Слайд 1Игровые приемы развития фонематического слуха у дошкольников
Консультация для воспитателей
Составила учитель-логопед Мальцева Е.В.
Слайд 2Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся
молчать, а речевые игры и упражнения уступают свое место компьютеру. Пожалуй, не будет ошибкой сказать, что современные дети много знают, а восприятие, воображение их менее продуктивны.
Слайд 3Фонематический слух представляет собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Под
этим подразумевается способность к дифференциации и категорианальной идентификации всех фонем родного языка. Различение звуков речи - основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то, что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно). «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или «лису».
Слайд 4Правильное восприятие звуков возникает не сразу. Это результат постепенного развития. На
самом раннем этапе ребенок воспринимает слова как единый, нерасчленимый звуковой комплекс, обладающий определенной ритмико-мелодической структурой. Последующий этап характеризуется постепенным развитием умения различать фонемы, входящие в состав слова. Одновременно происходит интенсивное овладение активным словарем и правильным произношением слов. Нарушение фонематического слуха чаще носит вторичный характер. Трудности отмечаются у детей уже при восприятии и воспроизведении простых ритмов, воспроизведение сложных ритмов им как правило не доступно.
Слайд 5Особенно ярко недостаточность фонематического слуха проявляется в школе при обучении письму
и чтению, ответственными за оптимальное протекание процесса любого обучения.
Слайд 6Поэтому неслучайно работе по развитию фонематического слуха педагоги уделяют много времени,
но не всегда оно протекает легко и успешно. Это можно объяснить недостаточным вниманием проработки предыдущего этапа - развитию речевого слуха.
Слайд 7Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура нервной системы. Неречевой слух-
восприятие шума, воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки - по своему происхождению гораздо древнее. Формируясь, сложные психические процессы зависят от более элементарных функций, лежащих в основе слова и составляющих «базу» для их развития. Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая, начиная с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей.
Слайд 8При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма.
Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. Кроме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение. Обычно работу следует начинать с наиболее элементарных видов различения: «тихого - громкого», «быстрого - медленного», выбирая контрастные по ритмической структуре музыкальные фрагменты.
Слайд 9Для формирования неречевого звукоразличения в логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно
применяются специальные упражнения.
Слайд 10Важно отнестись к ним серьезно, уделить им столько времени и внимания,
сколько понадобится, при этом, не забывая, что занятия должны стать интересными для ребенка.
Слайд 11Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее всего это тема для
свободной импровизации педагогов и детей.
Слайд 12«Шумящие коробочки».
Нужно взять два комплекта небольших коробочек (для себя и для
ребенка), наполнить их различными материалами, которые если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочку можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д.. Взяв коробочку из своего набора, вы трясете ее, ребенок закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность.
Слайд 13«Чудо - звуки».
Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: шум дождя, журчание
ручья, морской прибой, весеннюю капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите звуки - какие похожи, чем различаются, где их можно услышать, какие кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем сходных по звучанию.
Эти же звуки слушайте на прогулке: зимой — скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра; весной — капель, журчание ручья, щебетание птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, голоса людей, А еще не забывайте про запахи- это тоже опоры для детей в познании и обучении.
Слайд 14«Слушай, пробуй, как звучит».
Исследуйте звуковую природу предметов и материалов, оказавшихся под
рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать. А ребенок должен угадывать что и как звучало.
«Угадай, что звучало».
Проанализируйте с детьми бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми словами, постепенно нужно приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с одного до семи.
Слайд 15«Что как звучит»
Сделайте с детьми волшебную палочку, постучите палочкой по любым
предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы вокруг зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по вашей просьбе: «Скажи, покажи, проверь, что звучало. Что звучало сначала, а что потом? Можно взять волшебную палочку на прогулку. Более сложный вариант игры - узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я стучала? Что звучит? На что похоже? Где вы слышали похожие звуки?»
«Где позвонили».
Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза. Вы в стороне от него тихо звените, шумите. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно задать вопросы: где звенит? Слева? Справа от тебя? Впереди, сзади? И еще более веселый вариант всем хорошо известный - «Жмурки». Ребенок с закрытыми глазами в роли водящего.
Слайд 16«Выбери предмет».
Вы стучите, гремите, шелестите, играете на инструментах, а ребенок отгадывает
что вы делали, что звучало, и показывает нужный предмет.
«Создаем мелодию».
Вступайте с ребенком в диалог на инструментах - чередуйте «высказывания», внимательно слушая друг друга, можно создавать мелодию с помощью хлопков. Внимательно слушайте друг друга. Когда ребенок сыграет что-то достаточно структурированное, повторите его «реплику».
Слайд 17«Отработка ритмических рисунков».
Вы создаете ритм, отстукивая его рукой. Ребенок его повторяет.
Сначала ребенок видит ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами. Варианты игры могут быть разными: ребенок выполняет ритмический рисунок правой, левой рукой, обеими руками одновременно, поочередно (хлопки или удары); воспроизводит тот же рисунок ногами; придумывает свои ритмические рисунки.
«Громко — тихо».Попросите детей произнести гласный звук, слог или слово громко, потом тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом, низким. Вариант игры: придумайте или вспомните каких-то сказочных героев, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.
Слайд 18«Камертон».
Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать
его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог - один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется.
«Узнай свой голос».
Запишите на магнитофон голоса детей и свой голос. Прослушайте запись вместе. Каждый ребенок пусть узнает свой голос, назовет голоса других детей.
Слайд 19«Подскажи словечко»
У норы добычи ждет,
Притаившись серый …..
Мышь осталась без хвоста
Вырываясь от
….. и т.д.
«Закончи предложение»
Я хотел устроить бал и гостей к себе …...
Купил муку, купил творог, испек рассыпчатый …... и т.д.
«Исправь ошибку в предложении»
Русская красавица своей коЗою славится.
На поляне весной вырос зуб молодой. И т.д.