Презентация, доклад для ШМО начальных классов на тему: Нарушения письменной речи, их профилактика и коррекция у обучающихся 1-4 классов

Содержание

Актуальность проблемыВысокий процент речевых нарушенийВлияние речевых нарушений на развитие ребенка, на усвоение им школьных программУвеличение количества детей, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи

Слайд 1МБОУ Воротынская средняя школа
«Нарушения письменной речи, их профилактика и коррекция у

обучающихся начальных классов»

Куклева И.М.
учитель-логопед

МБОУ Воротынская средняя школа«Нарушения письменной речи, их профилактика и коррекция у обучающихся начальных классов»Куклева И.М.учитель-логопед

Слайд 2Актуальность проблемы

Высокий процент речевых нарушений

Влияние речевых нарушений на развитие ребенка, на усвоение им школьных программ

Увеличение

количества детей, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи
Актуальность	проблемыВысокий процент речевых нарушенийВлияние речевых нарушений на развитие ребенка,	на усвоение	им	школьных программУвеличение количества детей, имеющих нарушения в развитии

Слайд 3Нарушения письменной речи

«Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью

(нарушением) высших психических функций, участвующих в процессе письма и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера»

«Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».
/ Лалаева Р.И. /
«Дизорфография – стойкая специфическая несформированность усвоения орфографических знаний, умений, навыков, обусловленная
недоразвитием ряда неречевых и речевых
психических функций»
/ Прищепова И.В. /


Нарушения письменной речи«Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций, участвующих в

Слайд 4По данным различных исследований, дисграфия в той или иной степени встречается

у 5–15% младших школьников и у 3–7% детей от 10 до 16 лет. у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек.
По данным различных исследований, дисграфия в той или иной степени встречается

Слайд 5При отсутствии своевременной помощи к 6–7-му классу количество специфических ошибок может

уменьшиться, но возрасти во много раз количество орфографических ошибок. Часто у учеников среднего звена диагностируется дизорфография в чистом виде или с элементами дисграфии.

При отсутствии своевременной помощи к 6–7-му классу количество специфических ошибок может уменьшиться, но возрасти во много раз

Слайд 6Причины возникновения дисграфии
- наследственная предрасположенность
- длительные соматические заболевания
- неправильная речь окружающих
-

дефицит речевых контактов
- двуязычие в семье
- недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых
- патология беременности, родов, асфиксия
- детские инфекции, травмы головы
Причины возникновения дисграфии- наследственная предрасположенность- длительные соматические заболевания- неправильная речь окружающих- дефицит речевых контактов- двуязычие в семье-

Слайд 7Специфические ошибки при письме
Ошибки, обусловленные нарушенным произношением

«лека» - река

«суба» -

шуба


Специфические ошибки при письмеОшибки, обусловленные нарушенным произношением «лека» - река«суба» - шуба

Слайд 8Специфические ошибки при письме
Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
замены

и смешения букв: гласных о-у, а-я, ё-ю, о-ё…; твердых и мягких, свистящих и шипящих, парных звонких и глухих согласных, сонорных согласных, звуков ц,ч,щ
«клёква – клюква «палто»-пальто
«тыня» - дыня «чапля» - цапля

нарушения слоговой структуры слова: пропуск, перестановка и вставка букв и слогов
«прта» – парта, «моко» – молоко, «декабарь» - декабрь

недописывание слов: «весёлы» - весёлый

нарушение отграничения слов в предложении: «нас тупила» (наступила), «виситнастене» (висит на стене);
Специфические ошибки при письмеОшибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:замены и смешения букв: гласных о-у, а-я,

Слайд 9Специфические ошибки при письме
Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматического строя речи
- нарушения согласования

слов: «с еловый ветки» (с еловой ветки), «огромная бабочки» (огромные бабочки);
нарушения управления-: «с ветка» (с ветки), «сидит стул» (сидит на стуле);
слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: «вкармане» «при летели», «в зяла»;
искажение морфологической структуры слова:нарушение функции словообразования
лёд – «лёдик», хвост белки – «бельчачий»
- нарушение синтаксического оформления речи, неумение конструировать предложения
Специфические ошибки при письмеОшибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматического строя речи- нарушения согласования слов: «с еловый ветки» (с еловой

Слайд 10Специфические ошибки при письме
Ошибки обусловленные, несформированностью пространственных ориентировок

смешение букв по оптическому

сходству: д—б, о—а, и—у, т—п, ш-т, У-Ч, К-Н
«содака» - собака , «панк» - танк, «звики» - звуки

зеркальное написание букв: с,е, э,ю

пропуски элементов букв, лишние или неправильно расположенные элементы
Специфические ошибки при письме Ошибки обусловленные, несформированностью пространственных ориентировоксмешение букв по оптическому сходству: д—б, о—а, и—у, т—п,

Слайд 11Специфические ошибки при чтении
- медленное чтение
запинки
повтор слов
послоговое чтение

потеря строчки
нарушение согласования слов.
Специфические ошибки при чтении - медленное чтение запинки повтор слов послоговое чтение потеря строчки нарушение согласования слов.

Слайд 13Что делать?
Как и при многих других расстройствах, ранняя диагностика и своевременное

оказание помощи значительно повышают шансы на успех.


Что делать?Как и при многих других расстройствах, ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на

Слайд 14Чем может помочь учитель?
режим благоприятствования;

отказ от проверок ребенка на

скорость чтения;

не давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению);

подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее;

не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.


Чем может помочь учитель? режим благоприятствования; отказ от проверок ребенка на скорость чтения; не давать упражнения, в

Слайд 15Коррекционно – педагогическая работа по
профилактике нарушений письма
1. Развитие неречевых процессов

Развитие

и совершенствование пространственных
представлений

Развитие и совершенствование временных представлений

Развитие зрительного анализа и зрительного гнозиса

Развитие мнестических процессов

Развитие мыслительных операций ( анализ, синтез,
обобщение, сравнение)
Коррекционно – педагогическая работа по 	профилактике нарушений письма	1. Развитие неречевых процессовРазвитие и совершенствование пространственныхпредставленийРазвитие и совершенствование временных

Слайд 16Коррекционно – педагогическая работа по
профилактике нарушений письма
2. Развитие речевых процессов

Развитие

слухового внимания и фонематического восприятия

Развитие языкового анализа и синтеза

Развитие фонематического анализа и синтеза

Расширение и активизация словарного запаса

Формирование грамматического строя речи
Коррекционно – педагогическая работа по 	профилактике нарушений письма	2. Развитие речевых процессовРазвитие слухового внимания и фонематического восприятияРазвитие языкового

Слайд 17Формирование пространственного восприятия, оптико – пространственных представлений

Формирование пространственного восприятия,  оптико – пространственных представлений

Слайд 181. Развитие зрительного восприятия и узнавания
предметов

«Разрезные картинки»
«Выбор недостающего фрагмента изображения»
«Чего

не хватает?»
«Загадочные рисунки»
- «Найди все предметы»

2. Расширение объема зрительной памяти (зрительного
мнезиса)

«Запомни, назови»
«Восстанови порядок»
«Вспомни и найди»
«Найди пару»
1. Развитие зрительного восприятия и узнавания предметов«Разрезные картинки»«Выбор недостающего фрагмента изображения»«Чего не хватает?»«Загадочные рисунки»- «Найди все предметы»2.

