Слайд 1Подростковый возраст
как переходный
от детства к взрослости
Выполнила: классный руководитель 7Б класса
МБОУ
Ждановская СШ
Вилкова Галина Павловна
Слайд 2Границы подросткового периода охватывают возраст от 11 до 14 – 15
лет. Однако фактическое вступление в подростковый возраст в зависимости от темпа развития конкретного ребенка может происходить и раньше, и позже.
Подростковый период занимает особое место в цикле детского развития, что отражается в его характеристике как переходного, трудного, или критического. Основное содержание подросткового возраста составляет начало перехода от детства к взрослости. Это находит отражение в формировании элементов взрослости в физическом, социальном, умственном, эмоционально – личностном развитии подростка.
Слайд 3На подростковый возраст приходятся сложные процессы перестройки организма, развития самосознания, формирования
нового типа отношений со взрослыми и сверстниками, расширения сферы интересов,
умственного развития и
Становления морально – этических
инстанций, опосредствующих
поведение, деятельность
и взаимоотношения.
Слайд 4Переходный характер данного периода ярко проявляется в переплетении и сосуществовании черт
детскости и взрослости. Одна из причин этого явления — в сочетании в жизни современных поколений детей обстоятельств, как тормозящих развитие взрослости (отсутствие у большинства подростков каких-либо постоянных и серьёзных обязанностей, кроме учёбы, родительская опека и гиперпротекция), так и стимулирующих взросление (огромный поток информации, акселерация физического развития и полового созревания, большая занятость многих родителей и как возможное следствие этого — ранняя самостоятельность детей).
Слайд 5Оценка подросткового периода как трудного — критического — обусловлена бурным, скачкообразным
характером развития и появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний, а у взрослых трудностей в его воспитании (непослушание, сопротивление, протест, упрямство, грубость, замкнутость, скрытность).
Слайд 6Д. Б. Эльконин (1971) выделяет в подростковом возрасте два периода: младший
подростковый возраст (12—14 лет), в котором ведущей деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками, и старший подростковый возраст, или раннюю юность (15—17 лет), где ведущей является учебно-профессиональная деятельность (овладение системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения).
Слайд 7Возрастные кризисы в 12 и 15 лет связаны с формированием самосознания
личности, принципиально меняющим характер её развития: от развития «по социальному проекту» подросток переходит к саморазвитию. Это кардинальным образом меняет характер учебной деятельности и социальную ситуацию развития — систему значимых социальных и межличностных отношений подростка.
Слайд 8Развитие
самосознания
в подростковом
возрасте
Слайд 9Д. Б. Эльконин в качестве центрального новообразования младшего подросткового возраста рассматривал
чувство взрослости, через которое подросток сравнивает и отождествляет себя с другими, строит свои отношения и трансформирует свою деятельность.
Чувство взрослости — особая форма самосознания, заключающаяся в том, что самосознание выступает как форма осознания своих социальных, а не индивидуальных качеств, т. е. как социальное самосознание. Аффективная форма переживания своего места в мире определяет самосознание подростка как чувство взрослости.
Слайд 10Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение у него
представления о том, что он уже не ребёнок (чувство взрослости). Это проявляется в поведении подростка в форме стремления быть и считаться взрослым, хотя у него ещё нет ощущения подлинной, полноценной взрослости.
Противоречие между потребностью подростка в признании его взрослым со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом рождает активные попытки подростка всеми силами доказать, что он уже не ребёнок. Названное противоречие составляет психологическое основание подросткового возраста как нормативного кризиса с его сложными поведенческими проявлениями. Кульминационная точка подросткового кризиса независимости часто приходится на 13 лет, когда в поведении наиболее выражены такие проявления, как строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание авторитета взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, непривычно ревностное отношение к собственности (например, требование не трогать его вещи
и т. д.).
Слайд 11Формированию чувства взрослости у подростка способствуют два главных фактора:
1) осознание
им сдвигов в своём физическом развитии и половом созревании;
2) социальные условия, создающие возможность проявить свою самостоятельность.
Возникновение чувства взрослости делает подростка обострённо восприимчивым к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.
Слайд 12Фактически это означает внутреннюю переориентацию подростка с правил и ограничений, связанных
с моралью послушания, характерной для детей и фиксирующей их несамостоятельность, неравноправное и зависимое положение в мире взрослых, на нормы поведения взрослых. Ориентация подростка на взрослых проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщиться к некоторым сторонам их жизни и деятельности, приобрести их качества, умения, права и привилегии.
Слайд 13Вначале привлекательными для подростка могут стать главным образом внешние проявления взрослости,
поскольку в них наиболее зримо выступают отличительные черты внешнего облика и манеры поведения взрослых и их преимущества по сравнению с детьми (курение, игра в карты, употребление вина, специфический лексикон, взрослая мода в одежде, причёсках, косметика, украшения, приёмы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания и т. п.).
Слайд 14Подростковый возраст предполагает постепенное развитие взрослости, т. е. готовности ребёнка к
жизни в обществе взрослых как равноценного и равноправного участника. Следует различать объективную взрослость как объективную готовность принять права и обязанности взрослого члена общества и субъективную готовность как часто неосознанное отношение к себе как ко взрослому (чувство взрослости) и тенденцию взрослости.
Слайд 15Выделяют различные виды взрослости:
социоморальную взрослость как участие в заботе о семье,
близость и дружеские отношения со взрослым, автономия и готовность к отстаиванию своих морально-этических убеждений и принципов, поступков и взглядов;
взрослость в интеллектуальной деятельности как элементы самообразования, интеллектуальные увлечения и ценности;
внешнюю взрослость — романтические отношения со сверстниками, характер развлечений, взрослость во внешнем облике и манере поведения.
