Слайд 1Элементы педагогической технологии
подготовила педагог-психолог Кредина Е.В.
ТОГБОУ «Инжавинская школа-интернат для обучающихся с
ОВЗ»
Слайд 2Основные элементы педагогической технологии
Педагогическое общение
Оценка
Требование
Конфликт
Информативное воздействие
Слайд 3Общение – одна из форм взаимодействия людей, в процессе которого происходит
обмен деятельностью, информацией, опытом.
Слайд 4Педагогическое общение
Цель: воспитание личности
Функции:
«открытие ребёнка на общение», т.е. создание ему комфортных
условий в классе, на уроке, в школе
«соучастие» ребёнку в педагогическом общении
«возвышение» ребёнка в педагогическом общении
Слайд 5Педагогическая оценка
Функции:
внесение образа на уровне ценностного отношения к миру
стимулирование деятельности ребёнка
по освоению этого отношения
коррекция его возможных отношений в процессе самостоятельной выработки отношений
Слайд 7Педагогическое требование
предъявление ребёнку в процессе воспитания социально-культурной нормы отношения и поведения
влияние
на формирование ценностных отношений позиций ребёнка
предусматривание и учёт психического состояния ребёнка
Слайд 8Информативное воздействие
Технологические правила информативного воздействия:
1.
Предлагаемый детям наглядный материал должен быть доступен, прост и понятен.
Следует стремиться к тому, чтобы используемый материал оказывал воздействие, на максимально возможное количество органов чувств.
3. Обязательное подкрепление демонстрации речью. Речевое пояснение в сочетании с наглядностью углубляет постижение и осмысление предмета объяснения.
Слайд 9
4. Доска, таблица, экран должны иметь горизонтальное расположение с соотношением 3:4,
а округлённые углы повышают информационную ёмкость. Наиболее значимую информацию рекомендуется располагать в правой верхней половине формы.
5. Педагогу, производя записи на доске, следует выделять выводы прямоугольником, овалом.
6. Размеры букв на доске должны быть не менее 1/3 лица, чтобы производимая запись легко прочитывалась с любой парты. Увеличение букв повышает убедительность.
7. Использование цветного изображения (цветные мелки, маркеры) облегчает восприятие, т.к. цвет распознаётся легче и быстрее.
Слайд 10Педагогический конфликт
Конфликт – это всякого рода
противоречие, возникающее между субъектами. Педагогический конфликт – это тоже противоречие между субъектами, но субъектами являются педагоги и ученики (воспитанники). На основе противоречия осуществляется личностное развитие и развитие межличностных отношений.
Слайд 12Фазы протекания педагогического конфликта
1 фаза – конфликтное острое начало с явным
нарушением социально-ценных норм и ценностей одним из участников ситуации
2 фаза – ответная реакция «соперника», от формы и содержания которой зависит исход конфликта, и, самое главное, направление перестройки сложившихся ранее отношений
3 фаза – относительно быстрое и радикальное изменение бытующих норм и ценностей в 2-х направлениях – улучшения или ухудшения ранее сложившихся отношений
Слайд 13Способы разрешения конфликта
нежность, юмор, шутка
компромисс
обращение к третьему, независимому лицу (третейский суд)
самоанализ
принуждение
(исключительный случай)
Слайд 14Дополнительные элементы педагогической технологии
создание психологического климата
групповая деятельность
создание ситуации успеха и неуспеха
педагогическая
реакция на поступок
этическая защита
Слайд 15 Психологический климат – качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических
условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.
Слайд 16Правила, влияющие на психологический климат:
установление личных контактов
подбадривающее, одобрительное отношение во время
работы
этическое благородство, заключающееся в бескорыстной помощи, открытости и радости за другого
предупреждение возможных неудач в процессе и результате работы
Слайд 17Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»
Слайд 18Групповая деятельность
установление личного контакта с детьми
снятие страха перед предстоящей деятельностью
предоставление каждому
ребёнку возможности индивидуально проявить себя
Слайд 19Создание ситуации успеха
подбадривающие слова и мягкие интонации
корректность общения
спокойная и доброжелательная
речь
Слайд 20Ситуация неуспеха
Условия:
Во- первых, богатые ресурсы личности
Во-вторых, завышенная самооценка
Слайд 21Педагогическая реакция на поступок
Далеко не каждое действие
ребёнка можно назвать поступком. Поступок – это совершаемое субъектом всякого рода деяние, имеющее моральную оценку. Если же рассматривать поведение ученика как поступок, то выстраивать педагогическое воздействие необходимо так, чтобы способствовать развитию личности. Чтобы помочь ученику произвести самостоятельную оценку собственных действий, следует сопоставлять его действия с социальной нормой, с культурным образом отношения к себе и другим.
Слайд 22Этическая защита
Во-первых, она ограждает личность педагога от
оскорблений;
Во-вторых, она предлагает ребёнку иной образ поведения в состоявшейся ситуации;
В-третьих, она даёт ему шанс, возвышая его в трудный для него момент, представляет возможность укрепить взаимоотношения со старшими.
Слайд 23Основные функции:
сохранение собственного достоинства в момент грубости, выставление заслона оскорблению
корректировка поведения
сохранение
достоинства партнёра – развивает и углубляет взаимоотношения с ним, представляет ему возможность проявить себя иначе на более высоком уровне
Слайд 24
Педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений
педагогов по организации воздействия на школьников, предлагает способ осмысления технологически педагогической деятельности.