Слайд 1Формирование регулятивных УУД
учащихся в урочной деятельности
Каратаева Т.И.
Учитель начальных
классов
МБОУ СОШ №9
Слайд 2Сроки работы над темой
самообразования
Слайд 37. Основная литература по теме самообразования (книги, журналы, статьи)
Слайд 4УУД (общеучебные умения) – самое главное, что остаётся после школы.
Регулятивные
- умения организовывать свою (в том числе учебную) деятельность.
Слайд 5Регулятивные УУД
(ФГОС .Раздел II. П. 11)
Овладение способностью принимать и сохранять
цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной и условиями ее реализации;
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Слайд 6В состав регулятивных учебных действий входят следующие учебные действия
Целеполагание
Планирование
Прогнозирование
Контроль
Волевая саморегуляция
Оценка
Коррекция
Слайд 7Как конкретно проявляется неумение выделять учебную задачу?
По русскому языку ученик читает
в учебнике: “Спишите упражнение, вставьте пропущенные буквы (ь)”.
Это конкретное задание.
Учебная задача заключается в том, чтобы ученик научился различать части речи и четко усвоить, что (ь) пишется всегда в существительных женского рода после ж, ш, ч и в глаголах второго лица единственного числа.
Слайд 8
Чтобы научить выделять учебную задачу, учителю необходимо на своих уроках ставить
вопросы ученику, касающиеся отдельных заданий, упражнений:
Зачем нужно такое упражнение?
Что ты осваиваешь, когда его делаешь?
Какие слова взяты в скобки и почему?
Почему пропущены некоторые слова и заменены многоточием?
Приведи свои примеры.
Учебные задачи и конкретное задание – не одно и то же.
Слайд 9Типовые задачи в развитии регулятивных УУД
умение принимать и сохранять задачу воспроизведения
образца;
планировать свое действие в соответствии с особенностями образца;
осуществлять контроль по результату и по процессу;
оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение
Слайд 10
На любом уроке ребенок учится что-то делать с изучаемым предметом: преобразует
его, моделирует его существенные свойства и т.д. Вместе с тем ребенок учится контролировать и оценивать все эти предметные действия.
Контроль и оценка – это действия с действиями, а не действия с предметами. От того, как ребенок овладевает действиями и мыслями о действиях и мыслях (а не только о предметах), зависит его рефлексивное развитие. Иными словами, от судьбы контрольно-оценочной части учебной деятельности существенно зависит ее развивающий эффект, ее направленность на рефлексивное развитие ребенка.
В этой работе на данном этапе используются приемы:
- прием «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками);
- прием «задания – ловушки» на рефлексию усвоенного способа действия;
- прием «сопоставления своих действий и результата с образцом».
Слайд 11Самоконтроль
Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его
назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Между тем наблюдения, показали, что именно навык самоконтроля наиболее слабо сформирован у учащихся.
Слайд 12Развитие самоконтроля:
сравнить результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме;
выполнить действия по развернутой инструкции;
сравнить промежуточный результат с эталоном;
составить проверочные задания для самоконтроля;
сравнить конечный результат с эталоном;
осуществить самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта;
реконструировать ошибочное действие
редактирование текста и т.д.
Слайд 13
Карточки с порядком проведения самоконтроля, выполнения проверки
( в указаниях содержатся разъяснения
о том, когда и какими способами учащемуся следует контролировать свои действия и их результат)
Слайд 14Также можно использовать упражнения, которые больше подходят для развития внимания детей,
но их тоже необходимо использовать при формировании навыка самоконтроля, т.к. при отсутствии внимания не может быть речи ни о самоконтроле, ни о контроле вообще.
Детям предлагается готовое решение какой-либо математической задачи, но оно является неправильным. Ошибки предлагается обнаружить ученикам.
Учитель предъявляет неполное решение задачи, а ученикам предлагается завершить его.
Для решения предлагается задача с неполными или избыточными данными, ученики должны обнаружить это.
Предлагаемое решение задачи содержит принципиальные пробелы, которые необходимо найти ученикам.
Слайд 15Игра «Лесенка»
Каждой паре детей дается одна карточка с примерами:
Примеры составлены таким
образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать. Можно составить так, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки, на которой он записан:
Записывая ответ примера на каждой ступеньке, дети контролируют себя: по порядку ли они идут.
Слайд 16Игра «Число-контролер»
Ученики получают карточки с примерами:
Решив данные примеры, они могут
себя проконтролировать – сумма всех ответов равняется числу 10.
Слайд 17Упражнение «Исправь ошибки».
Учащиеся за 5 минут должны найти все ошибки
и подчеркнуть их. Можно попросить, чтобы ошибки дети не только подчеркнули, но и исправили.
Упражнение «Проверка-сверка»
Во время чистописания после написания букв дети сверяют по образцу правильность начертания. Затем находят и выделяют зеленой точкой самую удачную букву.
Слайд 18Может ли ученик адекватно оценивать свои результаты?
завышенная самооценка может подтверждать личностную
незрелость, неумение правильно оценить результат своей деятельности, сравнивать себя с другими.
низкая самооценка скрывает два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.
Слайд 19Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)
Какова была цель задания?
Удалось получить
результат (решение, ответ)?
Правильно или с ошибкой?
Самостоятельно или с чьей-то помощью?
Слайд 20Инструкция по развитию самооценки первоклассника:
даем проявить свою (неадекватную) самооценку;
развиваем эмоциональную рефлексию;
устанавливаем
порядок самооценки;
учим признавать свои ошибки.
используем развитое умение самооценки