Презентация, доклад - Фонематический слух

Содержание

Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, а речевые игры и упражнения уступают свое место компьютеру. Пожалуй, не будет ошибкой сказать, что современные дети много знают, а восприятие, воображение их менее

Слайд 1Игровые приемы развития фонематического слуха у дошкольников
Консультация для воспитателей
Составила учитель-логопед Мальцева Е.В.

Игровые приемы развития фонематического слуха у дошкольниковКонсультация для воспитателейСоставила учитель-логопед Мальцева Е.В.

Слайд 2Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся

молчать, а речевые игры и упражнения уступают свое место компьютеру. Пожалуй, не будет ошибкой сказать, что современные дети много знают, а восприятие, воображение их менее продуктивны.
Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, а речевые игры и упражнения

Слайд 3Фонематический слух представляет собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Под

этим подразумевается способность к дифференциации и категорианальной идентификации всех фонем родного языка. Различение звуков речи - основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то, что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно). «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или «лису».
Фонематический слух представляет собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Под этим подразумевается способность к дифференциации и

Слайд 4Правильное восприятие звуков возникает не сразу. Это результат постепенного развития. На

самом раннем этапе ребенок воспринимает слова как единый, нерасчленимый звуковой комплекс, обладающий определенной ритмико-мелодической структурой. Последующий этап характеризуется постепенным развитием умения различать фонемы, входящие в состав слова. Одновременно происходит интенсивное овладение активным словарем и правильным произношением слов. Нарушение фонематического слуха чаще носит вторичный характер. Трудности отмечаются у детей уже при восприятии и воспроизведении простых ритмов, воспроизведение сложных ритмов им как правило не доступно.
Правильное восприятие звуков возникает не сразу. Это результат постепенного развития. На самом раннем этапе ребенок воспринимает слова

Слайд 5Особенно ярко недостаточность фонематического слуха проявляется в школе при обучении письму

и чтению, ответственными за оптимальное протекание процесса любого обучения.
Особенно ярко недостаточность фонематического слуха проявляется в школе при обучении письму и чтению, ответственными за оптимальное протекание

Слайд 6Поэтому неслучайно работе по развитию фонематического слуха педагоги уделяют много времени,

но не всегда оно протекает легко и успешно. Это можно объяснить недостаточным вниманием проработки предыдущего этапа - развитию речевого слуха.
Поэтому неслучайно работе по развитию фонематического слуха педагоги уделяют много времени, но не всегда оно протекает легко

Слайд 7Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура нервной системы. Неречевой слух-

восприятие шума, воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки - по своему происхождению гораздо древнее. Формируясь, сложные психические процессы зависят от более элементарных функций, лежащих в основе слова и составляющих «базу» для их развития. Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая, начиная с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей.
Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура нервной системы. Неречевой слух- восприятие шума, воды, ветра, бытовых шумов,

Слайд 8При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма.

Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. Кроме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение. Обычно работу следует начинать с наиболее элементарных видов различения: «тихого - громкого», «быстрого - медленного», выбирая контрастные по ритмической структуре музыкальные фрагменты.
При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был

Слайд 9Для формирования неречевого звукоразличения в логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно

применяются специальные упражнения.
Для формирования неречевого звукоразличения в логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются специальные упражнения.

Слайд 10Важно отнестись к ним серьезно, уделить им столько времени и внимания,

сколько понадобится, при этом, не забывая, что занятия должны стать интересными для ребенка.
Важно отнестись к ним серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится, при этом, не забывая,

Слайд 11Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее всего это тема для

свободной импровизации педагогов и детей.
Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее всего это тема для свободной импровизации педагогов и детей.

Слайд 12«Шумящие коробочки».
Нужно взять два комплекта небольших коробочек (для себя и для

ребенка), наполнить их различными материалами, которые если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочку можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д.. Взяв коробочку из своего набора, вы трясете ее, ребенок закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность.
«Шумящие коробочки».Нужно взять два комплекта небольших коробочек (для себя и для ребенка), наполнить их различными материалами, которые

Слайд 13«Чудо - звуки».
Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: шум дождя, журчание

ручья, морской прибой, весеннюю капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите звуки - какие похожи, чем различаются, где их можно услышать, какие кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем сходных по звучанию.
Эти же звуки слушайте на прогулке: зимой — скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра; весной — капель, журчание ручья, щебетание птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, голоса людей, А еще не забывайте про запахи- это тоже опоры для детей в познании и обучении. 
«Чудо - звуки».Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весеннюю капель, шум

Слайд 14«Слушай, пробуй, как звучит».
Исследуйте звуковую природу предметов и материалов, оказавшихся под

рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать. А ребенок должен угадывать что и как звучало. 

«Угадай, что звучало».
Проанализируйте с детьми бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми словами, постепенно нужно приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с одного до семи. 
«Слушай, пробуй, как звучит».Исследуйте звуковую природу предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно

Слайд 15«Что как звучит»
Сделайте с детьми волшебную палочку, постучите палочкой по любым

предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы вокруг зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по вашей просьбе: «Скажи, покажи, проверь, что звучало. Что звучало сначала, а что потом? Можно взять волшебную палочку на прогулку. Более сложный вариант игры - узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я стучала? Что звучит? На что похоже? Где вы слышали похожие звуки?» 

«Где позвонили».
Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза. Вы в стороне от него тихо звените, шумите. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно задать вопросы: где звенит? Слева? Справа от тебя? Впереди, сзади? И еще более веселый вариант всем хорошо известный - «Жмурки». Ребенок с закрытыми глазами в роли водящего.
«Что как звучит»Сделайте с детьми волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все

Слайд 16«Выбери предмет».
Вы стучите, гремите, шелестите, играете на инструментах, а ребенок отгадывает

что вы делали, что звучало, и показывает нужный предмет. 

«Создаем мелодию».
Вступайте с ребенком в диалог на инструментах - чередуйте «высказывания», внимательно слушая друг друга, можно создавать мелодию с помощью хлопков. Внимательно слушайте друг друга. Когда ребенок сыграет что-то достаточно структурированное, повторите его «реплику». 
«Выбери предмет».Вы стучите, гремите, шелестите, играете на инструментах, а ребенок отгадывает что вы делали, что звучало, и

Слайд 17«Отработка ритмических рисунков».
Вы создаете ритм, отстукивая его рукой. Ребенок его повторяет.

Сначала ребенок видит ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами. Варианты игры могут быть разными: ребенок выполняет ритмический рисунок правой, левой рукой, обеими руками одновременно, поочередно (хлопки или удары); воспроизводит тот же рисунок ногами; придумывает свои ритмические рисунки. 

«Громко — тихо».Попросите детей произнести гласный звук, слог или слово громко, потом тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом, низким. Вариант игры: придумайте или вспомните каких-то сказочных героев, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями. 
«Отработка ритмических рисунков».Вы создаете ритм, отстукивая его рукой. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит ваши руки, потом

Слайд 18«Камертон».
Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать

его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог - один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется. 

«Узнай свой голос».
Запишите на магнитофон голоса детей и свой голос. Прослушайте запись вместе. Каждый ребенок пусть узнает свой голос, назовет голоса других детей. 
«Камертон».Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги

Слайд 19«Подскажи словечко»
У норы добычи ждет,
Притаившись серый …..
Мышь осталась без хвоста
Вырываясь от

….. и т.д. 

«Закончи предложение»
Я хотел устроить бал и гостей к себе …...
Купил муку, купил творог, испек рассыпчатый …... и т.д. 

«Исправь ошибку в предложении»
Русская красавица своей коЗою славится.
На поляне весной вырос зуб молодой. И т.д.
«Подскажи словечко»У норы добычи ждет,Притаившись серый …..Мышь осталась без хвостаВырываясь от ….. и т.д. «Закончи предложение»Я хотел устроить

Слайд 20Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть