Слайд 1В помощь социальному педагогу.
Родительское собрание
Социальный педагог
МОБУ «ООШ № 5»
г. Минусинск,
Красноярский край
Готфрид А.А.
Слайд 2Подростковая агрессивность. Причины и последствия.
Мой мир другой, во всем.
И я не
знаю, что со мной.
Сейчас не нравится мне все.
Не нравится любить,
Не нравится мне жить.
Зачем мне это все?
Ведь я еще ребенок.
И как во всем мне разобраться, Кому сказать о том,
что я сама не знаю.
Слайд 3 Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время
в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но их цинизм, жестокость и агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже – в подростковом возрасте.
Слайд 4Понятие агрессии и агрессивности
Агрессия и агрессивность - не синонимы.
Агрессия есть совокупность
определенных действий, причиняющих ущерб другому объекту.
Агрессивность – это личностная особенность, выражающаяся в готовности к агрессивным действиям в отношении другого.
Доброкачественная агрессия является биологически адаптивной, способствует поддержанию жизни и представляет собой реакцию угрозы жизненным процессам.
Злокачественная агрессия не является биологически адаптивной, не связана с сохранением жизни, не сопряжена с защитой интересов.
Слайд 5Агрессивные подростки,
при всем различии
личностных характеристик,
отличаются некоторыми
общими чертами: бедность
ценностных ориентаций,
отсутствие увлечений,
духовных
запросов,
узость и неустойчивость интересов, в том числе познавательных. У таких детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, неразвитость нравственных представлений. Им присущи крайняя самооценка, повышенная тревожность , неумение находить выход из трудных ситуаций. Вместе с тем среди агрессивных детей встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости.
Слайд 6Типология агрессивного поведения
Первая группа
Типичными особенностями этих детей являются устойчивый комплекс аномальных,
аморальных, примитивных потребностей, стремление к потребительскому времяпрепровождению, деформация ценностей и отношений, эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов. Они эгоцентричны, циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, дерзки, драчливы. В их поведении преобладает физическая агрессивность.
Слайд 7Вторая группа
Ее составляют подростки с деформированными ценностями и потребностями. Обладая более
или менее широким кругом интересов, они отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное положение за счет притеснения слабых, младших. Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроения, лживость, раздражительность. У этих детей извращены понятия о мужестве, товариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.
Слайд 8Третья группа
Этих подростков характеризует конфликт между деформированными и позитивными потребностями, ценностям,
отношениями, взглядами. Они отличаются односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. Эти дети не стремятся к достижениям, успеху, апатичны. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессивность.
Слайд 9Четвертая группа
В ней состоят подростки, которые отличаются слабо деформированными потребностями, но
в то же время отсутствием определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения. Они безвольны, мнительны, заискивают перед сильными товарищами. Для этих детей типична трусливость и мстительность. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.
Слайд 10Как вести себя с агрессивным ребенком?
Нельзя разговаривать на повышенных тонах –
тем самым вы подключаетесь к его возбуждению и провоцируете усиление агрессивных импульсов. Последовательное использование спокойной и плавной речи позволяет ребенку переключиться и начать слушать вас. Особенно важно при этом признать право ребенка возмущаться и выбрасывать свою энергию. Самое главное – создать такие условия жизни, где уму демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения.
Слайд 11К позитивным способам выражения гнева относятся:
Умение прямо заявлять о своих чувствах;
Умение
направить свой гнев на неодушевленный предмет;
Вежливость в обращении;
Стремление найти конструктивное решение;
Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания.
Слайд 12Основные способы контроля поведения ребенка:
Негативные: наказание, приказы;
Нейтральные: модификация поведения;
Позитивные: просьбы, мягкое
физическое манипулирование.
Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой.
Слайд 13Что делать, чтобы ваш ребенок не был агрессивен
Нормализуйте семейные отношения.
Ликвидируйте все
агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок , подражая, видит все.
Принимайте своего ребенка таким, какой он есть, и любите его со всеми его недостатками.
Что-то требуя от ребенка, учитывайте его возможности.
Постарайтесь погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.
Дайте понять ему, что он любим.
Учите его общению со сверстниками.
Старайтесь предотвращать агрессивные реакции.
Никогда не внушайте ребенку, что он плохой. Помните, что отрицательная оценка взрослых формирует его низкую самооценку и затрудняет общение с внешним миром.
Слайд 14Используя агрессивные меры воспитания, не забывайте, что агрессивность – это следствие
враждебности, а воспитательные мероприятия – не орудие сражения.
Не позволяйте ребенку даже «понарошку» стрелять в людей из игрушечного пистолета.
Старайтесь оградить от сцен насилия не только в жизни, но и на экране.
Никогда не подчеркивайте и не напоминайте, что кто-тго лучше него.
Не культивируйте вражду между ним и сверстниками.
Не оскорбляйте достоинство ребенка грубыми словами.