Слайд 1Общение педагога с детьми
"Единственная известная мне роскошь
- это роскошь человеческого
общения"
Антуан де Сент-Экзюпери
Слайд 2Общение
- процесс взаимодействия педагога с ребёнком,
осуществляемый с помощью средств
речевого
и неречевого воздействия
и преследующий цель достижения изменений в
познавательной,
мотивационной,
эмоциональной и
поведенческой сферах
участвующих в общении лиц.
Слайд 3Педагогическое общение
это взаимодействие педагога с ребёнком, направленное на создание благоприятного психологического
климата, способствующего более полному развитию личности.
Педагогическое общение выполняет функции:
познание личности,
обмена информацией,
организации деятельности,
обмена ролями,
сопереживания,
самоутверждения детей.
Слайд 4Воспитывать человека
– значит не только воздействовать на его представления и понятия,
формировать убеждения, но и обеспечивать регуляцию его поведения, отношений с другими людьми.
Слайд 6Стили влияния:
Авторитарный (подавление)
Индифферентный (равнодушие)
Демократический (сотрудничество)
Слайд 7Авторитарный
Приказной тон, резкие замечания, нетактичные выпады в адрес одних членов группы
и неаргументированное восхваление других.
Субъективное оценивание успехов своих детей, высказывание замечаний не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя.
Оценивание детей как импульсивных, ленивых, недисциплинированных, безответственных.
Единоличное управление классом и установление жесткого контроля за выполнением предъявляемых требований к детям.
Стремление манипулировать группой, ставя во главу угла задачу организации дисциплины.
Подчинение детей своей власти в категорической форме, не разъяснение необходимости нормативного поведения.
Психологическое давление на личность ребенка.
Слайд 8Индифферентный
Самоустранение педагога из учебного процесса.
Отсутствие инициативы в организации тех или иных
мероприятий.
Принятие решений под давлением администрации - «сверху», или детей - «снизу».
Отсутствие стремления к новшеству, боязнь проявления инициативы со стороны детей.
Отсутствие совместной деятельности детей и педагога.
Отсутствие дисциплины на уроке и организации учебного процесса.
Отсутствие позитивных условий для развития личности.
Слайд 9Демократический
Оцениваются факты, а не личность ребенка.
Группа принимает активное участие в обсуждении
всего хода предстоящей работы и ее организации.
Увеличивается инициатива, возрастает общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.
Педагог опирается на детский коллектив, поощряет и воспитывает самостоятельность у ребят.
Проблемы детей обсуждаются совместно, при этом не навязывается точка зрения педагога.
При непосредственном взаимодействии с детьми педагог пользуется не столько прямыми, сколько косвенными формами побуждения к действию (просьба, совет, информация).
Ребенок рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний.
Педагог учитывает не только успеваемость, но и личные качества детей.
Слайд 10Каков ваш стиль общения с детьми?
Также существуют стили:
Общение на основе увлеченности
совместной творческой деятельностью.
Общение на основе дружеского расположения.
Общение – дистанция.
Общение – устрашение.
Общение – заигрывание.
Общий целостный стиль общения.
Слайд 11Сензитивные периоды
по Марии Монтессори
0 1,5
2 2,5 3 3,5 4 4,5 5 5,5 6
Порядок
Пространственные отношения
Маленькие предметы
Математика
Движение
Вежливость и этикет
Утонченные чувства
Музыка
Язык
Письмо
Чтение
Слайд 12Ведущая деятельность
I ступень II ступень
III ступень
Слайд 13Рефлексия
I ступень II ступень
III ступень
Слайд 14Развитие мотивационной сферы
I ступень II ступень
III ступень
Слайд 15Точки влияния
на поведение младших школьников
Слайд 16Точки влияния
на поведение подростков и юношей
Слайд 17Необходимые умения в общении для педагога
Умение владеть словом.
Актерское мастерство (педагог
с деревянным лицом, на котором всегда одно и тоже выражение, вряд ли будет пользоваться успехом у детей);
Хорошо поставленный голос (совсем необязательно громкий, но способный выражать оттенки чувств);
Чувство юмора;
Способность правильно понимать ребенка.
Способность видеть в нем равноправную личность.
Готовность критически отнестись к самому себе и открыто признать критику в свой адрес со стороны ребят.
Умение не обманывать, не хитрить, всегда и везде говорить правду.
Умение оказывать влияние на детей.
Слайд 18Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают веру в
себя.
Слова поддержки
Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо
Ты делаешь это очень хорошо
У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?
Это серьезный вызов, но я уверен, то ты готов к нему
Слова разочарования
Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать гораздо лучше
Ты мог бы сделать гораздо лучше
Эта идея никогда не может быть реализована
Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю
Слайд 19Психологическая поддержка ученика
Слайд 20Приветствие
самый быстрый и простой путь одарить каждого ученика вашим вниманием —
использовать несколько минут перед уроком или после него, чтобы сказать одно – два слова каждому индивидуально. Это должно быть лаконичным, не затянутым, но эффект стоит усилий.
Слайд 21Основы правильного слушания:
Ведите себя спокойно. Если не знаете, что сказать, не
говорите ничего. Если вы знаете, что сказать, — не торопитесь говорить. Реагируйте, только когда это необходимо и только давая понять, что вы поняли, что было сказано.
Используйте невербальные сигналы, чтобы показать свой интерес: контакт глазами, наклон корпуса в сторону говорящего.
Вербализируйте интерес без слов, используя «м-м» и другие междометия.
Используйте парафраз: «Если я тебя правильно поняла…» (и далее повторите мысль ученика, но своими словами).
Отражайте чувства.
Слайд 23Невербальные средства
– внешний вид человека (прическа, одежда, украшения, косметика), жесты,
мимика, пантомимика.
Слайд 24Пантомимика
— это выразительные движения всего тела или отдельной его части, пластика
тела. Она помогает выделить во внешности главное, рисует образ.
Убедитесь, что ваше тело и ваши ладони открыты и направлены в сторону детей!!!
Слайд 25Не допустимы:
покачивания назад, топтания на месте, манеры держаться за спинку
стула, крутить в руках посторонний предмет, почёсывать голову, потирать нос, держаться за ухо.
Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником.
Слайд 26Жесты педагога
должны быть непринужденными, целесообразными, органичными и сдержанными, без резких
широких взмахов и острых углов. Преимущество отдаётся округлой и скупой жестикуляции.
Слайд 27Мимика
Нередко выражение лица и взгляд влияют на детей сильнее, чем слова.
Дети «читают» с лица взрослого, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать определённые чувства: не следует нести в группу бремя домашних хлопот, неурядиц.
Слайд 28Мотивы «плохого» поведения от Рудольфа Дрейкурса.
Три закона поведения:
1 Закон. Ученик
выбирает определенное поведение в определенных обстоятельствах.
2 Закон. Любое поведение учеников подчинено общей цели – чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни.
3 Закон. Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:
привлечение внимания
власть
месть
избегание неудачи
Слайд 29Достижение эффективного результата Цель – профилактика отклонений в поведении.
Что произошло? где,
когда, с кем, как…
Как ты к этому относишься? мысли, оценки, критика, оправдания, обвинения…
Что ты чувствуешь?
Как надо было поступить? себя вести, сделать…
Сможешь ли ты так поступить? себя вести, сделать…
Что поможет/помешает так поступить?
Стоит ли цель твоих усилий?