Слайд 1Основные задачи воспитания и обучения слепо - глухих детей
Исполнитель:
учитель начальных классов
Цыпышева
Е.В. ,
МБОУ СКОУ №36
Озерск 2014
Слайд 2
Слепоглухота является наиболее изученным видом сложного нарушения развития. Сложными нарушениями нужно
называть наличие двух или более выраженных первичных нарушений у одного ребенка. Нарушения развития, входящие в состав сложного дефекта, связаны с повреждением разных систем организма.
Слепоглухота представляет собой, пожалуй, наиболее изученный сложный дефект.
Слайд 3
Мировой истории обучения слепоглухих уже более 150 лет. К концу второго
тысячелетия 80 стран мира имели специальные службы и школы для слепоглухих. Начало истории обучения слепоглухих детей в нашей стране датируется 1909 г., когда было создано Общество попечения о слепоглухих в России и открыта первая школа для таких детей в Петербурге, которая существовала до 1941 г. Научные достижения этой школы отражены в работах известного ленинградского психолога А. В. Ярмоленко.
Слайд 4
В прошлом наиболее известной причиной слепоглухоты в тех редких случаях, о
которых есть сведения, была нейроинфекция в виде менингита. Знаменитые в XIX в. американские слепоглухие Лаура Бриджмен и Эллен Келлер потеряли зрение и слух вследствие подобного заболевания в возрасте около двух лет.
Слайд 5
В настоящее время известно о более чем 80 наследственных синдромах, являющихся
причиной слепоглухоты. Это сочетания врожденной глухоты и прогрессирующей атрофии зрительных нервов; нарушений слуха и пигментного ретинита; глухоты, катаракты и заболеваний почек; врожденной тугоухости и прогрессирующей близорукости и т.д. Наиболее известной и часто встречающейся причиной слепоглухоты в подростковом и зрелом возрасте является синдром Ушера. Он встречается у 3-6% людей, с детства имеющих нарушенный слух. Этот синдром характеризуется врожденными нарушениями слуха различной степени и прогрессирующим пигментным ретинитом, приводящим к постепенному сужению полей зрения и слепоте.
Слайд 6
К другой группе причин, приводящей к слепоглухоте, относятся различные внутриутробно, пренатально
и перинатально перенесенные заболевания. Наиболее известным из таких внутриутробных заболеваний является краснуха. Вирус краснухи проникает от заболевшей матери через плаценту в плод и может вызвать множественные пороки развития ребенка. При этом заболевании наибольший риск множественного поражения плода существует на ранних сроках беременности, когда закладывается развитие сердечной системы, органов зрения и слуха.
Слайд 7
Другим известным внутриутробным вирусным заболеванием, которое может привести к врожденной слепоглухоте,
является ци-томегаловирусная инфекция. Причинами врожденных нарушений зрения и слуха может стать заболевание матери токсоплазмозом, сифилисом и пр. К сложному нарушению зрения и слуха с возрастом может привести тяжелый диабет и ряд других соматических заболеваний.
В последние годы ряд специалистов отмечают рост числа детей с врожденными нарушениями зрения и слуха, появившихся на свет глубоко недоношенными и спасенными благодаря достижениям современной медицины.
Слайд 8
До середины XX в. история обучения слепоглухих складывалась из отдельных случаев
успешного обучения детей, потерявших слух и зрение в разном возрасте, но сохранивших возможности интеллектуального и эмоционального развития. Этот опыт был успешно подхвачен педагогами в разных странах Европы и США.
Слайд 9
Обучение больших групп таких детей потребовало создания уже целой сети школ,
а затем и специальных служб. Слепоглухота с этого времени стала пристально изучаться специалистами разного профиля, выяснялись причины, и предлагались различные меры по ее профилактике.
В настоящее время известно о более чем 80 наследственных синдромах, являющихся причиной слепоглухоты.
Слайд 10
Раннее выявление нарушения зрения и слуха у детей позволяет в нужный
момент оказать психологическую помощь семье, своевременно начать воспитание ребенка и существенно улучшить перспективы его развития.
Слайд 11
Психическое развитие слепоглухих детей опирается на сохранные интеллектуальные и сенсорные (обоняние,
вибрационная и кинестетическая чувствительность) возможности и их совершенствование.
Слайд 12
В развитии слепоглухого ребенка дошкольного возраста на ведущее место выступает формирование
первых средств общения - жестов.
Благодаря взрослому ребенок постепенно усваивает очередность повседневных бытовых ситуаций (утренний туалет, завтрак, игры, обед, дневной сон, полдник, прогулка, ужин, вечерний туалет и подготовка ко сну и т. п.).
Слайд 13
Огромное значение для формирования правильных представлений об окружающем имеют для слепоглухого
ребенка лепка, моделирование, рисование и игра. Именно эти виды деятельности позволяют контролировать адекватность представлений ребенка об окружающем, с их помощью происходит обобщение первых понятий, когда одним названием можно обозначить реальный предмет и его изображение, реальный предмет и предмет, замещающий его в игре.
Слайд 14
Обучение слепоглухих словесной речи возможно через освоение письма и чтения. Когда
ребенок освоит обычное письмо большими буквами или рельефно-точечное - шрифтом слепых, его учат последовательно описывать собственные действия. Из таких описаний, состоящих из простых, нераспространенных предложений, складываются первые тексты для чтения слепоглухого ребенка. С обогащением словаря ребенка усложняется и грамматический строй первых текстов. Эти тексты, описывающие собственный опыт ребенка и действия знакомых ему людей, составляются с помощью учителя и называются учебными. Кроме того, тексты, отражающие личный опыт ребенка, составляются самим ребенком (спонтанные тексты).
Слайд 15
Литература
Басилова Т. А. Условия формирования первоначальных жестов у сле-поглухонемых детей //Дефектология.
- 1987. - № 1.
Басилова Т.А. Развитие игры у слепоглухих детей // Дефектология. -1994.- №2.
Бертынь Г. П. Этиологическая классификация синдромальных форм слепоглухоты // Дефектология. - 1985. - № 5.
Гончарова Е.Л. Изобразительная деятельность слепоглухого ребенка, овладевающего словесной речью // Дефектология. - 1986. - № 6.
Гончарова Е.Л. Формирование базовых компонентов читательской деятельности у детей с глубокими нарушениями зрения и слуха // Дефектология. - 1995.-№4.
Слайд 16
Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети: Развитие психики в процессе формирования поведения.
- М., 1974.
Скороходова О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. - М., 1990.
Соколянский И. А. Обучение слепоглухонемых детей // Дефектология.-1989. - №2.
Соколянский И. А. Усвоение слепоглухонемым ребенком грамматического строя словесной речи // Дефектология. - 1999. - № 2.
Ярмоленко А. В. Очерки психологии слепоглухонемых. - Л., 1961.