Слайд 1НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ
Готовность к школьному обучению
Слайд 3
ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ ЗАВИСИТ ОТ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.
Слайд 4Психологическая готовность – готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в
содержание образования, в форме учебной деятельности – сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики.
Включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и другое, - это их целостное единство, имеющее определенную структуру.
Слайд 6БАЗОВЫМИ КАЧЕСТВАМИ В СТРУКТУРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ЯВЛЯЮТСЯ:
1. МОТИВЫ УЧЕНИЯ;
2. ЗРИТЕЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ (ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ);
3. УРОВЕНЬ ОБОБЩЕНИЙ (ПРЕДПОСЫЛКИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ);
4. СПОСОБНОСТЬ ПРИНИМАТЬ УЧЕБНУЮ ЗАДАЧУ;
5. ВВОДНЫЕ НАВЫКИ (НЕКОТОРЫЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ РЕЧЕВЫЕ, МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И УЧЕБНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ);
6. ГРАФИЧЕСКИЙ НАВЫК;
7. ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В УСЛОВИЯХ ПОШАГОВОЙ ИНСТРУКЦИИ ВЗРОСЛОГО);
8. ОБУЧАЕМОСТЬ (ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К ОБУЧАЮЩЕЙ ПОМОЩИ)
Слайд 9Социальная готовность. У ребенка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень
познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Т.е. у него должна быть сформирована мотивация учения – интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому.
На рубеже 6 лет формируется внутренняя позиция школьника – эмоционально-благополучное отношение к школе, минимальное стремление к игровым и развлекательным (дошкольным) элементам деятельности, ребенок осознает необходимость учения, понимает ее важность и социальную значимость.
Слайд 10ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ. ЧТОБЫ УСПЕШНО ОБУЧАТЬСЯ, РЕБЕНОК ДОЛЖЕН УМЕТЬ СТРОИТЬ АДЕКВАТНЫЕ СИСТЕМЕ
ОБУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ, Т.Е. У НЕГО ДОЛЖНА БЫТЬ РАЗВИТА ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ. НА ПОРОГЕ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОИСХОДИТ УТРАТА «ДЕТСКОСТИ».
Если же уровень произвольности остается низким, то дети не видят за вопросами взрослого учебной задачи, а воспринимают их как повод для непосредственного, житейского общения. Такие дети могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку. Выкрикивать с места, называть учителя не по имени-отчеству, а «тетя Таня». Также ребенок должен уметь строить отношения со сверстниками. Общение ребенка с детьми не должно отличаться особой конфликтностью, к школьному возрасту он должен легко устанавливать контакты, относиться к сверстникам как к партнерам.
Слайд 11ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ – ЭТО УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.
Затрагивает психические процессы: внимание,
память, речь, мышление, воображение, восприятие.
Показатель развития внимания. В деятельности появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Вызывает тревогу ребенок 6 лет, а особенно 7 лет, который не в состоянии сосредоточиться на необходимой, но не интересной деятельности хотя бы 5-10 минут.
Слайд 13ПАМЯТЬ: ДЛЯ РЕБЕНКА 6 – 7 ЛЕТ ВПОЛНЕ ДОСТУПНО ТАКОЕ ЗАДАНИЕ -
ЗАПОМНИТЬ 10 СЛОВ, НЕ СВЯЗАННЫХ ПО СМЫСЛУ. В ПЕРВЫЙ РАЗ ОН ПОВТОРИТ ОТ 2 ДО 5 СЛОВ. МОЖНО НАЗЫВАТЬ СЛОВА ЕЩЕ РАЗ И ПОСЛЕ 3 – 4 ПРЕДЪЯВЛЕНИЙ РЕБЕНОК ОБЫЧНО ЗАПОМИНАЕТ БОЛЕЕ ПОЛОВИНЫ СЛОВ.
Если ребенок 6 – 7 лет не может запомнить более 3-х слов с 4-го предъявления, возможно, ему необходима консультация невропатолога. К 7 годам процесс формирования произвольного запоминания можно считать завершенным.
