Слайд 1Компьютерные игры
или
Игромания?
Составила Жарикова В.Н.
педагог-психолог высшей
квалификационной категории
МБОУ «Инякинская СОШ»
Слайд 2Положительный эффект компьютерных игр
В разумных пределах времени игры дают возможность активной
эмоциональной разрядки.
Компьютерные игры используются как средство помощи людям с нарушениями навыков письменной речи, в связи с трудностями обучения, нарушениями пространственного различения, для компенсации речевых нарушений, улучшения координации движений, диагностики дисфункций памяти, пространственных способностей.
По мнению А.И. Фалькова, если человек предпочитает агрессивные игры, это значит, что он стремится преодолеть страх перед каким-то явлением или человеком. Это предположение отражает аналогичную связь с обычными играми, в которых человек может бить, рвать.
Также компьютерные игры способствуют развитию творческого мышления, овладению новыми знаниями, логическими операциями, дают представление о способах манипулирования с предметами и символами.
Слайд 3Причины возникновения зависимости:
нехватка общения со сверстниками;
недостаток внимания от родителей;
отсутствие веры в
свои силы и себя, стеснительность;
умение подростков очень быстро воспринимать новую информацию;
стремление не выделяться из общей массы окружения и иметь похожие интересы и увлечения;
отсутствие у подростка его собственных интересов, хобби, привязанностей и увлечений, не касающихся компьютера.
Слайд 4Психологические симптомы:
Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
Невозможность остановиться;
Увеличение количества времени, проводимого
за компьютером;
Пренебрежение семьей и друзьями;
Ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
Ложь родителям о своей
деятельности;
Проблемы с учебой.
Слайд 5Физические симптомы:
Сухость в глазах
Головные боли по типу мигрени
Боли в спине
Нерегулярное питание,
пропуск приемов пищи
Пренебрежение личной гигиеной
Расстройства сна, изменение режима сна
Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц)
Слайд 6Стадии формирования зависимости
1. Легкая увлеченность
2. Увлеченность
3. Зависимость
4. Привязанность
Слайд 7Основные жанры
компьютерных игр:
Action (стрелялки)
Квесты (бродилки с
загадками)
RPG (ролевые игры)
Симуляторы (спорт, гонки)
Стратегии
Головоломки
Самые «опасные» жанры – RPG, Action и Стратегии, особенно если имеет место игра по Интернету.
Слайд 8Секрет воздействия Doom - образных игр
Примеры ролевых
компьютерных игр: Doom, Postal, Diablo, Counter-Strike, Quake и др. По сообщению И.В. Бурлакова, в Doom – образных играх используются активизирующие сценарии, так называемые архетипы коллективного бессознательного
Этим обстоятельством объясняется их особая привлекательность. С точки зрения К.Г. Юнга, психика состоит из сознательного и бессознательного, а бессознательное – из индивидуального и коллективного. Коллективное бессознательное – это схемы инстинктивного поведения, передаваемые каким-то неведомым образом по наследству. Архетипы – регуляторы поведения, срабатывающие в психике человека прежде, чем он успевает свою реакцию осознать. И если что-то активировало архетип, он начинает управлять человеческим поведением вопреки воле и разуму. Создатели Doom-игр пошли по пути активизации самых темных и мрачных из архетипов: «агрессивного лабиринта», «ада», «смерти», «чудовища».
И.В. Бурлаков: «Doom - образные игры изначально спроектированы для работы с подсознанием, сознания для игры вообще не требуется. С этой точки зрения Doom – образная игра может служить инструментом изменения уровня сознания, где вектор изменения направлен в сторону регрессии, понижение этого уровня».
По мнению И.Я. Медведевой и Т.Л. Шишовой, постоянное обращение к бессознательному может стать самоцелью, что, в свою очередь, можно считать главным признаком зависимости.
Слайд 9Тест «Есть ли у вас зависимость от компьютера»
1. Сидя за компьютером,
вы теряете ощущение времени. Из-за этого часто пропускаете еду и сон.
2. Вы скрываете от родителей, сколько времени вы провели за компьютером
3. Вы постоянно вспоминаете о том, что хорошо бы посидеть за компьютером, когда вам приходится отлучаться от него.
4. Вы способны погрузиться в депрессию, если в компьютере происходит сбой
5. Ваша привязанность к компьютеру мешает вам в выполнении домашних обязанностей
6. В Интернете вы сознательно выбираете себе виртуальный образ, противоречащий вашей морали и ценностям
7. Вам больше нравятся виртуальные развлечения, нежели реальные
8. Вы уверены, что Интернет – это «другая» реальность, и вам там комфортнее, чем в реальном мире
9. В состоянии грусти или депрессии вы
предпочитаете посидеть за компьютером,
чем общаться с друзьями.
Слайд 10Решение есть!
Компьютерные игры полезны до тех пор,
пока не мешают
вашей жизни…Но если вы чув-
ствуете, что виртуальность поглощает» вас,
привносит трудности в реальную жизнь, то поймите,
какую игру вы предпочитаете, в чем ее специфика,
какую цель вы преследуете играя в нее.
Человек, живущий в гармонии с собой и окружающими,
с наименьшей вероятностью обратится к ролевым
компьютерным играм.
Существует масса полезных игр. Играйте в игры с пользой
для развития.
Общение с родственниками, друзьями, увлечение
спортом, активная деятельность, самореализация и
саморазвитие затмевают увлеченность компьютерными играми.
Знайте, что человеку, которому интересен реальный мир,
не потребуется обращаться к виртуальному!