Презентация, доклад для психологов на тему: Психолого-педагогическое сопровождение школьников с посттравматическими стрессовыми расстройствами

Содержание

Психологическое сопровождениеэто целостная система организационных, диагностических, коррекционных и профилактических мероприятий с обязательным учетом возрастных особенностей учащихся, грамотно спланированная работа со всеми категориями участников учебно-воспитательного процесса

Слайд 1Психолого-педагогическое сопровождение школьников с постравматическими стрессовыми расстройствами

Психолого-педагогическое сопровождение школьников   с постравматическими стрессовыми расстройствами

Слайд 2Психологическое сопровождение
это целостная система организационных, диагностических, коррекционных и профилактических мероприятий с

обязательным учетом возрастных особенностей учащихся, грамотно спланированная работа со всеми категориями участников учебно-воспитательного процесса
Психологическое сопровождениеэто целостная система организационных, диагностических, коррекционных и профилактических мероприятий с обязательным учетом возрастных особенностей учащихся, грамотно

Слайд 3Цель психологического сопровождения
создание максимально комфортных условий, которые дают возможность в полной

мере реализовать способности и наклонности учащегося, сформировать высокую адекватную самооценку и стремление к самореализации
Цель психологического сопровождениясоздание максимально комфортных условий, которые дают возможность в полной мере реализовать способности и наклонности учащегося,

Слайд 4Функции психологического сопровождения
организационная
анализ актуальности внедрения психологического сопровождения по определенной проблеме

Функции психологического сопровожденияорганизационнаяанализ актуальности внедрения психологического сопровождения по определенной проблеме

Слайд 5Функции психологического сопровождения
диагностическая
определение индивидуальных особенностей ученика по определенным психодиагностическим методикам, системное

отслеживание статуса учащегося и динамики его психического развития
Функции психологического сопровождениядиагностическаяопределение индивидуальных особенностей ученика по определенным психодиагностическим методикам, системное отслеживание статуса учащегося и динамики его

Слайд 6Функции психологического сопровождения
прогностическая
определение направлений и необходимых условий для индивидуального развития участников

психолого - педагогического процесса на основе диагностики реальных и потенциальных возможностей и проектирования содержания и направлений индивидуального развития учащегося
Функции психологического сопровожденияпрогностическаяопределение направлений и необходимых условий для индивидуального развития участников психолого - педагогического процесса на основе

Слайд 7Функции психологического сопровождения
коррекционная
создание комплексной программы на всех этапах развития ребенка, которая

состоит из гибких моделей организации учебно-воспитательного процесса и предусматривает устранение отклонений в психофизическом и индивидуальном развитии и поведении
Функции психологического сопровождениякоррекционнаясоздание комплексной программы на всех этапах развития ребенка, которая состоит из гибких моделей организации учебно-воспитательного

Слайд 8Функции психологического сопровождения
развивающая
оказание конкретной помощи, сопровождающейся психологической поддержкой учащихся в процессе

взаимодействия с образовательной средой. Разработка и ведение карт индивидуального развития учащихся. Содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе. Создание условий для самопознания, раскрытия потенциала личности
Функции психологического сопровожденияразвивающаяоказание конкретной помощи, сопровождающейся психологической поддержкой учащихся в процессе взаимодействия с образовательной средой. Разработка и

Слайд 9Функции психологического сопровождения
профилактическая
оказание помощи учащимся в их личностном развитии. Обеспечение индивидуального

подхода к каждому ребенку на основе его психолого-педагогического изучения с целью своевременного предупреждения отклонений в психофизическом развитии и поведении
Функции психологического сопровожденияпрофилактическаяоказание помощи учащимся в их личностном развитии. Обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе

Слайд 10Функции психологического сопровождения
реабилитационная
оказание психолого-педагогической помощи учащимся,
которые находятся в кризисной ситуации,

детям групп риска
Функции психологического сопровожденияреабилитационнаяоказание психолого-педагогической помощи учащимся, которые находятся в кризисной ситуации, детям групп риска

Слайд 11Функции психологического сопровождения
аналитическая
анализ и своевременное устранение отклонений в психофизическом развитии и

поведении учеников
Функции психологического сопровожденияаналитическаяанализ и своевременное устранение отклонений в психофизическом развитии и поведении учеников

Слайд 12Функции психологического сопровождения
консультативная
оказание помощи учащемуся в осознании его чувств и отношения

к возникшей проблеме, точная идентификация проблем, поиск решений или рекомендации о том, как справиться со сложившейся ситуацией
Функции психологического сопровожденияконсультативнаяоказание помощи учащемуся в осознании его чувств и отношения к возникшей проблеме, точная идентификация проблем,

Слайд 13Функции психологического сопровождения
мотивационная
создание условий для формирования у учащихся мотивации к самовоспитанию,