Слайд 14
РЕЧЬ: РЕБЕНОК РОЖДАЕТСЯ НА СВЕТ ЛИШЬ С ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ СПОСОБНОСТЬЮ К РЕЧИ,
РАЗВИТИЕ КОТОРОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ДЛИТЕЛЬНЫЙ И СЛОЖНЫЙ ПРОЦЕСС. НАБЛЮДЕНИЯ НАД ДЕТЬМИ, В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ПОХИЩЕННЫМИ И ВСКОРМЛЕННЫМИ ЖИВОТНЫМИ (ВОЛКАМИ, ТИГРАМИ) И ЗАТЕМ В 5-6-ЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ ВОЗВРАЩЕННЫМИ ОБРАТНО, К ЛЮДЯМ, ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО РЕЧЬ У НИХ ПОЛНОСТЬЮ НЕ РАЗВИТА. ОГРОМНУЮ РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ИГРАЕТ СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ И НАПРАВЛЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ СО СТОРОНЫ ВЗРОСЛЫХ.
Слайд 16
Веселые и задорные игры
В игровой форме дети с радостью осваивают новые
знания
Слайд 17МЫШЛЕНИЕ: СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ (МАНИПУЛИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТАМИ), УЛУЧШАЕТСЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ (МАНИПУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗАМИ И
ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ), НАЧИНАЮТ АКТИВНО ФОРМИРОВАТЬСЯ ПРЕДПОСЫЛКИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Образное мышление
И мышление логическое
Слайд 18
ВООБРАЖЕНИЕ – ЭТО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЗНАНИЯ, В ПРОЦЕССЕ КОТОРОЙ ЧЕЛОВЕК СОЗДАЕТ НОВЫЕ, НЕ
ИМЕВШИЕСЯ У НЕГО РАНЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, МЫСЛЕННЫЕ СИТУАЦИИ, ИДЕИ, ОПИРАЯСЬ НА ОБРАЗЫ, КОТОРЫЕ СОХРАНИЛИСЬ В ЕГО ПАМЯТИ ОТ ПРОШЛОГО ЧУВСТВЕННОГО ОПЫТА, ПРЕОБРАЗУЯ И ИЗМЕНЯЯ ИХ.
Воображение, или фантазия – процесс построения нового на основе переработки, мысленной реконструкции оставшихся в сознании человека от прошлого опыта представлений.
Слайд 19
Развитие воображения и мышления
Развитие воображения и речи
Слайд 20РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ, МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И РЕЧИ
Слайд 21ВОСПРИЯТИЕ – ЭТО ОТРАЖЕНИЕ В СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА ПРЕДМЕТОВ ИЛИ ЯВЛЕНИЙ ПРИ
ИХ НЕПОСРЕДСТВЕННОМ ВОЗДЕЙСТВИИ НА ОРГАНЫ ЧУВСТВ. В ХОДЕ ВОСПРИЯТИЯ ПРОИСХОДИТ УПОРЯДОЧЕНИЕ И ОБЪЕДИНЕНИЕ ОЩУЩЕНИЙ В ЦЕЛОСТНЫЕ ОБРАЗЫ ВЕЩЕЙ.
Восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. В этом его отличие от ощущений, которые отражают отдельные свойства предмета.
Слайд 23ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ТЕСТ КЕРНА-ИРАСИКА (ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ)
Цель: получить общее представление об уровне психического
развития ребенка, о его глазомере и способности к подражанию; выраженности тонких двигательных координаций.
Материал: лист бумаги, ручка, простой карандаш
Задание 1. «Здесь нарисуй какого-нибудь дядю. Так, как ты умеешь». Дальнейшее объяснение, помощь или предупреждение по поводу ошибок не допускается: «Рисуй так, как ты умеешь». На вопрос, можно ли нарисовать тетю, необходимо объяснить, что все дети рисуют дядю, так и он(а) пусть рисует дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ему дорисовать ее, а затем попросить, чтобы он рядом нарисовал мужскую фигуру.
Слайд 24
Интерпретация:
1 балл – у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности.
Голову
с туловищем соединяет шея (она не должна быть больше, чем туловище). На голове – волосы (возможна шапка или шляпа), уши, на лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Признаки мужской одежды. Рисунок сделан так называемым синтетическим способом.