Слайд 19Графический диктант

Графический диктант

Слайд 20Лабиринт

Лабиринт

Слайд 21Зашумленные картинки

Зашумленные картинки

Слайд 22Зрительно-моторная и слухо-моторная координация, мелкая моторика рук.
«Телесные буквы»
«Обведи букву»
«Воздушное письмо»

Зрительно-моторная и  слухо-моторная координация, мелкая моторика рук.«Телесные буквы»«Обведи букву»«Воздушное письмо»

Слайд 23Игры и упражнения для коррекции дисграфии и дислексии
Развитие фонематического восприятия

Игры и упражнения для коррекции дисграфии и дислексии Развитие фонематического восприятия

Слайд 24Игры со звуками
«Добавь звук»
Получится новое слово, если к этому слову добавить

звук К:
Вол – вол(К), рыба - …, моря - …, пар - …

Какое новое слово получится, если добавить звук Т:
Спор – спор(Т), бор - …, бра - …, стар - …
Игры со звуками«Добавь звук»Получится новое слово, если к этому слову добавить звук К: Вол – вол(К), рыба

Слайд 25«Отними звук»
Какое слово получится, если убрать первый звук:

Косы –

осы, крот - …, смех - …,
шмель - …, зверь - …, клей - …,
скот - …, плуг - …, укол - …
«Отними звук» Какое слово получится, если убрать первый звук: Косы – осы, крот - …, смех -

Слайд 26«Кто больше?»
В начале слова – сахар, слон, сумка;

в середине –

миска, мост, маска;

в конце слова – овес, автобус, насос.
«Кто больше?»В начале слова – сахар, слон, сумка; в середине – миска, мост, маска; в конце слова

Слайд 27«Чем отличаются слова?»

«Придумай словечко»
(Например, КО - кони, коты, колечко, молоко и

т.д. )

«Строители»
(Например, кот – «к», «о», «т»)
«Чем отличаются слова?»«Придумай словечко»(Например, КО - кони, коты, колечко, молоко и т.д. )«Строители»(Например, кот – «к», «о»,

Слайд 28Упражнения на дифференциацию букв
Найти фигуру, букву в ряду сходных букв:

Упражнения на дифференциацию буквНайти фигуру, букву в ряду сходных букв:

Слайд 29Упражнения на дифференциацию букв
Реконструирование букв
( Р-Ь, И-Н-П, К-Ж, З-В, Г-Б и т.д.);

Определение различия и сходства

букв (Р-В-Ф, Р-Ь, Г-Т, П-Н и т.д.);
Соотнесение буквы с предметами из окружающего пространства;

4. Найти правильно написанную букву среди неправильно или «зеркально» написанных букв;

5. Узнать букву с помощью тактильных ощущений

Упражнения на дифференциацию буквРеконструирование букв( Р-Ь,	И-Н-П,	К-Ж,	З-В,	Г-Б и т.д.);Определение различия и сходства букв (Р-В-Ф,	Р-Ь,	Г-Т,	П-Н и т.д.);Соотнесение буквы с

Слайд 30Деление слов на слоги
«Волшебники»

«Собери слово»
(например, лит, ка, у - улитка)

«Найди

слог»

«Ударный слог»
Деление слов на слоги «Волшебники»«Собери слово»(например, лит, ка, у - улитка)«Найди слог»«Ударный слог»

Слайд 31КОРРЕКЦИЯ ПИСЬМА НА УРОКАХ
Упражнение 1.
один пень – два пня –

пять пней.
один олень - … - …:
один щенок - … - …:
одно дерево - … - …:
одно ведро - … - …:
одна доска - … - …:
один львенок - … - ….
КОРРЕКЦИЯ ПИСЬМА НА УРОКАХ Упражнение 1.один пень – два пня – пять пней. один олень - …

Слайд 32Упражнение 2. Собери слово.

ракп - …, …:
уткс - …, …
аршм

- …, …:
ткна - …, …:
опст - …, …:
алз - …, …,
Упражнение 2. Собери слово.ракп - …, …:уткс - …, … аршм - …, …: ткна - …,

Слайд 33Упражнение 5. Собери слово из слогов.

муш, кор, ка;


трол, бус, лей;
ви, град, но;
кар, ка, тош;
ди, ста, он;
ка, гуш, ля;
ка, буш, ба
Упражнение 5. Собери слово из 				   слогов.		муш, кор, ка; 	трол, бус, лей; 	ви, град, но;

Слайд 34Упражнение 6. Составь предложение.

Бежал, широкой, по, улице.

Тема, в, приехал, деревню,

дедушке, к.

В, с, театр, дети, учителем, поехали.

Старой, под, грелась, рысь, сосной.
Упражнение 6. Составь предложение.	Бежал, широкой, по, улице. 	Тема, в, приехал, деревню, дедушке, к. 	В, с, театр, дети,

Слайд 35Связная речь. Лексика
«Писатель»
Составление рассказа «В школе»
План:
Как тебя зовут?
В какой

школе, в каком классе ты учишься?
Как зовут твою учительницу?
Какой твой класс?
Какие уроки тебе нравятся?
Какой твой любимый предмет?
Связная речь. Лексика«Писатель» 	Составление рассказа «В школе»	План:	Как тебя зовут? 	В какой школе, в каком классе ты учишься?

Слайд 36Устное сочинение.

Опорные слова, словосочетания:
1. зима, снег
2. пушистое снежное

одеяло
3. тепло, шубы, шапки, шарфы, варежки
4. играют в снежки, слепить снеговика
5. большой, поменьше, друг на друга, пластилин, глаза, воткнули, надели, смешной
6. весело, горка, лыжи, санки
Устное сочинение. 		Опорные слова, словосочетания: 	1. зима, снег 	2. пушистое снежное одеяло 	3. тепло, шубы, шапки, шарфы,

Слайд 37Развитие пассивного и активного словарного запаса:
тема «Строительные инструменты»:
а) Назови

слова, обозначающие строительные инструменты (клещи, тиски, молоток, ключ, напильник, ножовка и др.);

б) Продолжи ряд слов – ПИЛА, ТОПОР, ДРЕЛЬ, … .

В) Объясни, для чего нужен каждый инструмент: ПИЛА - … (инструмент для резки, распиливания чего-либо) и т.д.
Развитие пассивного и активного словарного запаса: 	тема «Строительные инструменты»: 	а) Назови слова, обозначающие строительные инструменты (клещи, тиски,

Слайд 38 игра «Наоборот»

длинный - …,
низкий - …,
холодно -

…,
кричит - …,
день - …,
сильный - …
игра «Наоборот» длинный - …, низкий - …, холодно - …, кричит - …, день -

Слайд 39ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОШИБОК ЧТЕНИЯ
Задание 1.

КА ми та ЗЯ

СУ ву ДО фи РЫ па ШО ЛА су ты бо де ри ЖУ дэ ха ку не КИ ку ПИ ма ча вы ДО де не ГО ЛО пи су ШИ МО му ТЕ ки ра ЦЕ зи ПЕ фы ЦУ се ха бо
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОШИБОК ЧТЕНИЯ 	Задание 1. 	КА ми та ЗЯ СУ ву ДО фи РЫ па

Слайд 40Задание 2. Длинное слово-короткое слово.


КОТ

ТАРЕЛКА КУКУРУЗА
ЧЕРЕПАХА СОБАКА
СУП ЛЕТО КИТ КНИГА
Задание 2. Длинное слово-короткое 		      слово.	КОТ  ТАРЕЛКА   КУКУРУЗА ЧЕРЕПАХА

Слайд 41Задание 3. Чистоговорки
та – та – та, та – та –

та - хвост пушистый у кота
ду – ду – ду, ду – ду – ду - дети бегают в саду
но – но – но, но – но – но – в нашей комнате темно
за – за – за, за – за – за – начинается гроза
ла – ла –ла, ла – ла – ла – у нас новая юла

Задание 3. Чистоговоркита – та – та, та – та – та - хвост пушистый

Слайд 42
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть