Презентация, доклад для психологов Тревожность

Содержание

Что такое тревожность?В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это “индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают”.Следует отличать

Слайд 1 ТРЕВОЖНЫЕ
ДЕТИ

ТРЕВОЖНЫЕДЕТИ

Слайд 2Что такое тревожность?
В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это “индивидуальная

психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают”.

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это — проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т.д.), то следует говорить о тревожности.

Что такое тревожность?В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это “индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности

Слайд 3Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда.

Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха.
Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом

Слайд 4Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.

Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.

Слайд 5Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых.

Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты. Интересен тот факт, что после развода родителей, когда, казалось бы, в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребенка не снижается, а, как правило, резко возрастает.

Психолог Е.Ю. Брель выявила и такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет.


Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается

Слайд 6Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения,

головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное

Слайд 7 Виды тревожности
Тревожность как качество

личности
Тревожность возрастная
Тревожность ситуативная

Виды тревожностиТревожность как качество

Слайд 84 вида тревожных детей
Невротики
Расторможенные
Застенчивые
Замкнутые

4 вида тревожных детейНевротикиРасторможенныеЗастенчивые Замкнутые

Слайд 10Портрет тревожного ребенка
В класс (или в группу детского сада) входит ребенок.

Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей. Это тревожный ребенок.

Таких детей в школе и в детских садах немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями “проблемных” детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, “как на ладошке”, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Портрет тревожного ребенкаВ класс (или в группу детского сада) входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что

Слайд 11Как выявить тревожного ребенка
Опытный воспитатель или учитель, конечно, в первые же

дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности, в общении с другими детьми.

Чтобы, понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей, воспитателей (или учителей-предметников) заполнить бланк опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут ваше предположение.

Как выявить тревожного ребенкаОпытный воспитатель или учитель, конечно, в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто

Слайд 12Patricia Baker, Ph.D,
Social Worker

Mary K. Alvord, Ph.D.
Psychologist

Методика определения уровня тревожности.
Предлагается ответить на вопросы учителю или родителю ребенка

Alvord, Baker & Associates

Alvord, Baker & Associates

Тревожный ребенок

1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество “плюсов”, чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность — 15—20 баллов
Средняя — 7—14 баллов
Низкая — 1—6 баллов.

Patricia Baker, Ph.D,    Social Worker    Mary K. Alvord, Ph.D.

Слайд 13Диагностика для определения уровня тревожности:
Проективная методика для диагностики школьной тревожности Прихожан;
Опросник

школьной тревожности Филлипса;
Шкала социально- ситуативной тревожности Кондаша;
Проективные рисунки как средство диагностики школьной тревожности:
Школа зверей (Панченко С. 2000г.);
Я в школе (Овчарова Р.В. 1996г.);
Моя учительница (Битянова М.Р. 1999г.);
Я на контрольной (на экзамене);
После родительского собрания;
Мои одноклассники.
Первые две методики предназначены для диагностики общешкольной тревожности, остальные – помогают определить особенности отношений к потенциально стрессогенным объектам и ситуациям
«Самооценка эмоциональных состояний» Г. Айзенка;
Метод «Незаконченные предложения» Петренко В.Ф.;
Методика Спилберга на выявление личностной и ситуативной тревожности.
Шкала тревожности Дж.Тейлора

Диагностика для определения уровня тревожности:Проективная методика для диагностики школьной тревожности Прихожан;Опросник школьной тревожности Филлипса;Шкала социально- ситуативной тревожности

Слайд 14Ежегодно применяемые методики для выявления школьной тревожности:
Проективные методики:
Дом. Дерево. Человек.;
Человек

под дождем;
Несуществующее животное;
Цветовой тест Люшера;
Я и моя семья.
Опросник школьной тревожности Филлипса;
«Самооценка эмоциональных состояний» Г. Айзенк;
Метод «Незаконченные предложения» Петренко В.Ф.;
Методика Спилберга на выявление личностной и ситуативной тревожности.


Ежегодно применяемые методики для выявления школьной тревожности:Проективные методики: Дом. Дерево. Человек.;Человек под дождем;Несуществующее животное;Цветовой тест Люшера;Я и

Слайд 15Рисунки тревожных детей
Игорь, 7 лет: “Это я. Шел в школу и

заблудился. Потому что не в ту сторону пошел. А мама на работе”

Оля, 5 лет:
“Семья. Это мы с мамочкой гуляем”.

Паша, 6 лет:
"А как это - семью рисовать? Маму? А папу надо? Вот. Правильно? А Паша в другой комнате. Хорошо?"

Рисунки тревожных детейИгорь, 7 лет: “Это я. Шел в школу и заблудился. Потому что не в ту

Слайд 16Как помочь
тревожному
ребенку

Как помочьтревожномуребенку

Слайд 17Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило,

занимает достаточно длительное время.
Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.Специалисты рекомендуют проводить

Слайд 18РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ и ВОСПИТАТЕЛЕЙ
КАК ИГРАТЬ
С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ и ВОСПИТАТЕЛЕЙКАК ИГРАТЬ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ

Слайд 19
Включение ребенка в любую новую деятельность должно проходить поэтапно. Пусть он

сначала ознакомится с правилами , посмотрит, как реагируют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.
Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как «Кто быстрее?».
Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем – то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок играл уже неоднократно.
Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.

На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами:

Включение ребенка в любую новую деятельность должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами , посмотрит,

Слайд 20Упражнения на релаксацию и дыхание

Упражнения на релаксацию и дыхание

Слайд 21Упражнения на релаксацию и дыхание

Упражнения на релаксацию и дыхание

Слайд 22Этюды на расслабление мышц
(полезны для тревожных и агрессивных детей)

Этюды на расслабление мышц (полезны для тревожных и агрессивных детей)

Слайд 23Игры, способствующие расслаблению

Игры, способствующие расслаблению

Слайд 24Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в

себе
Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе

Слайд 25Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми
1. Избегайте состязаний

и каких-либо видов робот, учитывающих скорость.
2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
6. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
11. Не унижайте ребенка, наказывая его.



Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми1. Избегайте состязаний и каких-либо видов робот, учитывающих скорость.2.

Слайд 26Уважаемые взрослые помните это:
 
Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых

для него людей.
Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой –либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забывайте хвалить.
Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
Если по каким – либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.
Если вы не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его много – численные таланты.
Любите своего ребенка таким, какой он есть – это очень важно!!!
Уважаемые взрослые помните это: Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.Будьте последовательны в своих

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть