Слайд 1Педагогический совет
Формирование родительских компетенций в условиях ОУ. Медиативный подход
как способ регулирования конфликтов
Слайд 2
Лишь тот в совете — солнце,
в битвах — лев,
кто разумом смирять
умеет гнев
Саади
Только вместе с родителями,
общими усилиями, учителя могут дать детям
большое человеческое счастье
В.А.Сухомлинский
Слайд 3«Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителем, педагогом и
коллективом – большая беда для школы. Умение избежать конфликта – одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива».
В.А.Сухомлинский
Слайд 5У современных подростков наблюдается:
Рост эмоционального дискомфорта и снижение желания
активных действий.
Значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений.
Рост «экранной» зависимости.
Ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя.
Увеличение числа детей с эмоциональными проблемами.
В подростковом возрасте - рост индивидуализации, критичности по отношению к взрослым, поиск смысла жизни и утверждение своей уникальности.
Изменения в ценностных ориентациях подростков
Слайд 6По данным социологических исследований в 2016г.
80% российских подростков имеют профиль в
социальных сетях, и у каждого шестого из них более 100 друзей.
40% детей впоследствии начинают встречаться с сетевыми знакомыми в офлайне.
50% пользователей в возрасте до 14 лет просматривают сайты с нежелательным содержимым.
Слайд 7По данным социологических исследований в 2017г.
Подростки от 11 до 17 лет являются основной
группой риска для развития интернет-зависимости в силу своих возрастных особенностей.
Дети и подростки нуждаются в самовыражении. Если нет других средств поделиться своими мыслями и энергией, они обращаются к компьютеру.
В России уже более 200 тыс. человек использовали хэштеги, свидетельствующие о желании свести счеты с жизнью.
Слайд 8
По данным социологических исследований в 2017г.
Отношение родителей к участию детей в
социальных сетях
Слайд 9Мировая образовательная политика
В настоящее время на первых местах в образовательной
политике называются четыре цели образования:
Научить жить вместе
Научить получить знания
Научить работать
Научить жить
Гумманизация образования – это построение отношений образовательного процесса на основе взаимоуважения
Слайд 10Медиация в образовании
Вызовы времени
Чтобы увеличить жизнедеятельность цивилизации, повысить готовность к преодолению
негативных эффектов глобальных экологических и социально-экономических изменений,
необходимы разработка новых принципов существования, реализующихся через принципиально новые инновационные виды технологий
Слайд 11Медиа́ция,
в праве — одна из технологий альтернативного урегулирования споров (англ. alternative dispute resolution, ADR) с
участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который помогает сторонам выработать определённое соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.
\Википедия\
Слайд 12Медиация – основа комфортного существования в социуме
Школа является мини-социумом, и от
того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на территории школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме.
Слайд 13Метод «Школьная медиация»
– это инновационный метод, который применяется для разрешения
споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров
Слайд 14
основывается на принципах:
добровольность,
конфиденциальность,
взаимоуважение,
равноправие сторон,
нейтральность и беспристрастность медиатора,
прозрачность процедуры.
Слайд 15Служба школьной медиации
– эта служба, созданная в образовательной организации и
состоящая из работников образовательной организации, учащихся
и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода
Слайд 16Миссия службы школьной медиации
Развить и
закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию.
Цель службы школьной медиации
Развитие в образовательных учреждениях восстановительного подхода к реагированию на конфликты и правонарушения.
Слайд 17Задачи службы школьной медиации:
Развитие восстановительных практик реагирования на конфликты и
правонарушения, таких как восстановительная медиация, «Круг сообщества», «Школьная восстановительная конференция» и т.д.
Передача ценностей восстановительной культуры (таких как ответственность, взаимопонимание, поддержка и т.д.) педагогам, администрации, школьникам и родителям.
Насыщение восстановительными практиками существующих в школе форм управления и воспитания (таких как родительские собрания, педагогические и методические советы, классные часы и пр.), налаживание взаимопонимания между разными участниками образовательного процесса.
Обучение детей общаться друг с другом и окружающими, привлечение к работе новых ребят.
Профилактика нарушений поведения обучающихся.
