Слайд 1Формирование стратегии смыслового чтения- необходимое условие развития метапредметных компетенций
Слайд 2Задача каждого учителя – обучение детей грамотному смысловому чтению на всех
предметах учебного плана и в процессе внеурочной деятельности
Слайд 3Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового
содержания текста.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию.
Слайд 4Сплошные тексты:
- описание (художественное и техническое);
- повествование (рассказ, отчёт, репортаж);
- объяснение
(рассуждение, резюме, восприятие читателем, интерпретация);
- аргументация (научный комментарий, обоснование);
- инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы);
Слайд 5Несплошные тексты
- формы (налоговые, визовые, анкеты);
- информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги);
-
расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции);
- сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты и др.);
- призывы и объявления(приглашения, повестки и др,)
- таблицы, графики, диаграммы;
- географические карты и карты местности;
- схемы (кластеры);
- списки и др.
Слайд 6«Скажи мне- я забуду, покажи мне- я запомню, вовлеки меня- я
пойму»
Конфуций
Слайд 7Приём «Фишбоун» («Рыбья кость»)
Это универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках
любого типа. Но наиболее эффективно применяется на уроках обобщения и систематизации полученных знаний.
Этот приём даёт возможность:
организовать работу участников в парах или группах;
развивать критическое мышление;
визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
ранжировать факторы по степени их значимости.
Слайд 9Приём «Кластер»
Кластер- графическая организация/ систематизация материала.
Кластер- гроздь, созвездие, пучок.
Приём «Кластер» предполагает:
-
оценку прочитанного текста с точки зрения возможности выделения в нём больших и малых смысловых единиц;
- выделение смысловых блоков и более мелких единиц, графическое установление связей между ними;
- осмысление полученной графической систематизации текста;
- умение осуществить презентацию своей графической схемы текста.
Слайд 10Приём / стратегия «Пирамида критика»
1. Имя героя вашей истории (человек, животное,
неодушевлённый предмет)
2. Два слова , описывающие героя (внешность, возраст, черты характера, качества)
3. Три слова, описывающие место действия (страна, местность, общественные места)
4. Четыре слова, описывающие проблему истории
Слайд 115. Пять слов, описывающих первое событие (что явилось причиной проблемы в
истории)
6. Шесть слов, описывающих второе событие (что происходит с героем по ходу сюжета)
7. Семь слов, описывающих третье событие (что предпринимается для решения проблемы)
8. Восемь слов, описывающих решение проблемы.
Слайд 12«Ромашка Блума» (ромашка вопросов и ответов)
1.Простые вопросы («Что?», «Когда?», «Где?», «Как?»).
2.
Уточняющие вопросы .
3. Интерпретационные (объясняющие вопросы).
4. творческие вопросы.
5. Практические вопросы.
6.Оценочные вопросы
Слайд 13«Кубик Блума»
- «Почему»
- «Объясни»
- «Назови»
- «Предложи»
- «Придумай»
- «Поделись»
Слайд 14Приём «Тонкие и толстые вопросы»
«Толстые вопросы»
Объясните почему…?
Почему вы думаете…?
Предположите, что будет
если…?
В чём различие…?
Почему вы считаете…?
Что, если…?
Дайте несколько объяснений, почему…?
«Тонкие вопросы»
Кто…? Что…? Когда…?
Может…? Мол ли…?
Было ли …? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?
Слайд 15Научить ребёнка мыслить- это одна из главных задач образования.
Чтение, как универсальное
действие, формируется благодаря использованию учителями приёмов смыслового чтения на всех учебных предметах. Только таким образом мы сформируем важнейшие метапредметные умения – понимать текст.