Слайд 1МБОУ «Средняя школа № 4 им. Дважды Героя Советского Союза А.О.
Шабалина»
Внеклассное мероприятие в 9 классе
«По следам пропавших экспедиций»
Авторы:
Болдырева Надежда Владимировна
Учитель русского языка и литературы
Двуреченская Марина Игоревна
Учитель немецкого языка
Слайд 2 Цель: познакомить обучающихся с деятельностью полярных исследователей-покорителей Арктики; выявить
историческую правду и художественный вымысел в романе В.Каверина «Два капитана»
Задачи:
- развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с научно-популярной литературой
- расширение и углубление знаний учащихся о родном крае, его знаменитых людях
-умение сопоставлять реальные исторические факты и художественный текст
- развитие познавательной активности и любознательности
Слайд 3Летопись исследования Арктики - это история жесточайшей борьбы с природой и
великого человеческого мужества!
Слайд 4Великие полярные мореплавания начали наши земляки-поморы в XVI веке.
Слайд 5 Великая Северная экспедиция
Корабль
“Челюскин” во
льдах.
Семен Челюскин
Витус Беринг
В XVIII веке внесли и многим дополнили уже имеющиеся сведения о полярных территориях. Беринг, Чириков, братья Лаптевы, Челюскин
Слайд 6В рамках многочисленных морских экспедиций XIX века отважные капитаны Васильев, Литке,
Врангель, Пахтусов вели свои корабли в арктический холод.
Васильев М.Н
Литке Ф.П.
Врангель Ф.П.
Памятник мичману Пахтусову в Кронштандте
Слайд 7
5 мая исполняется 141 год со дня рождения выдающегося полярного исследователя
Георгия Седова, чья экспедиция к Северному полюсу закончилась драматически. В том же 1912 г. были предприняты еще две попытки добраться до Арктики, но и они завершились трагедией. В этих исторических событиях было не меньше тайн и загадок, чем в романе «Два капитана», написанном на их основе.
Слайд 8Вениамин Александрович Каверин (1902–1989)
Слайд 9Настоящее имя В.А. Каверина – Вениамин Александрович Зильбер.
Псевдоним «Каверин» взят
в честь гусара, приятеля молодого Пушкина (выведенного им под собственной фамилией в «Евгении Онегине».
Слайд 10
Центральные события романа – поиски пропавшей экспедиции капитана Татаринова – вызывают
в памяти несколько исторических аналогий. В 1912 г. исследовать Арктику отправились 3 экспедиции: лейтенанта Георгия Седова на судне «Святой Фока», геолога Владимира Русанова на боте «Геркулес» и лейтенанта Георгия Брусилова на шхуне «Святая Анна». Об экспедиции Русанова известно очень мало – она пропала без вести. Ее поиски напоминают поиски экипажа «Святой Марии» в романе Каверина.
/
Слайд 11КАРТА СЛЕДОВАНИЯ ЭКСПЕДИЦИИ КАПИТАНА ТАТАРИНОВА НА ШХУНЕ «СВЯТАЯ МАРИЯ»
Слайд 12В романе «Два капитана» шхуна «Святая Мария» тоже дрейфует во льдах,
и спастись удается только нескольким матросам во главе со штурманом Климовым. Они сохранили письма, которые в свое время не достигли адресатов. Эти письма и услышал в детстве Саня Григорьев, загоревшись идеей разгадать тайну гибели экспедиции «Святой Марии».
Слайд 13
Роман Вениамина Каверина «Два капитана» стал его самым известным произведением, хотя
самого автора это удивляло. На склоне лет он признался: «Мне уже за восемьдесят. Но меня по-прежнему волнует все, что связано с этой арктической трагедией. Кстати, я до сих пор не могу понять причин странного и удивительного успеха «Двух капитанов», я никогда не относил их к числу лучших своих книг. Но, как ни странно, мое имя как писателя знают прежде всего по этой книге, иногда меня это даже раздражает...».
Слайд 14Страницы морской летописи
Как тесно переплелись судьбы двух капитанов!
Для писателя Вениамина
Каверина два Георгия, Брусилов и Седов, стали прототипами Ивана Львовича Татаринова в романе «Два капитана».
А кто же они были эти два человека на самом деле? Что сделали они для освоения Северного морского пути?
В 1912 г. Северным морским путем отправилась парусно-паровая шхуна «Святая Анна». Возглавлял эту экспедицию лейтенант флота Геогргий Львович Брусилов. Отплыв летом из Санкт-Петербурга, уже в октябре судно попало в ледовый плен у берегов Ямала и начало дрейф на север. На Большую землю вернулись только два человека (Штурман В. Альбанов и матрос А. Конрад). Их подобрало судно «Святой Фока» другого полярного исследователя: Георгия Седова. Но самого капитана на борту уже не было…
Слайд 15БРУСИЛОВ ГЕОРГИЙ ЛЬВОВИЧ
(1884-1914?),
русский исследователь Арктики, лейтенант флота.
После окончания Морского корпуса
направлен во Владивосток. Служил на военных кораблях на Тихом океане, на Средиземном море, а в 1906-1909 — на Балтике.
В 1910-1911 участвовал в гидрографической экспедиции на ледокольных транспортах «Таймыр» и «Вайгач»: плавал в Чукотском и Восточно-Сибирском морях на «Вайгаче» в должности помощника начальника.
В 1912-1914 руководитель экспедиции на шхуне «Св. Анна», целью которой было пройти по Северному морскому пути из Атлантического в Тихий океан . Судьба экспедиции неизвестна.
Слайд 16Дрейф «Святой Анны»
В 1912 Брусилов возглавил экспедицию на парусно-паровой шхуне «Святая
Анна» (23 члена экипажа, водоизмещение около 1000 т) с целью преодолеть Северный морской путь с запада на восток. Хотя ледовая обстановка того года сложилась чрезвычайно суровой, судно все же проникло в Карское море через Югорский Шар.
У западного побережья полуострова Ямал шхуну затерли льды. Поврежденная, она вмерзла в них (конец октября) и вскоре была вовлечена в ледовый дрейф на север. Большинство моряков болело цингой, так как в рацион входило мясо белых медведей.
Тяжелый недуг, на три с половиной месяца приковавший Брусилова к койке, превратил его к февралю 1913 в обтянутый кожей скелет. Вырваться из ледового плена летом 1913 не удалось.
Во время дрейфа, самого длительного в истории русских арктических исследований (за полтора года пройдено 1575 км), Брусилов проводил метеорологические наблюдения, выполнял замеры глубин, изучал течения и ледовый режим в северной части Карского моря, до того времени полностью не известной науке.
Слайд 17Значение экспедиции Г.Л. Брусилова
Дрейф «Св.Анны» в корне изменил представление о
движении льдов
в Полярном бассейне.
2. Метеорологические наблюдения дали некоторые
сведения о климатическом режиме по всему ходу дрейфа,
а промеры глубин – представление о характере рельефа
морского дна северной части Карского моря.
3. Особенность дрейфа судна и движение льдов дало В.Ю. Визе предположение о существовании суши в этих координатах. Позже был открыт остров, который по справедливости был назван его именем.
Слайд 18 Владимир Александрович Руса́нов
1875-1913
русский арктический
геолог, исследователь Севера.
Слайд 19В июле 1912 В.А. Русанов возглавил экспедицию по обследованию угленосных районов
Шпицбергена.
Слайд 20 Экспедиция отправилась на небольшом (около 64 тонн водоизмещения) зверобойном
судне "Геркулес", приспособленном для плавания во льдах. Кроме парусного вооружения, судно имело 24-сильный двигатель и обладало прекрасными мореходными качествами.
Слайд 21
Капитаном "Геркулеса" был потомственный мореход, помор Александр Степанович Кучин - личность
поистине замечательная. Достаточно сказать, что к моменту ухода в свое последнее плавание он, 24-летний, имел за спиной уже десять лет морского "стажа" и статус единственного иностранного участника антарктической экспедиции норвежца Р. Амундсена, открывшего Южный полюс.
Слайд 22
28 июня 1912 года "Геркулес", ведомый капитаном Александром Кучиным, вышел из
Александровска-на-Мурмане в свое последнее плавание. Как когда-то Амундсен, Русанов, кроме заявленной цели - обследования Шпицбергена - имел и "личную": после Шпицбергена Северным морским путем достигнуть Тихого океана, о чем государственные чиновники, естественно, не знали. В августе "Геркулес" находился в западном устье пролива Маточкин Шар. 18 числа он отдал якорь и навсегда исчез в тумане.
Слайд 23
Остался лишь текст сообщения, отправленного Русановым перед уходом из Маточкина Шара
в Архангельск на попутном судне "Королева Ольга Константиновна": "Юг Шпицбергена, остров Надежды. Окружены льдами, занимались гидрографией. Штормом оттеснены южнее Маточкина Шара. Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на Восток. Если погибнет судно, направлюсь к ближайшим по пути островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов". Больше вестей с "Геркулеса" не было...
Слайд 24
До сих пор остается неведомым, что произошло с русановской экспедицией, в
каких широтах нашел свое последнее пристанище А.С. Кучин. В начале 1920-х годов его именем назвали новооткрытый мыс на Новой Земле в заливе Русанова. Позже на островах у западного берега Таймырского полуострова, где были найдены неизвестно как попавшие сюда личные вещи членов экипажа и обломки "Геркулеса", гидрографы установили несколько памятных знаков. А в 1988 году в Онеге, в деревянном двухэтажном домике, принадлежавшем семье Кучиных, открылся музей Александра Степановича Кучина, по мнению современников, обещавшего, но так и не успевшего стать "звездой морей" первой величины.
Слайд 25
Валуны да песчаные кручи,
Дальше в море - вода солоней.
Здесь характер испытывал
Кучин
На крутой беломорской волне.
Был он парнем поморского рода,
Знал науку, водил корабли,
Называли его самородок,
Самородок онежской земли.
Где бы ветры его не носили,
Свято верил в призванье свое.
С юных лет он творил для России
Для немеркнущей славы ее.
Слайд 26Книга становится намного ближе, если знаешь, что за её страницами, за
страданиями, борьбой и победами героев стоит настоящая, непридуманная человеческая судьба.
Девиз героев: «Бороться и искать, найти и не сдаваться»
Слайд 27
Каждого человека жизнь испытывает на прочность. Каждый выбирает ношу по своему
плечу. Шаг за шагом главный герой крепил свою волю, лепил свой характер, готовил себя к будущим испытаниям. «Не сдаваться»-вершинное кредо героя.
В этом красота и величие таких людей!
Слайд 28«Все полярные экспедиции были неудачны
в смысле достижения цели. Но если мы
что-нибудь знаем о Ледовитом океане, то благодаря этим неудачным
экспедициям».
Адмирал С.О. Макаров
Источники
1. Агранат Г. А. Зарубежный Север. М: издательство Академии наук СССР, 1957.
2. Алексеев Д.А., Новокшонов П. А. По следам таинственных путешествий M.: Мысль, 1988.
3. Белов М. И. По следам полярных экспедиций Гидрометеоиздат, Ленинград, 1977.
4. Визе В. Ю. История исследования советской Арктики. Севкрайгиз, Архангельск, 1934.
5.Каверин В. «Два Капитана» М.: Машиностроение, 1984.
6.Чванов М.А. ,Загадка гибели шхуны «Святая Анна», 2001