Слайд 1
Консультация для воспитателей:
Типы и виды
рассказов детей
дошкольного возраста
Слайд 2ЧТО НАША РЕЧЬ…
Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура.
Устная речь - это процесс публичного мышления, это всегда импровизация.
В жизни каждому человеку приходиться общаться с другими людьми, и он должен ясно выражать свои мысли и правильно понимать других.
Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы. Поэтому важно вовремя организовать развивающий потенциал речевой среды в дошкольном возрасте.
Слайд 3
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Развитие диалогической речи
Развитие монологической речи
Воспитание звуковой культуры речи
Обогащение словаря
Формирование
грамматических навыков
Развитие связной речи
Обучение пересказыванию
Обучение рассказыванию
Слайд 4
Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.
Рассказ
– это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания.
Слайд 5
Всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков.
Выделяются такие основные признаки:
целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли);
структурное оформление (начало, середина, конец);
связность (логические связи между предложениями и частями монолога);
объем высказывания;
плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания).
Слайд 6ТИПЫ РАССКАЗОВ:
Описательный — это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления
(используются эпитеты, метафоры, сравнения)
Сюжетный (повествование)- это рассказ, сообщение о каком-либо событии (требует определенной последовательности во времени: начало события, его развитие и конец).
Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой либо мысли
Слайд 7ВИДЫ РАССКАЗОВ:
1. Рассказывание по игрушкам,
предметам и явлениям
2. Рассказывание по картине
3. Рассказывание из личного опыта
4. Творческое рассказывание
Слайд 8ВИДЫ И ТИПЫ РАССКАЗОВ:
1. Рассказывание по игрушкам,
предметам и явлениям
2. Рассказывание по картине
3. Рассказывание из личного опыта
4. Творческое рассказывание
описательный
сюжетный
рассуждение
Слайд 9РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ИГРУШКАМ И ПРЕДМЕТАМ И ЯВЛЕНИЯМ
Игрушки, предметы,
явления служат прекрасным материалом для обучения разным типам высказываний, поскольку они подсказывают содержание речи. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений. Часто в описание включается и рассказ о выполненных или возможных действиях с игрушкой или предметом (название, признаки, действия, назначение и др.)
Слайд 10
РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ:
Описание предметных картин -- это связное последовательное описание
изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.
Описание сюжетной картины -- это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.
Рассказ по последовательной сюжетной серии картин
Описание пейзажной картины и натюрморта
Слайд 11РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ОПЫТА
Это более сложная деятельность, чем рассказывание по восприятию. Она опирается на произвольную память.
Основой для этого вида рассказывания служит содержательная, интересная повседневная жизнь детей: наблюдения, экскурсии, прогулки, праздники, игры, интересные события.
Слайд 12ТВОРЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ
Придумывание детьми сказок. Сказки чаще всего представляют собой отражение
художественного опыта, накопленного детьми при восприятии и пересказе народных и литературных сказок;
Придумывание детьми реалистических рассказов. Реалистический рассказ отражает существующие в природе предметы и явления, хотя в личном опыте ребенка они не встречались (предшествует накопление определённых знаний);
Дети могут сочинять также и небылицы, вымышленные рассказы;
Творческими могут быть сочинения не только повествовательного, но и описательного характера.
Придумывание начало рассказа, продолжения («Машина времени»).
Слайд 13В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ:
создаются предпосылки для развития
монологической речи:
- На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки;
- повторять по подражанию отдельные реплики и фразы;
- в 2 – 4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке (совместно с педагогом).
Слайд 14ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ:
прослеживается целенаправленное обучение
связной монологической речи, детей учат:
- пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы;
- рассказывать по наглядному материалу: 3-4 предложения (описание игрушек, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом – из серий «Мы играем», «Наша Таня»);
- воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания повествовательного типа. Он подсказывает ребенку способы связей в предложении, задает схему высказываний («Пошел зайчик. Там он встретил. Они стали.»), постепенно усложняя их содержание, увеличивая объем.
- в индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе и семье, о том, как провели выходные дни).
Слайд 15В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ:
дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых
сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые.
в рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала по вопросам воспитателя, а затем и самостоятельно строить высказывания описательного и повествовательного типа.
дается представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т. п.), средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрослый дает детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз собрались звери на полянке. Стали они. Вдруг. Взяли звери. И тогда»).
к концу года дети с помощью воспитателя способны составить рассказ по серии сюжетных картинок: один ребенок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а воспитатель помогает связать переходы от одной картинки к другой («И вот тогда», «В это время» и т. п.).
Слайд 16В СТАРШЕЙ ГРУППЕ:
- К рассказам детей предъявляются большие требования: точная
передача сюжета, самостоятельность, образность, целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий, качеств, состояний и т. д.).
- Старшие дошкольники составляют более развернутые,
чем ранее: описания игрушек, предметов и картин,
рассказы по серии сюжетных картин,
описания пейзажных картин и натюрмортов,
рассказы из опыта,
творческие рассказы.
- Роль воспитателя в процессе обучения уже изменяется. Из непосредственного участника он становится как бы наблюдателем, вмешиваясь лишь в случае необходимости.
Слайд 17МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:
совместное рассказывание;
(ребенок и взрослый)
образец рассказа;
анализ образца рассказа;
план рассказа;
коллективное составление рассказа;
составление рассказа по частям;
оценка детских рассказов;
мотивационная установка;
моделирование;
использование ТРИЗ технологии.
Слайд 18
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ
ТЕСНО СВЯЗАНО С РЕШЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ РЕЧЕВОГО
РАЗВИТИЯ:
обогащение и активация словаря;
формирование грамматического строя речи;
воспитание звуковой культуры речи;
чтение и пересказ художественных произведений;
ознакомление с окружающим миром и родной природой;
Слайд 19
К.Д.Ушинский:
«Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт
духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Слово объясняет ребёнку природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель, слово знакомит ребёнка с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живёт, как не мог бы познакомить ни один историк; слово вводит ребёнка в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; слово, наконец, даёт такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребёнку ни один философ»