Слайд 1Особенности адаптации пятиклассников
Педагог-психолог Третьякова Е. А.
Слайд 2Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней
школе:
- Очень много разных учителей.
- Непривычное расписание (новый режим).
- Много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены
- Новые дети в классе
- Новый классный руководитель.
- В средней школе они снова – самые маленькие, а в начальной школе были уже большими.
- Проблемы со старшеклассниками.
- Возросший темп работы
- Другие нормы оценок.
- Новые, непривычные требования к
оформлению работ.
- Необходимость самостоятельно находить
дополнительную литературу и работать с ней.
Слайд 3
Что затрудняет адаптацию?
1.Противоречивость и рассогласованность требований разных педагогов. Школьник должен научиться
учитывать эти требования, соотносить их друг с другом, преодолевая связанные с этим трудности, потому что эти умения необходимы во взрослой жизни.
2.Поток информации, насыщенный терминами, непонятными словами. Разъясните ребенку, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала и в связи с этим необходимо обращаться к справочникам, словарям.
3.В пятом классе многие дети ощущают одиночество, так как любимой первой учительницы нет рядом, а классному руководителю часто не хватает времени уделять им внимание в той же мере. А другие «шалеют» от свободы и носятся по всей школе, задирая даже старшеклассников.
Слайд 4! Важно понять, что все это — естественные переживания, которые необходимы
для развития школьника, так как они помогают ему стать взрослым.
Слайд 5Основные причины неуспеваемости пятиклассников
1.Слабая учебная подготовка в начальных классах.
2.Несформированность умения анализировать
и синтезировать (неразвитые мыслительные действия и операции), плохое речевое развитие, слабые внимание и память.
3.Неразвитая воля - нежелание, «невозможность», по словам ученика, заставить себя постоянно заниматься. Их не привлекает цель, так как для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к своей деятельности.
4.Физиологические изменения. Ребенок начинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти, внимания.
5.Неуверенность в себе. Сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих способностях «переходит» с ребенком из класса в класс. Ребенок как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет, и даже не решается пробовать.
Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная тревожность, давление со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь не оправдать ожиданий.
6.Личные проблемы: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д.
Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое-то время, и все войдет в колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста — психолога.
Слайд 6
Уважаемые родители!
В ваших руках сделать период адаптации своего ребенка к школе
менее болезненным.
Вот несколько рекомендаций:
1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение, не ограничивайтесь фразами ; «Что получил?», «Как дела?», расспрашивайте о настроении, проявляйте эмоциональную чувствительность, делитесь чувствами.
2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже незначительные успехи и достижения.
3. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий.
4. Не запугивайте ребенка. Страх притупляет деятельность ребенка.
5. Принимайте участие в жизни класса и школы.
6. Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики.
7. Выработайте памятку по выполнению домашнего задания.
8. Если ребенок просит о помощи в подготовки домашнего задания, не отказывайте ему в помощи. Но не выполняйте за ребенка, просто оказывайте поддержку.
9. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное отношение к школе.
10. Успех или неуспех влияет на мотивацию учения, поэтому особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, неудачам, промахам, неуспехам. Ведь это толчок к самосовершенствованию, к тому, чтобы стать лучше, сильнее, опытнее.
11. Не принуждайте детей работать на «оценку», так как это все больше провоцирует школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания.
12. Контролируйте ребенка, делая ему замечания, ругая его, объясните: «за что…»
Слайд 7Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее
встретиться и обсудить это с классным руководителем.
Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Это часто объясняет внезапные перемены в поведении детей.
Развивайте волю ребенка, приучайте его к режиму дня, эмоционально окрашивайте его учебную деятельность. Но не переусердствуйте.
Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю.
Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать уроки. Помогайте ему в учебе, но не делайте вместо него домашние задания
Развивайте внимание, мышление и память ребенка, играйте с ним в игры на развитие наблюдательности, решайте посильные головоломки, разгадывайте шарады, кроссворды. Делайте это все как можно чаще.
Слайд 8Основными помощниками родителей являются терпение, внимание и понимание
Слайд 9 По данным психологов ситуация адаптации
вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов:
- Усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения.
- Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей.
- Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности.
Слайд 10 Профилактика тревожности.
1. Общаясь с ребенком, не подрывайте
авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!»)
2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.
6. Постарайтесь обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, сделайте так, чтобы пятиклассник ощутил вашу поддержку и помощь.
Слайд 11Желаем успехов!
Школьная психологическая служба
МОУ СОШ № 31