Слайд 1МБОУ Воротынская средняя школа
«Нарушения письменной речи, их профилактика и коррекция у
обучающихся начальных классов»
Куклева И.М.
учитель-логопед
Слайд 2Актуальность проблемы
Высокий процент речевых нарушений
Влияние речевых нарушений на развитие ребенка, на усвоение им школьных программ
Увеличение
количества детей, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи
Слайд 3Нарушения письменной речи
«Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью
(нарушением) высших психических функций, участвующих в процессе письма и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера»
«Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».
/ Лалаева Р.И. /
«Дизорфография – стойкая специфическая несформированность усвоения орфографических знаний, умений, навыков, обусловленная
недоразвитием ряда неречевых и речевых
психических функций»
/ Прищепова И.В. /
Слайд 4По данным различных исследований, дисграфия в той или иной степени встречается
у 5–15% младших школьников и
у 3–7% детей от 10 до 16 лет.
у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек.
Слайд 5При отсутствии своевременной помощи к 6–7-му классу количество специфических ошибок может
уменьшиться, но возрасти во много раз количество орфографических ошибок. Часто у учеников среднего звена диагностируется дизорфография в чистом виде или с элементами дисграфии.
Слайд 6Причины возникновения дисграфии
- наследственная предрасположенность
- длительные соматические заболевания
- неправильная речь окружающих
-
дефицит речевых контактов
- двуязычие в семье
- недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых
- патология беременности, родов, асфиксия
- детские инфекции, травмы головы
Слайд 7Специфические ошибки при письме
Ошибки, обусловленные нарушенным произношением
«лека» - река
«суба» -
шуба
Слайд 8Специфические ошибки при письме
Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
замены
и смешения букв: гласных о-у, а-я, ё-ю, о-ё…; твердых и мягких, свистящих и шипящих, парных звонких и глухих согласных, сонорных согласных, звуков ц,ч,щ
«клёква – клюква «палто»-пальто
«тыня» - дыня «чапля» - цапля
нарушения слоговой структуры слова: пропуск, перестановка и вставка букв и слогов
«прта» – парта, «моко» – молоко, «декабарь» - декабрь
недописывание слов: «весёлы» - весёлый
нарушение отграничения слов в предложении: «нас тупила» (наступила), «виситнастене» (висит на стене);
Слайд 9Специфические ошибки при письме
Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматического строя речи
- нарушения согласования
слов: «с еловый ветки» (с еловой ветки), «огромная бабочки» (огромные бабочки);
нарушения управления-: «с ветка» (с ветки), «сидит стул» (сидит на стуле);
слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: «вкармане» «при летели», «в зяла»;
искажение морфологической структуры слова:нарушение функции словообразования
лёд – «лёдик», хвост белки – «бельчачий»
- нарушение синтаксического оформления речи, неумение конструировать предложения
Слайд 10Специфические ошибки при письме
Ошибки обусловленные, несформированностью пространственных ориентировок
смешение букв по оптическому
сходству: д—б, о—а, и—у, т—п, ш-т, У-Ч, К-Н
«содака» - собака , «панк» - танк, «звики» - звуки
зеркальное написание букв: с,е, э,ю
пропуски элементов букв, лишние или неправильно расположенные элементы
Слайд 11Специфические ошибки при чтении
- медленное чтение
запинки
повтор слов
послоговое чтение
потеря строчки
нарушение согласования слов.
Слайд 13Что делать?
Как и при многих других расстройствах, ранняя диагностика и своевременное
оказание помощи значительно повышают шансы на успех.
Слайд 14Чем может помочь учитель?
режим благоприятствования;
отказ от проверок ребенка на
скорость чтения;
не давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению);
подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее;
не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.
Слайд 15Коррекционно – педагогическая работа по
профилактике нарушений письма
1. Развитие неречевых процессов
Развитие
и совершенствование пространственных
представлений
Развитие и совершенствование временных представлений
Развитие зрительного анализа и зрительного гнозиса
Развитие мнестических процессов
Развитие мыслительных операций ( анализ, синтез,
обобщение, сравнение)
Слайд 16Коррекционно – педагогическая работа по
профилактике нарушений письма
2. Развитие речевых процессов
Развитие
слухового внимания и фонематического восприятия
Развитие языкового анализа и синтеза
Развитие фонематического анализа и синтеза
Расширение и активизация словарного запаса
Формирование грамматического строя речи
Слайд 17Формирование пространственного восприятия,
оптико – пространственных представлений
Слайд 181. Развитие зрительного восприятия и узнавания
предметов
«Разрезные картинки»
«Выбор недостающего фрагмента изображения»
«Чего
не хватает?»
«Загадочные рисунки»
- «Найди все предметы»
2. Расширение объема зрительной памяти (зрительного
мнезиса)
«Запомни, назови»
«Восстанови порядок»
«Вспомни и найди»
«Найди пару»
Слайд 22Зрительно-моторная и
слухо-моторная координация, мелкая моторика рук.
