Слайд 1 Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных. Организационная культура как
способ решения проблем дисциплины и противостояния насилию
ДОКЛАД ГРЫЗАНЮК С.Н.
Слайд 2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ БУЛЛИНГА:
Ученик подвергается буллингу, когда в течение времени по отношению
к нему осуществляются агрессивные действия со стороны одного или нескольких лиц, он остро ее переживает, но по разным причинам не может ответить на агрессию (Д. Олвеус).
Слайд 3Мифы о буллинге
В буллинге участвуют только дети из социально неблагополучных семей?
НЕТ
Буллинг бывает только у плохих учителей? НЕТ
Чаще буллинг встречается у подростков? НЕТ
Буллинг проходит сам, это просто одна из подростковых проблем? НИКОГДА
Ответственность за буллинг лежит на школьном психологе ???
Слайд 4Типы жертв
дети, отличающиеся от основной массы
дети с неприятными привычками
(неопрятные, плаксивые, навязчивые, трусливые, заискивающие, жадные)
дети, которые лучше общаются со взрослыми, чем со сверстниками
физически слабые, в том числе инвалиды
те, кого не любит учитель
новенькие
чудаковатые
сензитивные (чувствительные)
любые другие дети
Слайд 5Больше всего жертв буллинга в классах
Процент жертв буллинга по классам
Слайд 6Факторы, способствующие буллингу в школе
отсутствие контроля за поведением на переменах и
в «горячих точках»: туалетах, раздевалках, столовой, укромных углах и т.д.
позиция безразличия в отношении насилия со стороны сверстников; Они не знают, что делать и не верят, что можно помочь.
равнодушие как установка педагогов
Слайд 7Что делать? (3 уровня работы)
Принцип: Ни один случай буллинга не должен
остатся безнаказанным
Принцип: Раннее вмешательство предпочтительно
Принцип: Ученик не должен остаться один на один с насилием
Слайд 8Что не считается эффективным? (что не надо делать)
Перекладывать всю ответственность на
психолога
Переадресовать проблему родителям
Отправлять участников (жертву и буллера) к директору, требовать от буллера извинений
Рекомендовать жертве не обращать внимания
Слайд 9Как правильно работать с родителями?
Не передавать им всю ответственность
Не
звонить, пока у вас не сложился какой-то конкретный план (родители буллера редко могут помочь, родители жертвы не должны чувствовать ваше бессилие)
Применять методику «Без обвинений» с участием родителей
Слайд 10Действия учителей
Не игнорировать, не преуменьшать значение
Буллинг является проявлением насилия.
Даже у тех,
кто не является прямыми участниками буллинга, должна повышаться восприимчивость к ситуациям буллинга и появляться способность адекватно реагировать.
Слайд 11Действия учителей
Занять позицию
Если учителю стало известно о случае буллинга, или он
стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию и попытаться добиться того, чтобы по меньшей мере «наблюдатели», а по возможности и сам буллер также изменили свою позицию в отношении происходящего, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации.
Слайд 12Действия учителей
Разговор с классом
Обсудить с ребятами в классе случай буллинга.
Такой разговор лишит ситуацию насилия покрова «тайны», сделает ее явной для всех, поможет разрешить конфликтную ситуацию, вместе обсудить имеющиеся правила против буллинга или выработать новые. При этом активно используется потенциал тех школьников, которые ведут себя позитивно.
Проинформировать педагогический коллектив
Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль. В особо трудных случаях необходимо обратиться за помощью извне, например, в комиссию по делам несовершеннолетних, центр психологического консультирования и т.д.
Слайд 13Действия учителя
Пригласить родителей для беседы
Если буллинг имеет место в начальной школе,
то особенно важно как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ними тревожные сигналы, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования.
Программа шефства
Система шефства старших школьников над младшими создает коммуникативное пространство, способствующее более быстрому обнаружению случаев буллинга и привлечению шефов к разрешению таких ситуаций.
Слайд 14Первые признаки буллинга
Группа детей стоят плотным кольцом, озираются, возбужденно что-то обсуждают,
чувствуется агрессия
Ученик приходит в класс в потрепанном виде: разорванная, испачканная одежда, синяки, ссадины – следы драки
Ученик на всех переменах один
Послушный ребенок вдруг начал опаздывать в школу или сидеть в классе после уроков, чего-то выжидая
С кем-то из учеников никто не хочет сидеть, он всегда один выполняет задания в малых группах
Слайд 15Группа детей после уроков ждет кого-то на школьном дворе
Старшеклассники вертятся возле
туалетов младших классов
В столовой кто-то покупает на свои деньги еду для другого
Те, кто сильнее физически или старше, постоянно «просят взаймы» у младших детей или требуют дать позвонить по их телефону
Один ученик отбирает спортивную форму (кроссовки) у другого: «просит» поделиться
Ребенок просит деньги у родителей – якобы в школе собирают на какие-то нужды
Слайд 16Действия на уровне школы
I. Повышение уровня коммуникативной культуры в
школе: учить всех, как обходиться с буллингом
(улучшать взаимодействие между учащимися и взрослыми в школе)
Повышение квалификации администрации школы по вопросу предотвращения буллинга. В школе должны быть разработаны правила поведения для всех учеников, столкнувшихся с буллингом: что делать, куда идти, кому и в какой форме заявить. Заявление о факте провокации, оскорбления, физического насилия, вымогательства, угроз и т.д. должно быть сделано обязательно. В школе также создается Антибуллинговый комитет/ Этический комитет, Совет справедливости и т.п.
Повышение квалификации администрации по созданию позитивной школьной атмосферы
Слайд 17Действия на уровне школы
II. Совершенствование компетенций противодействия властолюбивому поведению у педагогического
и технического персонала школы
Учителя должны уметь распознавать потенциальных жертв буллинга и быть бдительными.
Учащиеся, которые подвергаются агрессии, должны иметь право рассчитывать на поддержку со стороны учителей, когда речь идет о буллинге.
Учителя должны научиться распознавать властолюбцев и отличать степень выраженности агрессивного поведения (злостный ли агрессор этот ученик).
Учителя должны научиться конструктивно конфронтировать с агрессией.
Слайд 18Действия на уровне школы
Учителя должны опираться на созданную в школе систему
противодействия, в том числе антибуллинговый комитет и другие структуры, оказывающие экстренное противодействие в ситуации агрессии среди детей.
Учителя должны знать, какие факторы способствуют буллингу.
Слайд 19Обучение персонала проводится систематически в форме тренингов.
Они предназначены для всех
взрослых, находящихся в зоне возможных конфликтов: от охранника, технического персонала до родителей, учителей и администрации.
Слайд 20 III. Формирование у учащихся конструктивного поведения на случай буллинга в
их адрес
Дети должны уметь и быть готовы:
рассказать о случае буллинга своим родителям, либо взрослым, которым они доверяют, например, учителю, воспитателю, руководителю студии и т.п.;
вести себя уверенно;
искать друзей среди сверстников и одноклассников;
избегать ситуаций, в которых возможен буллинг;
заниматься методично и последовательно восстановлением своей самооценки с помощью специалиста, если нужно;
быть настойчивым и задиристым (хотя бы внешне);
не надеяться (мечтать) отомстить с помощью еще большей жестокости и не применять оружие;
учиться использовать юмор - самое мощное оружие против вербальной агрессии.