Презентация, доклад для воспитателей на тему Типы и виды рассказов

Содержание

ЧТО НАША РЕЧЬ…Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура. Устная речь - это процесс публичного мышления, это всегда импровизация. В жизни каждому человеку приходиться общаться с другими людьми, и он должен ясно выражать

Слайд 1

Консультация для воспитателей:

Типы и виды
рассказов детей

дошкольного возраста

Консультация для воспитателей:Типы и виды рассказов детей дошкольного возраста

Слайд 2ЧТО НАША РЕЧЬ…
Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура.

Устная речь - это процесс публичного мышления, это всегда импровизация.
В жизни каждому человеку приходиться общаться с другими людьми, и он должен ясно выражать свои мысли и правильно понимать других.
Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы. Поэтому важно вовремя организовать развивающий потенциал речевой среды в дошкольном возрасте.
ЧТО НАША РЕЧЬ…Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура.   Устная речь - это процесс

Слайд 3 РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Развитие диалогической речи
Развитие монологической речи
Воспитание звуковой культуры речи
Обогащение словаря
Формирование

грамматических навыков

Развитие связной речи

Обучение пересказыванию

Обучение рассказыванию

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ  Развитие диалогической речиРазвитие монологической речиВоспитание звуковой культуры речиОбогащение словаряФормирование грамматических навыковРазвитие связной

Слайд 4
Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.
Рассказ

– это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания.
Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком

Слайд 5
Всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков.

Выделяются такие основные признаки:
целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли);
структурное оформление (начало, середина, конец);
связность (логические связи между предложениями и частями монолога);
объем высказывания;
плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания).
Всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков. Выделяются такие основные признаки: целостность (единство

Слайд 6ТИПЫ РАССКАЗОВ:
Описательный — это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления

(используются эпитеты, метафоры, сравнения)
Сюжетный (повествование)- это рассказ, сообщение о каком-либо событии (требует определенной последовательности во времени: начало события, его развитие и конец).
Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой либо мысли

ТИПЫ РАССКАЗОВ:Описательный — это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления  (используются эпитеты, метафоры, сравнения) Сюжетный

Слайд 7ВИДЫ РАССКАЗОВ:


1. Рассказывание по игрушкам,

предметам и явлениям

2. Рассказывание по картине

3. Рассказывание из личного опыта

4. Творческое  рассказывание



ВИДЫ РАССКАЗОВ:1.  Рассказывание по игрушкам,      предметам и явлениям  2. Рассказывание

Слайд 8ВИДЫ И ТИПЫ РАССКАЗОВ:

1. Рассказывание по игрушкам,


предметам и явлениям

2. Рассказывание по картине

3. Рассказывание из личного опыта

4. Творческое  рассказывание





описательный

сюжетный

рассуждение

ВИДЫ И ТИПЫ РАССКАЗОВ:1.  Рассказывание по игрушкам,

Слайд 9РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ИГРУШКАМ И ПРЕДМЕТАМ И ЯВЛЕНИЯМ
Игрушки, предметы,

явления служат прекрасным материалом для обучения разным типам высказываний, поскольку они подсказывают содержание речи. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений. Часто в описание включается и рассказ о выполненных или возможных действиях с игрушкой или предметом (название, признаки, действия, назначение и др.)
РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ИГРУШКАМ И ПРЕДМЕТАМ И ЯВЛЕНИЯМ   Игрушки, предметы, явления служат прекрасным материалом для обучения

Слайд 10 РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ:
Описание предметных картин -- это связное последовательное описание

изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.
Описание сюжетной картины -- это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.
Рассказ по последовательной сюжетной серии картин
Описание пейзажной картины и натюрморта


РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ:  Описание предметных картин -- это связное последовательное описание изображенных на картине предметов

Слайд 11РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ОПЫТА

Это более сложная деятельность, чем рассказывание по восприятию. Она опирается на произвольную память.
Основой для этого вида рассказывания служит содержательная, интересная повседневная жизнь детей: наблюдения, экскурсии, прогулки, праздники, игры, интересные события.
РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ОПЫТА         Это более сложная деятельность, чем рассказывание