Популяризация деятельности службы школьной медиации среди педагогов и родителей
Слайд 18Возможные варианты создания служб школьной медиации
Профилактический подход - содействие
устранению причин противоправного поведения школьников - работа в единой системе с Советом профилактики, социальным педагогом, психологом, становится частью административной системы школы и подчиняется школьной администрации.
Воспитательный (педагогический) подход - создание службы школьной медиации рассматривается как проявление детской активности. Ценится не столько сам продукт, который производит служба (программы примирения), сколько появление в школе объединения, воспитывающего у своих членов высокие нравственные и деловые качества через привлечение к добровольчеству
Слайд 19Состав службы школьной медиации
Куратор (руководитель) службы: социальный педагог, психолог или иной
педагогический работник, может быть выпускник.
Педагогические работники образовательной организации.
Взрослый (родитель, сотрудник общественной или государственной организации) по согласованию с администрацией образовательной организации.
Учащиеся 8-11 классов, участвующие в акциях, программах, волонтеры - «группа равных».
Слайд 20Что дает сторонам участие в программах примирения?
Конфликтующим сторонам: избавиться от
недоверия и озлобления, стремления отомстить и использовать для этой цели других детей, родителей и учителей.
Подростку, совершившему правонарушение (проступок): - осознать причины своего поступка и его последствия; принести извинения; загладить причиненный вред; вернуть к себе уважение и восстановить важные отношения, которые, возможно, были нарушены в результате случившегося.
Пострадавшему: - избавиться от негативных переживаний и желания отомстить; убедиться в том, что справедливость существует.
Слайд 21Что дает сторонам участие в программах примирения?
Родителям и педагогам: помочь
ребенку в трудной жизненной ситуации, способствовать развитию у него ответственного поведения.
Учащиеся- «группы равных» могут проводить с младшими школьниками занятия по конструктивному общению, инициировать миротворческие мероприятия, проводить акции, взаимодействуя с различными службами и организациями.
Таким образом, при умелом руководстве и поддержке администрации служба школьной медиации содержит в себе мощный ресурс для позитивных изменений в школьном сообществе, где ценность внимания и уважения к каждому не просто декларируется, а является основой для конструктивных отношений
Слайд 22С чем может работать служба школьной медиации
с длительными прогулами, возникшими
вследствие серии конфликтов с одноклассниками и учителями.
с конфликтами в ситуации низкого статуса учителя среди учеников класса.
с разрушенными отношениями в коллективе (классе).
с разрушенными отношениями в семье учащегося.
с социально-психологической «заброшенностью» ребенка.
с ситуацией прихода нового ученика в старшем классе.
с ситуацией смены любимого учителя (приходом нового).
с ситуацией переформирования классов (в связи с предпрофильной и профильной подготовкой).
с ситуациями дискриминации ученика одноклассниками по национальному, социальному, культурному или иному признаку
Слайд 23Индикаторы уровня сформированности благоприятной, гуманной и безопасной образовательной среды
снижение
деструктивного влияния конфликтов;
снижение уровня агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей;
сокращение количества правонарушений;
формирование условий для предотвращения неблагоприятных траекторий развития ребенка;
повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательного процесса
Слайд 24Медиация – основа комфортного существования в социуме
Если конфликты будут играть разрушительную
роль в жизни ребенка – их негативные последствия скажутся спустя десятилетия.
Если же конфликтное взаимодействие в школьные годы научит его относиться к конфликту как к возможности выйти на уровень глубинного понимания своего оппонента, такой позитивный опыт может быть плодотворно использован в дальнейшем.
Коммуникация не будет представлять для такого человека опасности, что значительно расширит его возможности и в профессиональной деятельности, и в личной жизни
Слайд 25Служба примирения -
Это путь , который учит уважать себя и других,
брать ответственность за свои поступки и за их последствия
Это путь, благодаря которому педагоги и родители осваивают способы и модели конструктивного и взаимоприемлемого взаимодействия, т.к. цель у всех одна – чтобы дети хорошо учились, с интересом относились к школе и учебе в целом, радовались сами и радовали своих учителей и родителей.
Но это путь, который не все взрослые готовы пройти без сомнений и колебаний
Слайд 26Благодарю за внимание!
Желаю жить в согласии!