Слайд 1ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
Мультимедийное приложение к родительскому собранию
Учитель-логопед МБОУ «СОШ
№ 13»
Шабала Наталья Николаевна
2016 г.
Слайд 2Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального образования, утвержденный приказом Министерства образования
и науки, определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы. Большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий (УДД) на начальном периоде обучения. В данном контексте значимость логопедической работы, как особого вида помощи детям, испытывающим трудности в общении и обучении, трудно переоценить.
Слайд 3 Психолого-педагогическое изучение первоклассников , поступающих в общеобразовательное учреждение, убедительно показывает,
что более 70% детей нуждается в той или иной степени в логопедической помощи. При этом, в ряде случаев, речь идет о продолжении оказания этой помощи, начатой еще в дошкольном возрасте.
Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Наша речь – это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
Слайд 4Цель моего собеседования:
совместно с учителем, психологом наметить воспитательную тактику, способствующую более
успешному обучению ребёнка в соответствии с его особенностями.
Слайд 5Ребенок, поступающий в школу, должен:
правильно произносить все звуки родного языка;
уметь различать
звуки речи на слух;
владеть элементарными навыками звукового анализа;
иметь достаточный словарный запас;
составлять слова из слогов;
иметь представление о предложении;
подбирать синонимы, антонимы;
использовать разные способы образования слов;
пересказывать знакомые сказки и рассказы;
составлять рассказы по картинкам.
Слайд 6Звукопроизношение
В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью
к 3–4 годам, к 5–6 годам он должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
Слайд 7Владение элементарными навыками звукового анализа:
уметь выделять начальный гласный звук из слова;
анализ гласных из трех звуков типа «ауи»;
анализ обратного слога гласный - согласный типа «ап»;
слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
определять количество и последовательность звуков в слове;
называть слова на заданный звук;
дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
Слайд 8Словарный запас
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный
запас (около 3000 слов).
В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой – старый), синонимы (например, лошадь, конь, жеребец, скакун), слова – действия, слова – признаки. Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
Слайд 9Грамматический строй речи
В норме к 6 – 7 годам у ребенка
сформированы:
умение пользоваться развернутой фразовой речью;
умение работать с предложением;
правильно строить простые предложения;
видеть связь слов в предложениях;
распространять предложения второстепенными и однородными членами;
работать с деформированным предложением;
самостоятельно находить ошибки и устранять их;
составлять предложения по опорным словам и картинкам.
Слайд 10Связная речь
К 7 годам ребенок должен уметь пересказывать небольшие по объему
незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание:
на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль);
на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ);
на лексику (полнота использования лексики),
на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения);
на плавность речи (отсутствие подсказок
по ходу пересказа).
Слайд 11Речевая коммуникация
Ребёнок должен быть достаточно активен в общении;
уметь слушать и
понимать речь;
строить общение с учетом ситуации;
легко входить в контакт с детьми и взрослыми;
ясно и последовательно выражать свои мысли;
пользоваться формами речевого этикета.
Слайд 12Мелкая моторика пальцев рук
Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности,
проблемы. Для того чтобы избежать проблемы, нужно решить вопрос с готовностью к письму непосредственно руки.
Для развития мелкой моторики необходимо рисовать, составлять орнаменты из палочек, лепить из глины, пластилина, выполнять движения с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, вырезание ножницами).
Учите ребенка правильно сидеть за столом, держать ручку, сосредотачивать внимание. Если у вас есть старые прописи, можно просто обводить буквы-образцы помногу раз.
Слайд 13
Чтобы ребенок хорошо говорил, с ним надо разговаривать: так задаются образцы
устной речи.
Чтобы ребенок научился быть внимательным, ему надо читать и рассказывать сказки: так задаются образцы восприятия слова.
Чтобы книга воспринималась как необходимый элемент жизни, она должна жить в доме и быть востребованной взрослым.
Так задаются образцы
определенного жизненного стиля.
Слайд 14Исследователи утверждают, что так называемая врожденная грамотность – результат хорошей зрительной
памяти и увлеченности чтением в детском возрасте.
Дети запоминают лучше, чем взрослые. Читая, они видят
правильное написание слов в книгах, и оно отпечатывается в их памяти. Еще Достоевский говорил:
«Вся вторая половина человеческой жизни составляется обыкновенно из одних только накопленных в первую половину привычек».
Слайд 15Уважаемые родители!
Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и
нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить».
Необходимо обратиться к логопеду!