Слайд 16Показателями чувства взрослости являются требование подростка, чтобы к нему относились как
к взрослому; стремление к самостоятельности и автономии; наличие собственной линии поведения. Условиями формирования чувства взрослости являются сфера, содержание и характер
самостоятельности подростка; отношение взрослых к подростку и его самостоятельности (поощрение или ограничение); отношения со сверстниками.
Слайд 17Перестройка
взаимоотношений
со взрослыми
Слайд 18Претензии подростка на новые права прежде всего распространяются на всю сферу
его взаимоотношений с близкими взрослыми. Подросток начинает сопротивляться требованиям, которые раньше охотно выполнял; он обижается и протестует, когда родители ограничивают его самостоятельность, опекают как маленького: контролируют, требуют послушания, наказывают, не считаются с его интересами, отношениями, мнением и т. п.
Слайд 19У подростка появляется обострённое чувство собственного достоинства: он осознаёт себя человеком,
которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность. Существовавший в детстве тип отношений становится для него неприемлемым. В результате права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности, равноправие со взрослыми, он старается добиться признания взрослыми его самостоятельности.
Слайд 20Благополучная форма перехода к новому типу отношений возможна, если взрослый сам
проявляет инициативу или, учитывая требования подростка, перестраивает своё отношение к нему. Этому, однако, препятствует ряд существенных моментов:
отсутствие у подростка фактических умений действовать самостоятельно.
сохранение у подростка детских черт в облике и поведении;
прочно укоренившаяся привычка родителей (а часто и учителей) направлять и контролировать ребёнка;
сохранение прежнего общественного положения подростка: он был и остаётся учеником, школьником;
полная материальная зависимость от родителей;
Всё это позволяет взрослому относиться к подростку ещё как к ребёнку, который должен подчиняться и слушаться, и оправдывает мнение о нецелесообразности расширения его прав и самостоятельности.
Слайд 21 Непонимание или недостаточный учёт этого обстоятельства взрослыми нередко становится источником
конфликтов и трудностей в их взаимоотношениях с подростком. Если у взрослого сохраняется отношение к подростку ещё как к ребёнку, ломка прежних отношений может затянуться на весь подростковый период и приобрести форму болезненного хронического конфликта. В этом случае у подростков появляется отчуждённость, убеждение в несправедливости взрослых, которое питается представлением о том, что взрослый его не понимает и понять не может, а в дальнейшем — сознательное неприятие требований, оценок, взглядов взрослого, который может вообще потерять влияние на подростка в ответственный период его личностного становления.
Слайд 22В то же время трудности в общении взрослого и подростка
хотя
и не исчезают полностью,
но существенно смягчаются,
если подростку предоставляется разумная
и достаточная степень самостоятельности
и отношения с ним строятся как сотрудничество,
предполагающее взаимное уважение, помощь и
доверие.
Слайд 23У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем
взрослым. В результате общение со сверстниками выходит за пределы учебной деятельности и школы, захватывает новые интересы, занятия, области отношений и выделяется в самостоятельную жизнь, которая приобретает для подростка большую ценность и становится по своей психологической роли ведущей деятельностью, отодвигая на второй план и учение, и общение с родными.
Слайд 24Формирование чувства взрослости осуществляется в интимно-личном общении со сверстниками, где происходит
моделирование, опробование и освоение «взрослых» отношений и сотрудничества, основанных на уважении, равноправии, доверии и верности.
Слайд 25Общение определяется морально-этическими нормами и строится на основе доверия, полного уважения
и равноправия. Для подросткового возраста характерна особая чувствительность к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира. В силу этого подростковый возраст — период интенсивного формирования нравственных понятий и убеждений, выработки принципов, сенситивный период для морального развития личности.
Слайд 26Стремление подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание быть
в группе и иметь близких друзей сочетаются с не менее сильным желанием быть принятым, признанным, уважаемым в своей группе. Невозможность удовлетворить эту важнейшую потребность (например, из-за не сложившихся отношений с одноклассниками, потери близкого друга или разрушения дружбы) порождает тяжёлые переживания и расценивается как личная драма. Переживание одиночества тяжко и невыносимо для подростка.
Слайд 27Стремление подростка привлечь к себе внимание товарищей, заинтересовать, их и вызвать
симпатию может проявляться по-разному: как путём демонстрации своих личных качеств и достоинств, так и путём нарушения требований взрослых (паясничанье). Вызывающее поведение подростков нередко бывает связано с неудовлетворённостью занимаемым среди сверстников положением.
Слайд 28Взаимоотношения подростков — как личные, так и меж-групповые — часто складываются
независимо от отношений со взрослыми и даже вопреки их желанию и влиянию. Если в младших классах положение в коллективе зависит в основном от успеваемости и поведения, то для подростков наиболее важными становятся другие достоинства — личные качества друга, сообразительность, смелость, оригинальность и др.
Слайд 29Для образования дружеских связей между подростками большое значение имеет общность интересов
и любимых
занятий. Большое место в общении близких друзей занимают разговоры. Они пронизывают различные занятия, прогулки, мешают вместе готовить уроки, потому что, по мнению подростков, «самое интересное — разговаривать!».
Слайд 30У подростков в общении девочек и мальчиков теряется непосредственность, появляется скованность,
интерес друг к другу может сосуществовать с обособленностью мальчиков и девочек. В 12—13 лет возникают взаимные симпатии, а позднее и собственно романтические отношения.
В последние десятилетия у значительного числа подростков отмечается более раннее начало половых связей, что во многом является результатом активного влияния средств массовой информации на искусственную сексуализацию их интересов.