Слайд 1Детское словотворчество.
Выполнила студентка 3 курса володина кристина.
Слайд 3Понятие словотворчества.
Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь
принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Специфика детского языка заключается в том, что он частично состоит из единиц, отсутствующих в языке, но созданных ребенком на основе общих правил родного языка, копируя язык взрослых. . Процесс создания ребенком новых слов на основе лексического, грамматического и фонетического материала ребенком на основе общих правил родного языка носит название словотворчества.
Слайд 5Механизм детского словотворчества.
Механизм детского словотворчества связывается с формированием языковых обобщений.
Если ребёнок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определённым, уже усвоенным ранее правилам, что и проявляется в детском словотворчестве.
Например: заячий – лисячий, слонячий, белячий.
В начале номинации ребенка представляют собой описательные обозначения ситуации, затем к анализу объектов обозначения добавляется синтез" - новое производное слово, наконец, анализ уходит вглубь сознания - новое слово возникает как единственное обозначение предмета или явления. К концу же дошкольного возраста лексикон ребенка увеличивается, потребность в новых словах исчезает - словотворчество погасает.
Слайд 6 Аспекты проявления словотворчества детей.
Словотворчество может проявляться:
А)словообразовании: образуют свои слова по
аналогии с теми, которые уже усвоили
Пример:усвоение приставок за-вы-при-на-рас-об-от: «залошадило», «выпузырить», «распакетить», «задверить», «натабачить», «приудобиться»;
усвоение родовых окончаний слов: «черепах», «царап», «пап», «синиц», «русал»;
Слайд 7 Аспекты проявления словотворчества детей.
изменение прилагательных: «червячее (яблоко)», «жмутные (туфли)», «взбеситая
(лошадь)», «пугательные (сказки)», «сверкастенький (камушек)», «молоконная (кастрюля;
скрещивание слов: «блистенькая (блестящая и чистенькая)», «поломою (мою полы)», «волосетка (сетка для волос)», «безумительно (безумно плюс изумительно)», «переводинки (переводные картинки)», «жукашечка (жук плюс букашечка);
использование существительных, не употребляющихся без не- по аналогии с прилагательными (небольшой - большой): «ряха», «чаяно», «ожиданный», «навижу», «лепости», «наглядная», «гритенок», «льзя».
Образование существительных от других частей речи с помощью суффиксов: «тушенники» (от тушить), «журчей» (т.к. журчит), «хорошник» (хороший), «прекрасник» (прекрасный).
Слайд 9 Аспекты проявления словотворчества детей.
Б) словоизменении: Дети изменяют слова в речи
обычно по продуктивному типу склонения или спряжения, продуктивно образуют форму множественного числа.
Например: склоняют притяжательные местоимения по типу притяжательных существительных: «чьиная», «ихинная», «ктойтина», «ктошина».
формы глаголов: «воевает», «войнует», «зажгита», «зажгина», «с
плям», «сплим», «сплюм», «оживела».
Слайд 10Классификация Т.Н. Ушаковой
Т.Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети
образуют новые слова:
- часть какого-нибудь слова используется как целое слово («слова-осколки»)
«Слова–осколки»: 1. Лепь (то, что слеплено): «Мы лепили-лепили, и получилась лепь» (3 года 6 месяцев). 2. Пах (запах): «Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах?» (3 года 6 месяцев). 3. Прыг (прыжок): «Собака прыгнула большим прыгом.» (3 года 10 месяцев).
Слайд 11Классификация Т.Н. Ушаковой
Слова с «чужим» окончанием:
1. Пургинки (снежинки): «Пурга кончилась, остались
только пургинки» (3 года) 2. Рваность (дырка): «Я не вижу, где на кофточке рваность» (3 года 8 месяцев). 3. Светло (свет): «На полу кусочек светла» (3 года 8 месяцев). 4. Помогание (помощь): «Самому одеваться, без помогания?» (3 года 8 месяцев). «Синтетические слова»:
Слайд 12Классификация Т.Н. Ушаковой
одно слово составляется из двух («синтетические слова»)
Ворунишка - вор
и врунишка (3 года 6 месяцев). 2.Бананас - банан и ананас (3 года 9 месяцев). 3.Вкуски - вкусные куски (4 года). 4. Бабезьяна - бабушка обезьяны (4 года).
В наблюдениях Ушаковой отмечено много «синтетических» глаголов и прилагательных: ледоколить («ледокол, он лед ледоколит»), почайпить («мы уже почайпили»), «огромадный» (огромный и громадный – «дом такой большой, просто огромадный!»), мапин («я - мапина дочка», т. е. я мамина и папина), всехлюдная («это не твоя воспитательница, она всехлюдная!» - т. е. общая).6
Слайд 13Многочисленные примеры детского словотворчества на этапе развития и усвоения грамматических навыков
родного языка свидетельствуют о том, что ребенок понимает смысл употребляемых грамматических форм, но еще не запомнил, как их нужно употреблять в речи – не усвоил речевой нормы.
И эти примеры можно продолжать без конца – нет нормально развивающегося ребенка, который не «творил» бы свои слова.
Слайд 14Вывод: словотворчество является закономерностью развития детской речи, наблюдается у детей, начиная
с двух лет и заканчивая пятью с половиной годами. Основой словотворчества является усвоение речевых шаблонов.