Слайд 1Методика написания сжатого изложения
на логозанятиях
Выполнила: учитель-логопед
МАОУ «СОШ №30 г.
Йошкар - Олы»
Равчеева М. В.
Слайд 2 Сжатое изложение-
преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объёму
изложением. При этом не допускается смыслового искажения и утраты значимых предложений.
При написании сжатого изложения текст делится на части – микротемы, чаще всего их бывает три.
Слайд 3Требования к сжатому изложению
Необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и
всего текста в целом.
Важна запись каждой микротемы отдельно - с красной строки. (Нельзя объединять микротемы).
Объём изложения должен соответствовать возрасту учащихся.
Запись изложения должна быть осуществлена аккуратным, разборчивым почерком.
Слайд 4Что нельзя удалять из текста изложения?
Основные детали, помогающие понять авторскую
идею.
Аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.
Что поможет сделать текст ярким и выразительным?
Использование авторских ключевых слов и словосочетаний.
Слайд 5Пошаговая инструкция написания сжатого изложения
Шаг 1 Запись текста.
Шаг 2 Первичная работа
над текстом.
Шаг 3 Доработка чернового текста во время повторного прочтения.
Шаг 4 Сжатие текста, когда текст уже записан.
Шаг 5 Запись готового изложения.
Слайд 6Шаг 1 Запись текста.
Во время первичного чтения текста идёт его запись,
при этом условно текст делится на несколько микротем.
Важно!
Не стараться записать текст дословно. Лучше записать немного, но качественно, «зацепляя» что-то с каждой микротемы, чтобы легче было в последствии восстановить текст.
Слайд 7Шаг 2 Первичная работа над текстом.
После записи текста на отдельном листке
необходимо:
Определить тему текста;
Сформулировать основную мысль текста;
Определить тип текста и тип речи;
Отдельно выделить все микротемы текста, составив план текста.
Слайд 8Виды планов текста
Назывной план, выделяя в абзаце опорные слова и словосочетания.
Вопросительный
план, ставя вопрос к каждому абзацу.
Тезисный план, отвечая на вопросы кратко.
Слайд 9Шаг 3 Доработка чернового текста во время повторного прочтения.
Во время второго
прочтения текста необходимо:
расширить,
уточнить,
исправить
ту информацию, которую записали во время первичного чтения текста.
Слайд 10Шаг 4 Сжатие текста, когда текст уже записан.
Текст должен быть сжат
равномерно.
Приёмы сжатия текста
исключение (Убираем предложения, не играющие ключевую роль, вторичную информацию, излишние подробности, длинные цитаты…)
обобщение (Переводим частное в общее, обобщаем однородные члены, «сворачиваем» целые предложения, объединяем предложения с одной сутью…)
упрощение или замена (Заменяем прямую речь косвенной, осуществляем слияние двух-трёх сложных предложений в одно простое…)
Слайд 11исключение
Сказки любят все: взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и
не очень.
Сказки любят все.
Сказка живёт везде, во всём: деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом.
Сказка живёт везде, во всём.
Слайд 12обобщение
От недостатка воды засохли кустарники, травы, цветы, листья на
деревьях.
От недостатка воды засохла вся растительность.
Ярко- красные маки привлекали разноцветных бабочек, жужжащих пчёл, мелких мошек и даже жуков.
Ярко- красные маки привлекали насекомых.
Слайд 13упрощение или замена
« Хорошо, - ответило Солёное Море. –
Я дам тебе соли. Только сначала сходи к моему братцу».
Солёное Море отправило за солью к своему братцу.
Только никак не могла она отыскать щепотку соли. На деревьях соль не растёт. С неба не сыплется. Откуда её взять?
Нигде не могла она отыскать даже щепотку соли.
Слайд 14Шаг 5 Запись готового изложения.
К этому шагу уже должен быть готов
текст изложения на черновике.
Важно!
Перед 5 шагом , после сжатия каждой микротемы, необходимо соединить их в один текст, чтобы каждая следующая часть логически связывалась с предыдущей.
Слайд 15Ошибку потери логической связи можно избежать через:
добавление вводных предложений, поясняющих последующую
информацию;
использование слов-связок: однажды, как-то раз, в один день…
Слайд 16Добавление вводных предложений, поясняющих последующую информацию
Ошибка
Лето выдалось дождливым, холодным.
Алина не
захотела идти к подруге.
Верная запись
Лето выдалось холодным, дождливым.
Сегодняшний день не был исключением,
поэтому Алина не захотела идти к
подруге.
Слайд 17Использование слов-связок: однажды, как-то раз, в один день…
Ошибка
На страницах словаря были
напечатаны слова, какие есть в русском языке.
К словарю стали подбираться мыши.
Верная запись
На страницах словаря были напечатаны слова, какие есть в русском языке.
Однажды к словарю стали подбираться мыши.
Слайд 18Самопроверка
Осуществляется сразу после его написания на чистовик непосредственно перед сдачей работы.
Самопроверка представляет собой медленное прочтение текста собственного изложения, проверяется:
нет ли грамматических ошибок;
не нарушена ли связь слов в предложениях;
не встречается ли одно и тоже слово в предыдущей или последующей фразе;
не нарушена ли логика изложения;
правильно ли разделён текст на абзацы.