Слайд 1Профориентация
Хайруллина
Альбина
Альбертовна
Слайд 2Профориентация- это
Научно обоснованная система мероприятий, призванная подготовить личность к общественно полезному
труду, оказать ей помощь в выборе профессии в соответствии с ее интересами, склонностями и способностями с учетом потребностей рынка труда
Слайд 3Показатели готовности к профессиональному самоопределению
Слайд 4Направления профориентационной работы
Профессиональное просвещение . Выработка знаний о профессии.
Профессиональное информирование. (
знания о требованиях, предъявляемых профессией)
Профессиональная агитация. ( пропаганда профессий)
Слайд 5.
2.. Профессиональная диагностика
Цель:
Профессиональный подбор( подбор профессии под человек)
Профессиональный отбор (
подбор кандидата под профессию)
Слайд 6.
3. Профессиональное консультирование. Коррекция.
Тренинг
Игра
Психотерапия
Пример удачного профессионального самоопределения
Построение цепочки основных ходов
Использование схем
альтернативного выбора и.т.д
Слайд 7Профессия – это:
Род деятельности, связанный с определенной областью общественных отношений
Слайд 8Типы профессий
по предмету труда
по Е.А. Климову
Слайд 91. «Человек-человек»
связанные с мед.обслуживанием, обучением и с воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой
защитой: врач, учитель, продавец, юрист. ПВК: коммуникативность, эмпатия, эмоциональная устойчивость.
Слайд 102. «Человек – техника»
связанные с взаимодействием приборами, машинами, механизмами: инженер, сварщик,
водитель, токарь, швея. ПВК: технический склад ума, пространственное воображение склонность к практическому труду.
Слайд 113. «Человек- знаковая система»
связанные с текстами, цифрами, чертежами, схемами: корректор, бухгалтер,
оператор, радист. ПВК: развитое абстрактное мышление, высокая устойчивость внимания, аккуратность и усидчивость.
Слайд 124. «Человек-природа»
связанные с работой с природными объектами и явлениями: биолог, фермер,
лесовод, ветеринар. ПВК: наблюдательность, склонность к систематизации, устойчивость внимания, потребность в двигательной активности.
Слайд 135. «Человек- художественный образ»
связанные с созданием художественных произведений, с изготовлением произведений
искусства: художник, ювелир, флорист, актер. ПВК: воображение, образное мышление, склонность к творчеству.
Слайд 16Ошибки при выборе профессии
Отношение к профессии как к неизменной
Мнения о престижности
профессии
Выбор профессии под влиянием товарищей
Перенос отношения к человеку на профессию
Увлечение внешней, частной стороной профессии
Отожествление школьного предмета с профессией
Устарелые представления о профессии
Незнание своих особенностей и способностей
Незнание действий выбора профессии
Слайд 17Методика
«Определение типа будущей профессии»
Слайд 19Методика
«Профессиональный тип личности»
Слайд 211. Реалистический тип (Р)
Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу,
требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны – их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям.
Близкие типы: интеллектуальный и офисный.
Противоположный тип: социальный.
Слайд 222. Интеллектуальный (И)
Людей, относящихся к этому типу, отличают аналитические способности, рационализм,
независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.
Близкие типы: реалистический и артистический.
Противоположный тип: предпринимательский.
Слайд 233. Социальный (С)
Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную
с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.
Близкие типы: артистический и предпринимательский.
Противоположный тип: реалистический.
Слайд 244. Офисный (О)
Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной
с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений.
Близкие типы: реалистический и предпринимательский.
Противоположный тип: артистический.
Слайд 255. Предпринимательский (П)
Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в
сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей.
Близкие типы: офисный и социальный.
Противоположный тип: исследовательский.
Слайд 266. Артистический (А)
Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений,
редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством.
Близкие типы: интеллектуальный и социальный.
Противоположный тип: офисный.
Слайд 27Методики,
используемые в профессиональной диагностике
Диагностика интеллектуальных особенностей
Методика «Тип мышления»
Методика «Интеллектуальная лабильность»
Методика
«Сложные аналогии»
Тест интеллектуального потенциала П.Р. Ржичан
Краткий интеллектуальный тест Н.В. Бузина
Слайд 28ю
Диагностика профессиональных интересов и склонностей
Методика «Профессиональный тип личности»
Методика «Определения типа будущей
профессии»
Опросник профессиональных склонностей Л.А. Йовайши
Слайд 29.
Диагностика эмоционально-волевой и характерологической сферы
Методика «Диагностика темперамента»
Тест «Поведение в конфликтах» К.
Томас
Методика «Диагностика стиля общения»
Методика «Социальный интеллект»
Тест эмоций Басса-Дарки
Опросник «Характер и профессия»
Слайд 30.
Диагностика ценностно-смысловой сферы
Методика «Иерархия мотивов труда»
Анкета «Жизненные ценности»
Методика «Я-Другой, Карьера-Дело»
Опросник «Иерархия
жизненных ценностей»
Методика «Нравственный потенциал личности»