Слайд 1
Семинарское занятие
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ
Разработано: методистом по социальной
работе
Тюменского президентского кадетского училища Золоторевой В.М.;
педагогом-психологом учебного отдела Тюменского президентского кадетского училища Ивановой С.А.
Слайд 2Каждый индивид развивается как представитель конкретного пола
Появившись на свет девочкой или
мальчиком, ребенок в процессе социализации усваивает комплекс норм, правил, моделей поведения, которые приближают его к принятым в данном обществе образцам женского или мужского, способствуют формированию соответствующих качеств личности.
Таким образом, ребенок приобретает гендерные характеристики.
Слайд 3СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ПОЛ» И « ГЕНДЕР»
Понятие
«пол» многоуровневое, оно включает как биологические, так и социальные характеристики.
«ПОЛ» - это комплекс телесных, репродуктивных, поведенческих и социально — культурных признаков, определяющих человека как мужчину или женщину, мальчика или девочку.
Слайд 4СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ПОЛ» И «ГЕНДЕР»
Биологический пол дается индивиду при рождении, в
то время как социальный ПОЛ формируется прижизненно под влиянием социального фактора.
Половые различия задаются генетически и далее продолжают формироваться в социально-культурной среде.
Слайд 5СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ПОЛ» И «ГЕНДЕР»
Термин «ГЕНДЕР» был введен в науку с
целью
разграничения социальной характеристики пола
В ПЕРЕВОДЕ С
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
GENDER - «РОД»
Слайд 6СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ПОЛ» И «ГЕНДЕР»
Понятие «гендер» отражает социально
обусловленную природу мужского и женского и акцентирует внимание на том, что социальные различия мужчины и женщины не всегда являются продолжением биологических различий, а обусловлены влиянием социальных факторов
Слайд 7СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ПОЛ» И «ГЕНДЕР»
«ГЕНДЕР» – специфический набор культурных и поведенческих
характеристик, которые определяют социальное поведение мужчины и женщины.
Слайд 8
ПОНЯТИЕ ГЕНДЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ
Гендерное обучение – это раздельное обучение мальчиков и девочек («Девочки – налево, мальчики – направо»).
Слайд 9
ПОНЯТИЕ ГЕНДЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ
Гендерное обучение – это переосмысление способов и методов обучения в контексте значимости какой-либо учебной дисциплины через призму женского и мужского восприятия; это принятие педагогом личности учащегося с позиций его гендерных особенностей, проявляемых на уровне осознания учеником изучаемых явлений и соответствующих определённым психофизиологическим параметрам личности.
Слайд 10ЦЕЛЬ ГЕНДЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРЫ, ГРАЖДАНИНА, НРАВСТВЕННОЙ
ЛИЧНОСТИ, ЧЕЛОВЕКА СПОСОБНОГО К МАКСИМАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ И РАСКРЫТИЮ СВОИХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Цель реализуется путем переориентации обучения и воспитания на гендерные проблемы детей, ценностно-смысловое гендерное развитие личности, педагогической поддержки индивидуальности.
Слайд 11ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА
создание условий для гендерной социализации;
применение гендерно-ориентированных технологий
воспитания и обучения.
Слайд 12Психофизиологические особенности
мальчиков
Зрение -«туннельное», четко и ясно видят то, что расположено перед
ними;
Слух –безошибочно определяют источник звука, но восприятие на слух информации сразу с нескольких источников затруднено;
Правое и левое полушария головного мозга отвечают за различные, четко определенные функции;
Слайд 13Психофизиологические особенности
мальчиков
Более развито правое полушарие, отвечающее за распознание и анализ слуховых
образов, форм и структуры предметов, за сознательную ориентацию в пространстве, что позволяет им мыслить абстрактно и формировать отвлеченные понятия.
Слайд 14Эмоционально – волевая сфера
Стремятся к независимости и самостоятельности;
Уровень агрессии повышен;
Трудно выдерживают
статистические позы, подвижность повышена;
Менее импульсивны;
Менее дисциплинированы.
Слайд 15Коммуникативная сфера
Нет выраженного желания заботиться о ком – либо;
Хорошо ориентируются в
новой, непривычной обстановке;
Важнее что-то делать, чем просто общаться;
Слайд 16
Коммуникативная сфера
Не особенно чувствительны к нарушениям, допускаемым ими самими или другими
детьми;
Часто спорят;
Обычно не склонны обращаться к взрослому
как к арбитру;
Реже жалуются.
Слайд 17Особенности мотивации
Мотивация носит, в большей степени, материальный характер, мотив на перспективу
не действует, только «здесь и сейчас»;
Мотивация направлена на завоевание социального статуса.
Слайд 18Особенности учебной деятельности
мальчиков
Способны сосредоточиться только на одном виде деятельности;
Хорошо передают
последовательность событий, используя слова, обозначающие действия;
При выполнении заданий на внимание ориентированы на точность работы;
Ускорение темпа работы на внимание вызывает снижение точности.
Слайд 19Особенности учебной деятельности
мальчиков
Темп врабатываемости невысокий;
Хорошо развита поисковая деятельность, лучше работают,
если нужно решить принципиально новую задачу;
Хорошо воспринимают наглядную форму подачи материала (схемы, образы, творческие игры);
В основе восприятия материала - понимание принципа и смысла;
При несоответствии содержания и форм учебной деятельности индивидуальным особенностям реагируют негативно, знания приобретают избирательно, получают контрастные отметки; обучаются менее успешно
Слайд 20Роль учителя
Преодоление формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам
и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие,
индивидуальные,
возрастные и гендерные
особенности
Слайд 21Принципы для создания гендерной модели образовательной среды
Демократичность
Природосообразность
Соответствие требованиям
времени