Слайд 12ТВОРЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ

Придумывание детьми сказок. Сказки чаще всего представляют собой отражение

художественного опыта, накопленного детьми при восприятии и пересказе народных и литературных сказок;
Придумывание детьми реалистических рассказов. Реалистический рассказ отражает существующие в природе предметы и явления, хотя в личном опыте ребенка они не встречались (предшествует накопление определённых знаний);
Дети могут сочинять также и небылицы, вымышленные рассказы;
Творческими могут быть сочинения не только повествовательного, но и описательного характера.
Придумывание начало рассказа, продолжения («Машина времени»).
ТВОРЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ Придумывание детьми сказок. Сказки чаще всего представляют собой отражение художественного опыта, накопленного детьми при восприятии

Слайд 13В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ:
создаются предпосылки для развития

монологической речи:
- На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки;
- повторять по подражанию отдельные реплики и фразы;
- в 2 – 4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке (совместно с педагогом).
В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ:     создаются предпосылки для развития  монологической речи:

Слайд 14ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ:
прослеживается целенаправленное обучение

связной монологической речи, детей учат:
- пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы;
- рассказывать по наглядному материалу: 3-4 предложения (описание игрушек, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом – из серий «Мы играем», «Наша Таня»);
- воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания повествовательного типа. Он подсказывает ребенку способы связей в предложении, задает схему высказываний («Пошел зайчик. Там он встретил. Они стали.»), постепенно усложняя их содержание, увеличивая объем. - в индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе и семье, о том, как провели выходные дни).
ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ:     прослеживается целенаправленное обучение связной монологической речи, детей учат:

Слайд 15В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ:
дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых

сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые.
в рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала по вопросам воспитателя, а затем и самостоятельно строить высказывания описательного и повествовательного типа.
дается представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т. п.), средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрослый дает детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз собрались звери на полянке. Стали они. Вдруг. Взяли звери. И тогда»).
к концу года дети с помощью воспитателя способны составить рассказ по серии сюжетных картинок: один ребенок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а воспитатель помогает связать переходы от одной картинки к другой («И вот тогда», «В это время» и т. п.).
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ:  дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех,

Слайд 16В СТАРШЕЙ ГРУППЕ:
- К рассказам детей предъявляются большие требования: точная

передача сюжета, самостоятельность, образность, целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий, качеств, состояний и т. д.).
- Старшие дошкольники составляют более развернутые,
чем ранее: описания игрушек, предметов и картин,
рассказы по серии сюжетных картин,
описания пейзажных картин и натюрмортов,
рассказы из опыта,
творческие рассказы.
- Роль воспитателя в процессе обучения уже изменяется. Из непосредственного участника он становится как бы наблюдателем, вмешиваясь лишь в случае необходимости.

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ: - К рассказам детей предъявляются большие требования: точная передача сюжета, самостоятельность, образность, целесообразность использования

Слайд 17МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:
совместное рассказывание;
(ребенок и взрослый)

образец рассказа;
анализ образца рассказа;
план рассказа;
коллективное составление рассказа;
составление рассказа по частям;
оценка детских рассказов;
мотивационная установка;
моделирование;
использование ТРИЗ технологии.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:совместное рассказывание;    (ребенок и взрослый) образец рассказа; анализ образца рассказа; план рассказа;

Слайд 18 ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ ТЕСНО СВЯЗАНО С РЕШЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ РЕЧЕВОГО

РАЗВИТИЯ:


обогащение и активация словаря;
формирование грамматического строя речи;
воспитание звуковой культуры речи;
чтение и пересказ художественных произведений;
ознакомление с окружающим миром и родной природой;


ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ   ТЕСНО СВЯЗАНО С РЕШЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ: обогащение и активация

Слайд 19
К.Д.Ушинский:
«Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт

духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Слово объясняет ребёнку природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель, слово знакомит ребёнка с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живёт, как не мог бы познакомить ни один историк; слово вводит ребёнка в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; слово, наконец, даёт такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребёнку ни один философ»

К.Д.Ушинский:«Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть