Слайд 1Психолого-педагогическое сопровождение школьников
с постравматическими стрессовыми расстройствами
Слайд 2Психологическое сопровождение
это целостная система организационных, диагностических, коррекционных и профилактических мероприятий с
обязательным учетом возрастных особенностей учащихся, грамотно спланированная работа со всеми категориями участников учебно-воспитательного процесса
Слайд 3Цель психологического сопровождения
создание максимально комфортных условий, которые дают возможность в полной
мере реализовать способности и наклонности учащегося, сформировать высокую адекватную самооценку и стремление к самореализации
Слайд 4Функции психологического сопровождения
организационная
анализ актуальности внедрения психологического сопровождения по определенной проблеме
Слайд 5Функции психологического сопровождения
диагностическая
определение индивидуальных особенностей ученика по определенным психодиагностическим методикам, системное
отслеживание статуса учащегося и динамики его психического развития
Слайд 6Функции психологического сопровождения
прогностическая
определение направлений и необходимых условий для индивидуального развития участников
психолого - педагогического процесса на основе диагностики реальных и потенциальных возможностей и проектирования содержания и направлений индивидуального развития учащегося
Слайд 7Функции психологического сопровождения
коррекционная
создание комплексной программы на всех этапах развития ребенка, которая
состоит из гибких моделей организации учебно-воспитательного процесса и предусматривает устранение отклонений в психофизическом и индивидуальном развитии и поведении
Слайд 8Функции психологического сопровождения
развивающая
оказание конкретной помощи, сопровождающейся психологической поддержкой учащихся в процессе
взаимодействия с образовательной средой. Разработка и ведение карт индивидуального развития учащихся. Содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе. Создание условий для самопознания, раскрытия потенциала личности
Слайд 9Функции психологического сопровождения
профилактическая
оказание помощи учащимся в их личностном развитии. Обеспечение индивидуального
подхода к каждому ребенку на основе его психолого-педагогического изучения с целью своевременного предупреждения отклонений в психофизическом развитии и поведении
Слайд 10Функции психологического сопровождения
реабилитационная
оказание психолого-педагогической помощи учащимся,
которые находятся в кризисной ситуации,
детям групп риска
Слайд 11Функции психологического сопровождения
аналитическая
анализ и своевременное устранение отклонений в психофизическом развитии и
поведении учеников
Слайд 12Функции психологического сопровождения
консультативная
оказание помощи учащемуся в осознании его чувств и отношения
к возникшей проблеме, точная идентификация проблем, поиск решений или рекомендации о том, как справиться со сложившейся ситуацией
Слайд 13Функции психологического сопровождения
мотивационная
создание условий для формирования у учащихся мотивации к самовоспитанию,
саморазвитию и самоактуализации. Привлечение учителей и родителей к процессу сопровождения
Слайд 14Функции психологического сопровождения
контролирующая
работа экспертной комиссии в составе классных руководителей, учителей-предметников и
практического психолога во главе с администрацией ОУ
Слайд 15Функции психологического сопровождения
просветительская
повышение психологической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса
Слайд 16Посттравматическое стрессовое расстройство
это
непсихотическая отсроченная реакция на травматический стресс, способный вызвать психические
нарушения практически у любого человека
Слайд 17Четыре характеристики травмы
произошедшее событие осознается, то есть человек знает, что с
ним произошло и из-за чего у него ухудшилось психологическое состояние
это состояние обусловлено внешними причинами
пережитое разрушает привычный образ жизни
произошедшее событие вызывает ужас и ощущение беспомощности, бессилия что-либо сделать или предпринять
Слайд 18Тревожные симптомы ПТРС у детей
ночные кошмары
развитие энуреза
нарушение сна и аппетита
однообразные игры
или рисунки со странным повторяющимся сюжетом
неадекватная поведенческая реакция на определенные раздражители (испуг, плач, агрессивные действия)
Слайд 19Тревожные симптомы ПТРС у детей
неожиданно возникший или возобновившийся страх расставания с
мамой
отказ от посещения школы
снижение успеваемости у детей школьного возраста
постоянные жалобы учителей на приступы агрессии у ребенка
Слайд 20Тревожные симптомы ПТРС у детей
повышенная тревожность, вздрагивание при воздействии сильных раздражителей
(громкий звук, свет и т.п.), пугливость
потеря интереса к занятиям, которые раньше приносили удовольствие
жалобы на боли в области сердца или в эпигастрии, неожиданно появившиеся приступы головной боли