«Телесные буквы»
«Обведи букву»
«Воздушное письмо»
Слайд 23Игры и упражнения для коррекции дисграфии и дислексии
Развитие фонематического восприятия
Слайд 24Игры со звуками
«Добавь звук»
Получится новое слово, если к этому слову добавить
звук К:
Вол – вол(К), рыба - …, моря - …, пар - …
Какое новое слово получится, если добавить звук Т:
Спор – спор(Т), бор - …, бра - …, стар - …
Слайд 25«Отними звук»
Какое слово получится, если убрать первый звук:
Косы –
осы, крот - …, смех - …,
шмель - …, зверь - …, клей - …,
скот - …, плуг - …, укол - …
Слайд 26«Кто больше?»
В начале слова – сахар, слон, сумка;
в середине –
миска, мост, маска;
в конце слова – овес, автобус, насос.
Слайд 27«Чем отличаются слова?»
«Придумай словечко»
(Например, КО - кони, коты, колечко, молоко и
т.д. )
«Строители»
(Например, кот – «к», «о», «т»)
Слайд 28Упражнения на дифференциацию букв
Найти фигуру, букву в ряду сходных букв:
Слайд 29Упражнения на дифференциацию букв
Реконструирование букв
( Р-Ь, И-Н-П, К-Ж, З-В, Г-Б и т.д.);
Определение различия и сходства
букв (Р-В-Ф, Р-Ь, Г-Т, П-Н и т.д.);
Соотнесение буквы с предметами из окружающего пространства;
4. Найти правильно написанную букву среди неправильно или «зеркально» написанных букв;
5. Узнать букву с помощью тактильных ощущений
Слайд 30Деление слов на слоги
«Волшебники»
«Собери слово»
(например, лит, ка, у - улитка)
«Найди
слог»
«Ударный слог»
Слайд 31КОРРЕКЦИЯ ПИСЬМА НА УРОКАХ
Упражнение 1.
один пень – два пня –
пять пней.
один олень - … - …:
один щенок - … - …:
одно дерево - … - …:
одно ведро - … - …:
одна доска - … - …:
один львенок - … - ….
Слайд 32Упражнение 2. Собери слово.
ракп - …, …:
уткс - …, …
аршм
- …, …:
ткна - …, …:
опст - …, …:
алз - …, …,
Слайд 33Упражнение 5. Собери слово из слогов.
муш, кор, ка;
трол, бус, лей;
ви, град, но;
кар, ка, тош;
ди, ста, он;
ка, гуш, ля;
ка, буш, ба
Слайд 34Упражнение 6. Составь предложение.
Бежал, широкой, по, улице.
Тема, в, приехал, деревню,
дедушке, к.
В, с, театр, дети, учителем, поехали.
Старой, под, грелась, рысь, сосной.
Слайд 35Связная речь. Лексика
«Писатель»
Составление рассказа «В школе»
План:
Как тебя зовут?
В какой
школе, в каком классе ты учишься?
Как зовут твою учительницу?
Какой твой класс?
Какие уроки тебе нравятся?
Какой твой любимый предмет?
Слайд 36Устное сочинение.
Опорные слова, словосочетания:
1. зима, снег
2. пушистое снежное
одеяло
3. тепло, шубы, шапки, шарфы, варежки
4. играют в снежки, слепить снеговика
5. большой, поменьше, друг на друга, пластилин, глаза, воткнули, надели, смешной
6. весело, горка, лыжи, санки
Слайд 37Развитие пассивного и активного словарного запаса:
тема «Строительные инструменты»:
а) Назови
слова, обозначающие строительные инструменты (клещи, тиски, молоток, ключ, напильник, ножовка и др.);
б) Продолжи ряд слов – ПИЛА, ТОПОР, ДРЕЛЬ, … .
В) Объясни, для чего нужен каждый инструмент: ПИЛА - … (инструмент для резки, распиливания чего-либо) и т.д.
Слайд 38 игра «Наоборот»
длинный - …,
низкий - …,
холодно -
…,
кричит - …,
день - …,
сильный - …
Слайд 39ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОШИБОК ЧТЕНИЯ
Задание 1.
КА ми та ЗЯ
СУ ву ДО фи РЫ па ШО ЛА су ты бо де ри ЖУ дэ ха ку не КИ ку ПИ ма ча вы ДО де не ГО ЛО пи су ШИ МО му ТЕ ки ра ЦЕ зи ПЕ фы ЦУ се ха бо
Слайд 40Задание 2. Длинное слово-короткое слово.
КОТ
ТАРЕЛКА КУКУРУЗА
ЧЕРЕПАХА СОБАКА
СУП ЛЕТО КИТ КНИГА
Слайд 41Задание 3. Чистоговорки
та – та – та, та – та –
та - хвост пушистый у кота
ду – ду – ду, ду – ду – ду - дети бегают в саду
но – но – но, но – но – но – в нашей комнате темно
за – за – за, за – за – за – начинается гроза
ла – ла –ла, ла – ла – ла – у нас новая юла