Презентация, доклад группового занятия В школе без насилия. Белая ворона

Содержание

Цель: способствовать формированию позитивного отношения к людям, желанию овладеть навыками общения и социального взаимодействияЗадачи: - сплочение классного коллектива, - формирование дружелюбия, - уважения к индивидуальности, учет индивидуальных особенностей личности человека, - принятие решения и выход из

Слайд 1Кирилина Тамара Ивановна, педагог-психолог,
высшая кв.категория,
МБОУ «Школа № 68» Приволжского

района г.Казани

В ШКОЛЕ
БЕЗ НАСИЛИЯ.
БЕЛАЯ ВОРОНА

Кирилина Тамара Ивановна, педагог-психолог, высшая кв.категория, МБОУ «Школа № 68» Приволжского района г.КазаниВ ШКОЛЕ БЕЗ НАСИЛИЯ. БЕЛАЯ

Слайд 2Цель: способствовать формированию позитивного отношения к людям, желанию овладеть навыками общения

и социального взаимодействия
Задачи: - сплочение классного коллектива,
- формирование дружелюбия,
- уважения к индивидуальности, учет индивидуальных особенностей личности человека,
- принятие решения и выход из жизненных ситуаций
 
Возрастная группа: 5-7 класс
Форма проведения: групповая
Время проведения: 1,5 часа
Оборудование: мультимедийная установка, презентация «В школе без насилия. Белая ворона», мешочек, жетоны: красного, зеленого, синего цвета, один белый, листы формата А4, ручки.

Цель: способствовать формированию позитивного отношения к людям, желанию овладеть навыками общения и социального взаимодействияЗадачи: - сплочение классного

Слайд 3Насилием является любое поведение, которое нарушает права другого.

Школьное насилие – это

вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или крайне редко – учениками по отношению к учителю.


Насилием является любое поведение, которое нарушает права другого.Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место

Слайд 4Школьное насилие
Насмешки, присвоение кличек,
бесконечные замечания,
необъективные оценки,
высмеивание, унижение

в
присутствии других детей,
отторжение, изоляция,
отказ от общения и пр.

Избиение, нанесение удара,
шлепки, подзатыльники,
порча и отнятие вещей и др.

Эмоциональное
насилие

Физическое
насилие

Школьное насилие Насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей,отторжение, изоляция, отказ

Слайд 5Римский поэт-сатирик Ювенал (I-II вв.н.э.) использовать следующее сравнение: «Раб может выйти

в цари, пленник – дождаться триумфа. Только удачник такой, редкостней, белой вороны…».

Животных с отсутствием в коже и волосах красящего вещества – пигмента - называют альбиносами (от латинского слова «альбус» - белый). Альбиносы бывают и среди ворон, но чрезвычайно редко.

Римский поэт-сатирик Ювенал (I-II вв.н.э.) использовать следующее сравнение: «Раб может выйти в цари, пленник – дождаться триумфа.

Слайд 6«Белая ворона» - не цвет, а состояние души. Белой вороной (другим,

чужим) часто называют людей, отличных от общей массы. Это может быть непонятый гений или наоборот личность, отстающая в развитии. Или же просто человек, которого не понимают, либо ему сложно соответствовать окружающему его миру.
Часто в классе встречается такой себе хороший парень или симпатичная девушка, которые явно выделяются среди всех. Прикрепленный ярлык диктует отношение к человеку еще до того, как он что-то сказал.
Так, например, для «белых ворон» умение держать удар в конфликте и играть в безразличие больно и неприятно. Хотя окружающие уверены, что им попросту наплевать на мнение других. Эта способность развивается в детстве, когда ребенок отвергнут сверстниками и замыкается от обиды. И чтобы не показать чувств, «переворачивает» ситуацию: «мне никто не нужен и неинтересны подобные игры».
«Белая ворона» - не цвет, а состояние души. Белой вороной (другим, чужим) часто называют людей, отличных от

Слайд 7Игра  «Стереотипы»
    Психолог: Работа по группам. Каждая группа получает карточки

со словами. Ни при каких обстоятельствах нельзя читать карточку вслух. Каждая группа подбирает к слову эпитеты, ассоциации – характеристики к слову - и пишет их на другом листке. Например: задано слово «слон». Ученики пишут: «большой, серый, большеухий, …».
   
Выдаются каждой группе карточки со  словами: отец, инвалид, учитель, человек «белая ворона», отличник, вор… Дается время на работу. После этого каждая  группа по очереди зачитывает характеристики.    Остальные пытаются отгадать, кого описала группа.
 
Необходимо обсудить, что является правдой, а что нет. И почему в обществе сложились такие стереотипы.   
Игра  «Стереотипы»    Психолог: Работа по группам. Каждая группа получает карточки со словами. Ни при каких обстоятельствах

Слайд 8«Белые коршуны»
Первая группа «белых ворон» больше похожа на «белых коршунов». Они

живут под девизом «Стань главным, и люди за тобой потянутся!». Они все время стремятся отойти от общественных норм и порой идут на сознательный эпатаж. Всегда первые, всегда на виду, в центре внимания и иногда - непонимания. Своими поступками они ставят общество в тупик и тем самым, как им кажется, превосходят его. С их мнением считаются, спрашивают совета, говорят комплименты, зовут на все вечеринки. Такие подростки чувствуют себя сильными из-за своей непохожести. В классе они нередко лидеры, гордость коллектива, но чаще их считают просто зазнайками, хотя относятся с уважением и даже иногда побаиваются.
Однако роль эта совсем не так легка, как кажется. Нередко они оказываются заложниками своего избранного положения: никогда нельзя терять авторитет в глазах других, приходится умалчивать о личных проблемах и всегда сохранять оптимизм. Ни за что и ни с кем нельзя делиться своими неудачами: имидж требует жертв. В школе учителя придираются: не любят всезнаек, на улице у молодых людей серьги из ушей вырывают и т.д. Но ведь этим «коршунам» только дай повод за свои права побороться, и они сделают это агрессивно, но с блеском.
«Белые коршуны»Первая группа «белых ворон» больше похожа на «белых коршунов». Они живут под девизом «Стань главным, и

Слайд 9«Белые орлы»
Всегда и на все имеют свое мнение и не боятся

высказать его кому угодно. Они просто не хотят принимать «чужие правила игры» и никого силой около себя не удерживают. В классе к таким чаще относятся с интересом. Самостоятельны, не терпят командования над собой или просто не нуждаются в общении с теми, кто им неинтересен. Причина обособленности таких «белых ворон» внутри них: собственная независимость, честность, порядочность, нежелание сливаться со «стаей». Это - яркие личности! Умные и интересные. «Стадное» чувство их раздражает.
Почему они стали такими? «Белые вороны» говорят, что просто отличаются от других характером, без указания на какие-либо причины. Но, конечно, повлияло и воспитание, образ жизни семьи. Их девиз: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас». Они считают, что нужно оставить все как есть и просто будут жить дальше. У них уже есть все: они сами, их индивидуальность, неповторимый внутренний мир, неординарное мышление и, как следствие, интересная жизнь.
«Белые орлы»Всегда и на все имеют свое мнение и не боятся высказать его кому угодно. Они просто

Слайд 10«Белые мыши»
Эти «Белые вороны» считают себя забитыми. Вроде стараются «усредниться», но

не получается. Застенчивые, стеснительные, неуверенные в себе и беззащитные. Винят в таком положении они себя и только себя. При этом вполне могут развиться самые настоящие комплексы. Окружающие часто игнорируют их и относятся к ним с пренебрежением. Такие люди не видят абсолютно никаких плюсов в своем положении. «Держи свое мнение при себе», «надо менять себя полностью» - советы братьям по несчастью. Им категорически не нравится их положение в классе.
Такие «Белые вороны» часто бывают объектом агрессии. Они, как правило, привыкают не обращать внимания «на наезды» и продолжают бороться за свою индивидуальность. В большинстве своем они гордые, и потому, несмотря ни на что, не считают свое положение нетерпимым. Но все же были бы совсем не против, если бы в трудный момент хоть кто-то защитил их от несносных обидчиков. Вот только помощь учителей большая часть принимать отказывается. Кроме тех, чье положение уже становится невыносимым. Когда постоянно бьют и травят, приходится прибегать к помощи старших. Есть только одна мечта: побыстрее закончить школу.
«Белые мыши»Эти «Белые вороны» считают себя забитыми. Вроде стараются «усредниться», но не получается. Застенчивые, стеснительные, неуверенные в

Слайд 11Одному из вас досталась карточка белого цвета, предложенная в единственном экземпляре.

Ты остался один.
Вопрос к обладателю белого жетона: Что ты почувствовал, когда понял, что ты такой один?
Вопросы к группе: Что вы почувствовали по отношению к одинокому участнику? Хотели бы вы оказаться на его месте? Почему? Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживания?

«Белая ворона»
Психолог: Проведем небольшой эксперимент: Вы, не заглядывая в мешочек, берете жетон. Объединитесь, пожалуйста, в группы по цвету ваших карточек.

Одному из вас досталась карточка белого цвета, предложенная в единственном экземпляре. Ты остался один. Вопрос к обладателю

Слайд 12«Это не я такой – это мир жесток»
Психолог: Вы, опять, не

заглядывая в мешочек, берете жетон. Объединитесь, пожалуйста, в группы по цвету ваших карточек.

Один из вас снова стал «белой вороной»

Задание «белой вороне» – по очереди подходить к каждой группе и попытаться взаимодействовать
Задание группам: При приближении «белой вороны» к группе
Зеленые – нахмуриться и выставить руки вперед, защищаясь ладонями
Красные – отворачиваются от нее
Синие – отодвигаются при приближении к группе «белой вороны»

Психолог: Трудно быть не таким, как все. Кто из вас вызовется помочь белой вороне? В чем будет заключаться помощь?

«Это не я такой – это мир жесток»Психолог: Вы, опять, не заглядывая в мешочек, берете жетон. Объединитесь,

Слайд 13Вопросы для обсуждения:
От чего зависит, что человек становится «белой вороной»

- от самого человека или от общества?
Почему сверстники не помогают «белой вороне», не поддерживают?
Какой тут риск?
Вопросы для обсуждения: От чего зависит, что человек становится «белой вороной» - от самого человека или от

Слайд 14«Личное в квадрате»
Психолог: Это упражнение каждый ученик делает только для себя.

Никто не будет смотреть ваши записи, поэтому будьте предельно откровенными с самим собой.

Каждый ученик получает листок бумаги, чертит на нем четыре концентрических квадрата (внутри – самый маленький, потом – побольше, еще больше и снаружи – самый большой).

Самый внутренний квадрат – это сам человек. Можно написать внутри этого квадрата «Я» или «Я сам». Следующий квадрат – это самые близкие люди. Для кого-то это мама, папа, бабушка, для кого-то это лучший друг. Можно написать для себя имя этого человека. Следующий квадрат – это друзья. Те люди, с кем вы обычно общаетесь. Самый внешний квадрат – это ваши знакомые. Те люди, с которыми вы здороваетесь при встрече, просто говорите несколько слов. То, что вне квадрата – это все остальное общество. Подумайте для себя, кого бы вы отнесли к каждому из этих квадратов.
«Личное в квадрате»Психолог: Это упражнение каждый ученик делает только для себя. Никто не будет смотреть ваши записи,

Слайд 15Психолог: Теперь я буду зачитывать утверждение, а вы, подумав, с кем

бы вы поделились этой информацией о себе. Ставите крестик в нужном квадратике. Например, я скажу: «Кому вы расскажете о своей пятерке?», - вы расскажете родителям. Значит, ставите крестик только в квадрате «родители».  
Итак, кому бы вы могли сказать:
о своем весе?
о том, какая часть вашего тела  вам не нравится?
о том, что вы что-то когда-то украли?
о том, что вы вырвали страничку из дневника?
о том, что вам нравится мальчик (девочка)?
о том, что вы обманули учителя?
о том, что вы струсили?
о том, что…            можно подобрать много вопросов.
Психолог: Ребята, что вы выяснили о себе? Почему не захотели с окружающими поделиться той информацией, которую оставили в самом внутреннем квадрате?
- Какие изменения должны были бы произойти в отношениях с людьми  в «более внешнем квадрате», чтобы вы смогли поделиться этой информацией?
- Не надо зачитывать свои ответы вслух, просто пусть тот, кто может, сделает какие-либо выводы относительно себя и своих отношений с окружающими.
Психолог: Теперь я буду зачитывать утверждение, а вы, подумав, с кем бы вы поделились этой информацией о

Слайд 16«Случай в тему»
Вера была единственной отличницей в классе. И единственной,

кто не пропускал уроки, не ругался, всегда делал все, о чем попросят взрослые. Одноклассники не любили Веру, но в какой-то мере зависели от неё: в случае чего она всегда давала списать домашнее задание и подсказывала верный ответ задачки на контрольной работе. Поэтому им приходилось скрывать своё истинное отношение к девушке, хоть это и плохо получалось.
Но в один «прекрасный» день Вера зашла в класс по звонку на урок и увидела: одноклассницы без спроса залезли в её сумку, извлекли из неё тетрадь с выполненным накануне домашним заданием по математике и без зазрения совести списывают, сидя прямо за её партой. Появление хозяйки тетради никак не отразилось на поведении наглых девиц. Более того, возмущение Веры было воспринято с непониманием и вызвало бурную ответную реакцию негативного характера.
На следующий день с девушкой перестал разговаривать практически весь класс, кроме двух одноклассниц.
«Случай в тему» Вера была единственной отличницей в классе. И единственной, кто не пропускал уроки, не ругался,

Слайд 17Вопросы для обсуждения:
Что движет подростками?
Случалось ли вам когда-нибудь в жизни

оказывать поддержку «белой вороне»?
Что вас заставило или что вам помешало?
Что при этом вы чувствовали?


Психолог: Составьте в группах список рекомендаций для человека, которого обижают в классе.

Вопросы для обсуждения:Что движет подростками? Случалось ли вам когда-нибудь в жизни оказывать поддержку «белой вороне»? Что вас

Слайд 18Как помочь «Белой вороне»

Не относитесь агрессивно к тому окружению, которое

вокруг вас и которое другое. Принимайте как норму, что у разных людей - разные ценности. Высказывайте свои взгляды, слушайте другие. Будьте доброжелательны и спокойны, не становитесь агрессивными или категоричными.
Смотрите, чему вы можете поучиться у людей с другими взглядами. Помните, что «никто вам не друг и не враг, а каждый - учитель».
Высказывайте свою позицию спокойно, не замалчивайте своих взглядов, но и не становитесь категоричными, не закрывайтесь и не защищайтесь.
Осознанный выбор собственной индивидуальности
Как помочь «Белой вороне» Не относитесь агрессивно к тому окружению, которое вокруг вас и которое другое. Принимайте

Слайд 19Как помочь «Белой вороне»

Ищи друзей и компанию по интересам. «Белая

ворона» - понятие относительное, всегда можно найти стаю... то бишь, группу, где твои «черные» будут выглядеть «белыми-белыми». Однако самая, пожалуй, неприятная ситуация - это когда люди, которых ты считаешь друзьями, издеваются над тобой. Подумай, нужны ли тебе такие «друзья».
«Бороться и искать СЕБЯ, найти СЕБЯ и не сдаваться». Не иди на поводу у искушения стать «как они». Это - кратчайший путь к полной потере самоуважения. Оглянуться не успеешь, как сам будешь кого-нибудь травить.
«Не быть как другие», впрочем, ничуть не означает, что нужно во все горло кричать о своей исключительности, и что умение договариваться с людьми тебе не потребуется. Мы живем в обществе и должны соблюдать его законы - писаные и неписаные. В группе подростков навалом своих правил. Так что если хочешь общаться, будь добр эти правила соблюдать. Ну а если нормы группы нарушают законы государства, тут уж об их соблюдении не может идти и речи. А именно так зачастую и происходит. Грустно
Как помочь «Белой вороне» Ищи друзей и компанию по интересам. «Белая ворона» - понятие относительное, всегда можно

Слайд 20Как помочь «Белой вороне»

Смеются не над человеком, а над «белой

вороной», неким образом, который они видят, глядя на тебя. Это может показаться странным, но это так. Пообщайся с кем-то из тех, с кем у тебя нейтральные отношения. Это само по себе не ущемит твоей индивидуальности. Наоборот, узнав тебя лучше, большая часть обидчиков может пересмотреть свои взгляды, ведь зачастую они смеются над тобой только, чтобы быть «как все» или даже чтобы не смеялись над ними!
А если над тобой не посмеиваются, а действительно угрожают или избивают, а самому никак не справиться, то тут уже надо обращаться к друзьям, к родителями. Жизнь и здоровье дороже. Переход в другую школу в таком случае - тоже выход.
И самое главное: перестав быть «козлом отпущения» для класса, подумай дважды, прежде чем обидеть кого-то
Как помочь «Белой вороне» Смеются не над человеком, а над «белой вороной», неким образом, который они видят,

Слайд 21Игра «Спираль»
       Психолог: Встаньте в шеренгу и возьмитесь за

руки. Первый человек с этого конца (покажите) начинает закручиваться вокруг своей оси и тянуть за собой остальных, пока не получится тугая «спираль». Теперь попробуйте в таком положении пройти все вместе несколько шагов.      
     

PS. Обратите внимание, договорились ли они вначале, в какую сторону шагать. Если да – это хороший признак. Если нет, но все шагнули одновременно  в одну и ту же сторону – то это еще лучше.

Игра «Спираль»       Психолог: Встаньте в шеренгу и возьмитесь за руки. Первый человек с этого конца

Слайд 22Белая ворона
Автор: Любовь Васенина

Вороны чёрным цветом говорят - ты белая.  О, как

не современен твой наряд - ты смелая.  Вороной белой быть и стыд, и смех - ты странная.  И перья у тебя не как у всех - все равные.  Ты хочешь отличаться от других - ишь важная.  Вороны чёрные тебе враги - не страшно ли?  Они и засмеют и заклюют, запачкают  И перья белые твои помнут - заплачешь ты.  Будь как все, вороной чёрной стань, не мучайся.  Ты с крыши сажу чёрную достань получится.  Ты сажей этой крылья перекрась до пёрышка.  Тогда без страха в стаю чёрных влазь - ты чёрная.

И не посмеют клюнуть и толкнуть - ты равная.  Вам никогда меня не обмануть - я странная.  Над крыльями смеются ну и пусть - да белые.  Клюют за белый цвет - я не боюсь, я смелая.  Кому-то режет глаз взмах белых крыл, не нравится.  Меня Бог птицей белой сотворил - я радуюсь.  Чужая знаю средь вороньих стай и лишняя,  Но не хочу вороной чёрной стать, всё ближе мне -  Вот этот чистый чистый белый цвет, роднее цвета не было и нет.  Вечерний час и солнышко зашло.  Не верится -  Мелькнуло чьё-то белое крыло и светится.  Ещё я вижу белых птиц все в воздухе.  Взлетаю к ним, о сколько милых лиц - мы к Господу.

Белая воронаАвтор: Любовь ВасенинаВороны чёрным цветом говорят - ты белая.  О, как не современен твой наряд -

Слайд 23Источники
1. «Белая ворона» - натянутые струны чужой души. Психология одиночества http://www.medicinform.net/psycho/psych_pop115.htm
2.

«Отношения – Белая ворона» http://www.fresher.ru/2012/04/16/otnosheniya-belaya-vorona/
3. «Белая ворона» http://www.psychologos.ru/articles/view/belaya_vorona
4. Исследовательская работа «Белая ворона» Вертипрахов Илья, учащийся 11а класса, МОУ лицей №1, г.Кунгур, Пермский край http://gigabaza.ru/doc/91614.html
5. Родионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001.
6. Любовь Васенина «Белая ворона «6. Любовь Васенина «Белая ворона «http://happy-school.ru/publ/belaja_vorona/11-1-0-20232

Источники1. «Белая ворона» - натянутые струны чужой души. Психология одиночества http://www.medicinform.net/psycho/psych_pop115.htm2. «Отношения – Белая ворона» http://www.fresher.ru/2012/04/16/otnosheniya-belaya-vorona/3. «Белая

Слайд 24Картинки
http://crisolplural.com/wp-content/uploads/cache/60220_NpAdvHover.jpg
http://25.media.tumblr.com/tumblr_m7www0QpWV1qlpfypo2_1280.jpg
http://www.fotokonkurs.ru/uploads/comments/2013/02/08/883101.jpg
http://training8.ru/sites/default/files/styles/filter941x470/public/illustrarion/belaya_vorona.jpg?itok=CIFuWBjz
http://image.zn.ua/media/images/614xX/May2011/33549.jpg
http://www.fresher.ru/images10/otnosheniya-belaya-vorona/1.jpg
http://happy-school.ru/_pu/202/93601392.jpg
http://proxy12.media.online.ua/uol/r3-5eb43fe680/5251686e0e27a.jpg
http://w.karpovka.net/pics/2013/07/shkolnitsa.jpg
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/122/703/122703903_4.jpg
http://www.artleo.com/large/201307/51129.jpg
http://i.mahmure.com/g/2012/6/1/re_7c91597d-a7c3-41b7-801b-948aa8ab7a7a_4_B6C47EF3-6B02-4017-B0FC-EEE3C3B85E22.jpg
http://demosthenes.info/assets/images/white-tailed-kite.jpg.pagespeed.ce.S89Qs8lmdU.jpg

Картинкиhttp://crisolplural.com/wp-content/uploads/cache/60220_NpAdvHover.jpghttp://25.media.tumblr.com/tumblr_m7www0QpWV1qlpfypo2_1280.jpghttp://www.fotokonkurs.ru/uploads/comments/2013/02/08/883101.jpghttp://training8.ru/sites/default/files/styles/filter941x470/public/illustrarion/belaya_vorona.jpg?itok=CIFuWBjzhttp://image.zn.ua/media/images/614xX/May2011/33549.jpghttp://www.fresher.ru/images10/otnosheniya-belaya-vorona/1.jpghttp://happy-school.ru/_pu/202/93601392.jpghttp://proxy12.media.online.ua/uol/r3-5eb43fe680/5251686e0e27a.jpghttp://w.karpovka.net/pics/2013/07/shkolnitsa.jpghttp://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/122/703/122703903_4.jpghttp://www.artleo.com/large/201307/51129.jpghttp://i.mahmure.com/g/2012/6/1/re_7c91597d-a7c3-41b7-801b-948aa8ab7a7a_4_B6C47EF3-6B02-4017-B0FC-EEE3C3B85E22.jpghttp://demosthenes.info/assets/images/white-tailed-kite.jpg.pagespeed.ce.S89Qs8lmdU.jpg

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть