собой…(что?) – зонт. Девочки укрылись под ним. А веселые капельки дружно стекали с зонта и превращались в лужицы. Давай посмотрим, из каких капелек получилась лужица. Ты бери капельку и называй картинку, четко произнося звук [З]. Только очень постарайся, чтобы наша лужица получилась большая.
Слайд 15«Ежику снятся сны»
Цель: автоматизация звука [Л] в словах.
Оборудование: картинка ежика, спящего
в кроватке, облачка–сны с картинками, в словах которых мы слышим звук [Л].
Ход игры: Ежик сладко спит и ему снятся сны. Давай посмотрим, что ему приснилось. Бери облачко и назови, что ты видишь на картинке, четко произноси звук [Л].
Слайд 16«День рождение Карлсона»
Цель: автоматизация звука [Р] в словах.
Оборудование: картинка с изображением
Карлсона; «коробки с подарками», на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.
Ход игры: У Карлсона - День рождения. Он пригласил много друзей. Как ты думаешь, кто пришел на праздник к Карлсону? Они принесли много подарков. Давай посмотрим, что в этих коробочках. Называй картинки, четко произнося звук [Р].