Слайд 21Тревожные симптомы ПТРС у детей
вялость, слабость, сонливость, избегание общения со сверстниками
и малознакомыми людьми
снижение способности к концентрации внимания
Слайд 22Классификация заболеваний, вызванных стрессом
продолжительность симптомов менее 1 месяца
острый стресс. Симптомы
кажутся результатом действия стрессовых факторов, но их проявления являются временными. Риск возникновения ПТС определяется реакцией ребенка на конкретный стрессовый фактор
Слайд 23Классификация заболеваний, вызванных стрессом
от 1 до 3 месяцев. Острый ПТС
интенсивное терапевтическое
вмешательство на этом этапе является жизненно необходимым для уменьшения риска перехода ПТС в хроническую форму и ассоциированные расстройства
Слайд 24Классификация заболеваний, вызванных стрессом
от 3 месяцев и дольше. Хронический ПТС
терапевтическое вмешательство
является долгосрочным. Возрастает вероятность возникновения ассоциированных расстройств. Выздоровления и восстановления требуют лечения ПТС и ассоциированных расстройств, а также преодоление косвенных последствий таких расстройств, прерывания школьных занятий, социальной изоляции и др
Слайд 25Методы и методики выявления ПТРС
наблюдение
проективные методы исследования личности
стандартизированные личностные опросники
опросники диагносцирующие
выраженность патопсихологической симптоматики
опросники, диагностирующие психическое состояние личности (депрессивность, тревожность, агрессия)
Слайд 26Психопрофилактическая и психокоррекционная работа с детьми и подростками
Слайд 27Основные типы личности учащихся
гармоничный I подтипа
отличаются высоким уровнем интеллекта, отсутствием тревожности,
общительностью, уверенностью в себе, сдержанностью, доминантностью, добросовестностью, осторожностью, социальной смелостью, высоким самоконтролем, расслабленностью. Единственным тревожащим («слабым») местом в структуре их личности можно считать доминантность. В определенных жизненных ситуациях обострение этого свойства может спровоцировать у ребенка агрессивное поведение
Слайд 28Основные типы личности учащихся
гармоничный II подтипа
характерные черты гармоничных школьников II подтипа,
социальная смелость, открытость, уверенность в себе, добросовестность, высокий уровень интеллекта, сдержанность. В неприятной ситуации гармоничные социально смелые дети могут использовать свой внутренний ресурс — «поговорить и обсудить». Это основано на их умении легко вступать в социальные контакты и непринужденно общаться не только со сверстниками, но также с родителями и учителями
Слайд 29Основные типы личности учащихся
чувствительный тип
дети этого типа чувствительны, открыты, сдержанны, добросовестны,
расслаблены, уверены в себе, обладают высоким самоконтролем, послушны и осторожны. Сочетание чувствительности, добросовестности, осторожности и послушания — определяющее в структуре их личности. Чувствительный ребенок ощущает себя в безопасности, если не испытывает чувства вины. Это является определяющим в его поведении
Слайд 30Основные типы личности учащихся
тревожный тип
кроме высокой тревожности детей этого типа отличают
чувствительность, социальная робость, послушание, хороший самоконтроль, добросовестность, осторожность и напряженность. Это может быть следствием их социальной робости и эмоциональной неустойчивости
Слайд 31Основные типы личности учащихся
доминирующий тип
характерные личностные свойства ребенка этого типа —
напряженность, тревожность, доминантность, недобросовестность, низкий самоконтроль, возбудимость, высокий уровень интеллекта, склонность к риску. Напряженность, возбудимость и низкий самоконтроль не позволяют этим школьникам в трудных ситуациях произвольно расслабляться и оставаться спокойными. Снизить уровень внутреннего дискомфорта им частично удается посредством активного использования аффективных способов разрядки с агрессией, направленной вовне (стратегии «бью, ломаю, швыряю», «воплю, кричу», «дразню кого-нибудь», «схожу с ума», «говорю сам с собой»)
Слайд 32Основные типы личности учащихся
интровертированный тип
детей этого типа отличают замкнутость, неуверенность в
себе, возбудимость, недобросовестность, робость, тревожность, низкий самоконтроль и очень высокий уровень внутренней напряженности. У всех ребят интровертированного типа контроль за окружающей действительностью снижен в силу замкнутости и социальной робости. Их можно рассматривать как "группу риска" возможной психической и социальной дезадаптации, которая, в связи с этим, нуждается в постоянном психологическом сопровождении
Слайд 33Основные типы личности учащихся
инфантильный тип
детей такого типа характеризуют замкнутость, низкий уровень
интеллекта, неуверенность в себе, социальная робость, низкий самоконтроль, напряженность. Выделяют два подтипа инфантильных детей: моторно-расторможенные (легко возбудимые) и апатичные (сдержанные, чувствительные с высокой тревожностью).
Инфантильные моторно-расторможенные дети направляют агрессию на людей (которые, возможно, их унижали). Апатичных детей (II подтип), помимо общих для инфантильного типа свойств личности, характеризуют сдержанность, чувствительность и высокая тревожность
Слайд 34Посттравматический стресс
это расстройство, связанное с синдромом тревожности, что определяется как
выборочная обработка негативной информации или угрожающих аспектов стимула
Слайд 35Посттравматический стресс
характерным признаком расстройств, вызванных тревожностью, является то, что эмоционально-нейтральная
информация воспринимается и обрабатывается как негативная, а неоднозначная информация обрабатывается как угрожающая. Процессы обработки информации усваиваются ребенком в ходе практического опыта; они имеют практическое значение для устранения симптомов тревожности
Слайд 36Посттравматический стресс
исследования по когнитивной психологии рекомендуют такой метод профилактики и
лечения как реинтерпретация внешних и внутренних стимулов таким образом, чтобы они воспринимались как неугрожающие
Слайд 37Социальные и эмоциональные способности
являются основными показателями психического и эмоционального здоровья
ребенка. Надлежащее развитие этих способностей является важной составляющей процесса реабилитации. Формируя и развивая способность к эмоциональной саморегуляции, ребенок учится справляться с пережитыми травматическими ситуациями, а также лучше приспосабливаться к новым обстоятельствам
Слайд 38Эмоциональная саморегуляция
узнавание и выражение эмоций
использовать слова и выражения, обозначающие эмоциональные состояния
идентифицировать
ситуации, когда ребенок испытывает определенную эмоцию
идентифицировать ситуации, когда другие люди испытывают определенную эмоцию
узнавать эмоции, ассоциирующиеся с определенным контекстом особенно связанным с ПТРС
Слайд 39Эмоциональная саморегуляция
узнавание и выражение эмоций
узнавать эмоции по выражению лица человека
передавать эмоциональную
информацию невербальными средствами
выявлять ситуации, когда эмоциональное состояние и его внешнее проявление отличаются
убедительно доносить вербальные и невербальные эмоциональные сообщения
Слайд 40Эмоциональная саморегуляция
узнавание и выражение эмоций
проявлять понимание и симпатию к другим лицам
выражать
сложные эмоции (стыд, вина, гордость)
во время социального взаимодействия учитывать особенности каждого, кто принимает в нем участие
Слайд 41Эмоциональная саморегуляция
понимание эмоций
выражать сложные эмоции (стыд, вина, гордость)
во время социального взаимодействия
учитывать особенности каждого, кто принимает в нем участие
Слайд 42Эмоциональная саморегуляция
эмоциональное регулирование
формулировать вербально стратегии саморегуляции
Слайд 43Обучающая психодиагностика
форма работы предполагает объединение ситуации тестирования, психологического просвещения и группового
консультирования. Преимущественно речь идет о подростках и юношах
Слайд 44Обучающая психодиагностика
группы методик
методики, ориентированные на изучение личностных особенностей
методики, ориентированные на
отношения с другими людьми
профориентационные методики и изучение способностей
Слайд 45Обучающая психодиагностика
материал используется
для заполнения психолого-педагогических карт учащихся. Полученные данные рассматриваются
как информационная основа обычного цикла работы с учениками
для организации развивающей работы. Заполнение методики и обработка результатов, естественно, актуализирует потребность подростков и юношей в психологических знаниях
Слайд 46Обучающая психодиагностика
материал используется
обсуждаются вопросы, связанные с психологическими требованиями тех или иных
профессий, возможностями саморазвития учащихся в том или ином направлении
для организации индивидуального консультирования учащихся