2 балла – такое же выполнение всех требований, как и для получения 1 балла, кроме синтетического способа изображения. Возможны три отсутствующие части тела: шея, волосы, один палец руки; не должна отсутствовать какая-то часть лица.
3 балла – у фигуры на рисунке должна быть голова, туловище, конечности; руки и ноги нарисованы двумя линиями. Отсутствуют: уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
4 балла – примитивный рисунок головы с туловищем, конечности (достаточно одной пары) изображены одной линией.
5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища и конечностей или нет ничего похожего на человеческую фигуру.
Слайд 25
Задание 2. «Посмотри, здесь что-то написано: Он ел суп! Ты еще
писать не умеешь, но попробуй это написать. Хорошо посмотри, как это написано, и рядом напиши то же самое».
Если ребенок не рассчитает длину строки, и третье слово у него не будет помещаться, нужно подсказать, что можно написать выше или ниже.
Интерпретация:
1 балл – имитация, которую можно прочитать. Буквы могут в два раза по величине превосходить те, что на образце (но не больше). Буквы образуют три слова. Предложение отклонено от прямой линии не больше чем на 300.
2 балла – предложение можно прочитать. Величина букв близка к образцу. Графическая правильность не обязательна.
3 балла – буквы должны быть разделены на две группы, можно прочесть хотя бы четыре буквы.
4 балла – с образцом схожи хотя бы две буквы; вся группа имеет хотя бы видимость «письма».
5 баллов – каракули.
Слайд 26
Задание 3. «Здесь нарисованы точки. Попробуй рядом их так же нарисовать».
Ребенку следует указать, где можно рисовать.
∙ ∙ ∙
∙ ∙ ∙
∙ ∙ ∙
∙
Во время выполнения заданий за ребенком необходимо наблюдать и обращать внимание на то, какой рукой ребенок пишет, не перекладывает ли во время работы карандаш из одной руки в другую; на поведение ребенка – не вертится ли ребенок, не падает ли у него карандаш, нужно ли его постоянно хвалить, нет ли у него побуждения обводить образец и т.п.
Слайд 27
Интерпретация:
1 балл – точное воспроизведение образца; одна точка может выходить
за рамки столбца или строчки. Уменьшение образца допускается не больше чем в 1,5 раза.
2 балла – количество и состав точек соответствуют образцу. Можно опустить три точки на 0,5 ширины пробела между строками или столбиками.
3 балла – общее впечатление – похоже на образец; различия по высоте и ширине не больше чем в два раза по сравнению с образцом; точек не должно быть больше двадцати и меньше семи; возможна некоторая перестановка в расположении точек до 1800.
4 балла – рисунок лишь напоминает образец, но все-таки он сделан из точек; величина и количество точек не существенны; другие изображения, например, линии, недопустимы.
5 баллов – каракули.
Примечание: детей с результатами по тесту в 13-15 баллов рекомендуется направить на обследование на ПМПК.
Слайд 28В КАЧЕСТВЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ - В ШКОЛУ,
БОЛЬНИЦУ И ДРУГИЕ. ДЕТИ ОСВАИВАЮТ ВЗРОСЛУЮ ЖИЗНЬ, СИСТЕМУ ПОВЕДЕНИЯ, ОБЯЗАННОСТИ. ПОЛЕЗНЫ ИГРЫ С ПЛАСТИЛИНОМ, КАРАНДАШАМИ, ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ, РИСОВАНИЕ, КОНСТРУИРОВАНИЕ. В ЭТИХ ЗАНЯТИЯХ РАЗВИВАЕТСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МИРЕ, ПРЕДМЕТАХ, ЖИВОТНЫХ, ЛЮДЯХ.
Слайд 29
Развитие эстетических, нравственных ценностей
Семья, любовь, взаимопонимание – главные ценности
Слайд 30
Дикая природа. Знакомство с окружающим миром
Игра «Мама и детеныш»
Слайд 31СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:
1. Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала
занятий;
2. Посетите несколько раз его будущий класс, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка для ребенка не казалась незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору;
3. Постарайтесь познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников;
4. Расскажите ребенку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед, а также когда начинаются и кончаются уроки;
5. Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей;
6. Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения.