Слайд 1Этапы работы по исправлению звукопроизношения
Автор: учитель-логопед МБОУ
Приаргунская СОШ, Забайкальский край
Мироманова Н.В
Слайд 2Подготовительный этап
Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и
воспроизведению звука.
На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:
формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
формирование направленной воздушной струи;
отработка опорных звуков;
развитие мелкой моторики рук;
развитие фонематического слуха.
Слайд 3Формирование правильных движений органов артикуляционного аппарата осуществляется с помощью артикуляционной гимнастики.
Произнесение
большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой, так как в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык (работа над правильным речевым дыханием)
Слайд 4Одновременно ведется работа по развитию мелкой моторики рук. Помимо специальных упражнений
это могут быть настольные игры “Мозаика”, “Конструктор” и др.
развитие фонематического слуха - умение на слух различать звуки, близкие по звучанию или улавливать разницу между правильным и искаженным звуками. Нужно давать ребенку возможность слушать Ваш образец и сравнивать с его собственным искаженным произношением. Таким способом Вы направите его слуховое внимание на эти звуки, покажете разницу в их звучании и выработаете стимул для преодоления нарушения.
Слайд 5Этап постановки звука.
Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука.
Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную струю и голос (если он необходим).
Слайд 6Способы постановки.
Первый способ – в игре. Не нужно объяснять ребенку, что
Вы занимаетесь постановкой звука, предложите ему просто поиграть
Второй способ – по подражанию, когда внимание ребенка фиксируется на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный и слуховой контроль).
Слайд 7Третий способ – с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает
недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение.
При работе с любым способом постановки избегайте названия звука, который хотите получить, чтобы ребенок не возвращался к неправильно сформированному стереотипу.
Слайд 8Этап автоматизации звука.
Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во
фразовой речи, то есть в свободной, обычной.
Здесь перед Вами стоит задача – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
Слайд 9При автоматизации звука в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными
а, ы, о, у сначала в прямых слогах, затем в обратных, далее в слоги, где звук находится между гласными, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка)
Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подбирается по 20–30 картинок (можно схематично нарисовать самим).
Слайд 10Этап дифференциации звуков.
Цель данного этапа – научить ребенка различать смешиваемые звуки
и правильно употреблять их в собственной речи.
Ваша задача – постепенно, последовательно дифференцировать смешиваемые звуки по моторным (двигательным) и акустическим (слуховым) признакам, сначала изолированных, затем в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи
Слайд 11Для осуществления зрительного контроля перед ребенком поставьте зеркало, с помощью которого
он сможет наблюдать разницу в артикуляции звуков. Важно также обеспечить тишину в комнате, чтобы ребенок мог сосредоточить слуховое внимание на акустических признаках звуков.
Слайд 12ЖЕЛАЮ
УДАЧИ В
РАБОТЕ!
С З Ц Ш
Ж Ч Р Л