Слайд 1Готовимся к ЕГЭ и ГВЭ
Подготовила педагог-психолог
МБОУ «Константиновская школа»,
Симферопольского р-на, Республики
Крым, Крамар Е.С.
Слайд 2В чем плюсы и минусы экзаменов?
Слайд 3Подготовка к экзамену включает 2 основных пункта:
1.Организация запоминаемого материала.
2.Совладание с собственными
чувствами «до», «во время» и «после» экзамена!
Слайд 4Приемы работы с запоминаемым материалом
Группировка — разбиение материала на группы
по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и др.).
Распределите животных на группы:
Заяц, стрекоза, медведь, божья коровка, волк, колорадский жук, муха, лось, бабочка, лиса.
Слайд 5Выделение опорных пунктов — фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более
широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы к тексту, примеры, цифровые данные, сравнения).
Алгоритм действий:
анализ материала;
поиск ключевых слов, понятий, предложений, закономерностей;
фиксация опорного пункта (слово, понятие, предложение и т.д.) в словесном или графическом виде
Слайд 6План — совокупность опорных пунктов
Алгоритм действий:
Разбить на логические части
Определить главную мысль частей
Записать ключевые слова
Слова – подсказки можно заменить схематическими рисунками
Содержание частей, а потом и всего текста выразить несколькими предложениями
Слайд 7Схематизация (построение графических схем) — изображение или описание чего-либо в основных
чертах или упрощенное представление запоминаемой информации
Яйца --- личинки-червячки ---- куколки --- взрослая муха.
Слайд 8Ассоциации — установление связей по сходству, смежности или противоположности
А.Р. Лурия «Маленькая
книжка о большой памяти»
Вот что рассказывал Ш.: «Когда я услышу слово „зеленый“, появляется зеленый горшок с цветами; „красный“ - появляется человек в красной рубашке, который подходит к нему. „Синий“ - и из окна кто-то помахивает синим флажком… Даже цифры напоминают мне образы… Вот „1“ - это гордый стройный человек; „2“ - женщина веселая; „3“ - угрюмый человек, не знаю почему…» При этом отдельные звуки, слоги, незнакомые слова представлялись Ш.в виде линий, пятен и брызг.
Слайд 9 Упражнение «Запоминаю текст»
Итог: Мы запоминаем лучше:
1) ту информацию, которой мы постоянно пользуемся;
2) то, что мы воспринимаем в определенном контексте (к которому нам еще предстоит вернуться);
3) то, что нам приятно (тут вовлечены наши эмоции, и это повышает концентрацию внимания);
4) прерванные действия (так как их приходится возобновлять).
Слайд 10Упражнение «Умею читать инструкции» (3 минуты)
Инструкция : «Внимательно прочитайте все
задания и потом приступайте к выполнению заданий»! Время выполнения теста – 3 минуты!
Слайд 11Знакомство с приемами совладания со своими чувствами
Упражнение «Волевое дыхание»
Педагог-психолог:. Примите удобное
положение, расслабьтесь, установите глубокое, ровное дыхание. Затем, дыша ровно и спокойно, сделайте спокойный вдох насчет 1-2-3, а потом выдох на 1-2-3-4-5. Во время выдоха последовательно напрягаются мышцы рук, плечевого пояса, живота, ног. Можно представить, что опускающиеся руки прессуют находящийся в легких воздух и направляют его вниз, в землю. По окончании выдоха напряжение мышц прекращается. Упражнение повторяется до появления спокойствия, обычно, 2-3 раза и готовности организма действовать с максимальной отдачей.
Слайд 12Упражнения для снятия нервно-мышечного напряжения
1.«Лимон». Представьте себе, что в левой руке
у вас находится лимон. Сожмите руку в кулак так сильно, чтобы из лимона начал капать сок. Еще сильнее. Еще крепче. А теперь бросьте лимон и почувствуйте, как ваша рука расслабилась, как ей приятно и спокойно. Опять сожмите лимон крепко-крепко… Так по 3 раза каждой рукой.
Слайд 13.«Муха».
Представьте, что вам на нос села муха и вам без
помощи рук нужно прогнать ее. Покрутите носом вправо и влево, наморщите его, напрягите все мышцы лица... А теперь расслабьте лицо. Муха улетела. Почувствуйте, как состояние покоя приятно разливается по вашему лицу… 3 раза.
Слайд 14.«Жмурки».
Вам нужно зажмурить глаза, чтобы солнце не слепило их. Крепко-крепко
сожмите веки. Еще сильнее, еще крепче, сильнее сжимайте веки… Но вот солнце уходит, и лицо можно расслабить… 3 раза.
Слайд 15Упражнение «Ресурсные образы»
Вспомните или придумайте место, где вы чувствовали бы себя
в безопасности и вам было бы хорошо и спокойно. Это может быть цветущий луг, берег моря, поляна в лесу, освещенная теплым летним солнцем. Представьте себе, что вы находитесь именно в этом месте. Ощутите запахи, прислушайтесь к шелесту травы или шуму волн, посмотрите вокруг, прикоснитесь к теплой поверхности песка или шершавому стволу сосны. Постарайтесь представить это как можно более четко, в мельчайших деталях.
Слайд 16Спасибо за внимание!
Удачи на экзаменах!