саморазвитию и самоактуализации. Привлечение учителей и родителей к процессу сопровождения
Функции психологического сопровождениямотивационнаясоздание условий для формирования у учащихся мотивации к самовоспитанию, саморазвитию и самоактуализации. Привлечение учителей и

Слайд 14Функции психологического сопровождения
контролирующая
работа экспертной комиссии в составе классных руководителей, учителей-предметников и

практического психолога во главе с администрацией ОУ
Функции психологического сопровожденияконтролирующаяработа экспертной комиссии в составе классных руководителей, учителей-предметников и практического психолога во главе с администрацией

Слайд 15Функции психологического сопровождения
просветительская
повышение психологической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса

Функции психологического сопровожденияпросветительскаяповышение психологической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса

Слайд 16Посттравматическое стрессовое расстройство
это
непсихотическая отсроченная реакция на травматический стресс, способный вызвать психические

нарушения практически у любого человека
Посттравматическое стрессовое расстройствоэтонепсихотическая отсроченная реакция на травматический стресс, способный вызвать психические нарушения практически у любого человека

Слайд 17Четыре характеристики травмы
произошедшее событие осознается, то есть человек знает, что с

ним произошло и из-за чего у него ухудшилось психологическое состояние
это состояние обусловлено внешними причинами
пережитое разрушает привычный образ жизни
произошедшее событие вызывает ужас и ощущение беспомощности, бессилия что-либо сделать или предпринять
Четыре характеристики травмыпроизошедшее событие осознается, то есть человек знает, что с ним произошло и из-за чего у

Слайд 18Тревожные симптомы ПТРС у детей
ночные кошмары
развитие энуреза
нарушение сна и аппетита
однообразные игры

или рисунки со странным повторяющимся сюжетом
неадекватная поведенческая реакция на определенные раздражители (испуг, плач, агрессивные действия)
Тревожные симптомы ПТРС у детейночные кошмарыразвитие энурезанарушение сна и аппетитаоднообразные игры или рисунки со странным повторяющимся сюжетомнеадекватная

Слайд 19Тревожные симптомы ПТРС у детей
неожиданно возникший или возобновившийся страх расставания с

мамой
отказ от посещения школы
снижение успеваемости у детей школьного возраста
постоянные жалобы учителей на приступы агрессии у ребенка
Тревожные симптомы ПТРС у детейнеожиданно возникший или возобновившийся страх расставания с мамойотказ от посещения школыснижение успеваемости у

Слайд 20Тревожные симптомы ПТРС у детей
повышенная тревожность, вздрагивание при воздействии сильных раздражителей

(громкий звук, свет и т.п.), пугливость
потеря интереса к занятиям, которые раньше приносили удовольствие
жалобы на боли в области сердца или в эпигастрии, неожиданно появившиеся приступы головной боли
Тревожные симптомы ПТРС у детейповышенная тревожность, вздрагивание при воздействии сильных раздражителей (громкий звук, свет и т.п.), пугливостьпотеря

Слайд 21Тревожные симптомы ПТРС у детей
вялость, слабость, сонливость, избегание общения со сверстниками

и малознакомыми людьми
снижение способности к концентрации внимания
Тревожные симптомы ПТРС у детейвялость, слабость, сонливость, избегание общения со сверстниками и малознакомыми людьмиснижение способности к концентрации

Слайд 22Классификация заболеваний, вызванных стрессом
продолжительность симптомов менее 1 месяца
острый стресс. Симптомы

кажутся результатом действия стрессовых факторов, но их проявления являются временными. Риск возникновения ПТС определяется реакцией ребенка на конкретный стрессовый фактор
Классификация заболеваний, вызванных стрессомпродолжительность симптомов менее 1 месяца острый стресс. Симптомы кажутся результатом действия стрессовых факторов, но

Слайд 23Классификация заболеваний, вызванных стрессом
от 1 до 3 месяцев. Острый ПТС
интенсивное терапевтическое

вмешательство на этом этапе является жизненно необходимым для уменьшения риска перехода ПТС в хроническую форму и ассоциированные расстройства
Классификация заболеваний, вызванных стрессомот 1 до 3 месяцев. Острый ПТСинтенсивное терапевтическое вмешательство на этом этапе является жизненно

Слайд 24Классификация заболеваний, вызванных стрессом
от 3 месяцев и дольше. Хронический ПТС
терапевтическое вмешательство

является долгосрочным. Возрастает вероятность возникновения ассоциированных расстройств. Выздоровления и восстановления требуют лечения ПТС и ассоциированных расстройств, а также преодоление косвенных последствий таких расстройств, прерывания школьных занятий, социальной изоляции и др
Классификация заболеваний, вызванных стрессомот 3 месяцев и дольше. Хронический ПТСтерапевтическое вмешательство является долгосрочным. Возрастает вероятность возникновения ассоциированных

Слайд 25Методы и методики выявления ПТРС
наблюдение
проективные методы исследования личности
стандартизированные личностные опросники
опросники диагносцирующие

выраженность патопсихологической симптоматики
опросники, диагностирующие психическое состояние личности (депрессивность, тревожность, агрессия)
Методы и методики выявления ПТРСнаблюдениепроективные методы исследования личностистандартизированные личностные опросникиопросники диагносцирующие выраженность патопсихологической симптоматикиопросники, диагностирующие психическое состояние

Слайд 26Психопрофилактическая и психокоррекционная работа с детьми и подростками

Психопрофилактическая и психокоррекционная работа с детьми и подростками

Слайд 27Основные типы личности учащихся
гармоничный I подтипа
отличаются высоким уровнем интеллекта, отсутствием тревожности,

общительностью, уверенностью в себе, сдержанностью, доминантностью, добросовестностью, осторожностью, социальной смелостью, высоким самоконтролем, расслабленностью. Единственным тревожащим («слабым») местом в структуре их личности можно считать доминантность. В определенных жизненных ситуациях обострение этого свойства может спровоцировать у ребенка агрессивное поведение
Основные типы личности учащихсягармоничный I подтипаотличаются высоким уровнем интеллекта, отсутствием тревожности, общительностью, уверенностью в себе, сдержанностью, доминантностью,

Слайд 28Основные типы личности учащихся
гармоничный II подтипа
характерные черты гармоничных школьников II подтипа,

социальная смелость, открытость, уверенность в себе, добросовестность, высокий уровень интеллекта, сдержанность. В неприятной ситуации гармоничные социально смелые дети могут использовать свой внутренний ресурс — «поговорить и обсудить». Это основано на их умении легко вступать в социальные контакты и непринужденно общаться не только со сверстниками, но также с родителями и учителями
Основные типы личности учащихсягармоничный II подтипахарактерные черты гармоничных школьников II подтипа, социальная смелость, открытость, уверенность в себе,

Слайд 29Основные типы личности учащихся
чувствительный тип
дети этого типа чувствительны, открыты, сдержанны, добросовестны,

расслаблены, уверены в себе, обладают высоким самоконтролем, послушны и осторожны. Сочетание чувствительности, добросовестности, осторожности и послушания — определяющее в структуре их личности. Чувствительный ребенок ощущает себя в безопасности, если не испытывает чувства вины. Это является определяющим в его поведении
Основные типы личности учащихсячувствительный типдети этого типа чувствительны, открыты, сдержанны, добросовестны, расслаблены, уверены в себе, обладают высоким

Слайд 30Основные типы личности учащихся
тревожный тип
кроме высокой тревожности детей этого типа отличают

чувствительность, социальная робость, послушание, хороший самоконтроль, добросовестность, осторожность и напряженность. Это может быть следствием их социальной робости и эмоциональной неустойчивости
Основные типы личности учащихсятревожный типкроме высокой тревожности детей этого типа отличают чувствительность, социальная робость, послушание, хороший самоконтроль,

Слайд 31Основные типы личности учащихся
доминирующий тип
характерные личностные свойства ребенка этого типа —

напряженность, тревожность, доминантность, недобросовестность, низкий самоконтроль, возбудимость, высокий уровень интеллекта, склонность к риску. Напряженность, возбудимость и низкий самоконтроль не позволяют этим школьникам в трудных ситуациях произвольно расслабляться и оставаться спокойными. Снизить уровень внутреннего дискомфорта им частично удается посредством активного использования аффективных способов разрядки с агрессией, направленной вовне (стратегии «бью, ломаю, швыряю», «воплю, кричу», «дразню кого-нибудь», «схожу с ума», «говорю сам с собой»)
Основные типы личности учащихсядоминирующий типхарактерные личностные свойства ребенка этого типа — напряженность, тревожность, доминантность, недобросовестность, низкий самоконтроль,

Слайд 32Основные типы личности учащихся
интровертированный тип
детей этого типа отличают замкнутость, неуверенность в

себе, возбудимость, недобросовестность, робость, тревожность, низкий самоконтроль и очень высокий уровень внутренней напряженности. У всех ребят интровертированного типа контроль за окружающей действительностью снижен в силу замкнутости и социальной робости. Их можно рассматривать как "группу риска" возможной психической и социальной дезадаптации, которая, в связи с этим, нуждается в постоянном психологическом сопровождении
Основные типы личности учащихсяинтровертированный типдетей этого типа отличают замкнутость, неуверенность в себе, возбудимость, недобросовестность, робость, тревожность, низкий

Слайд 33Основные типы личности учащихся
инфантильный тип
детей такого типа характеризуют замкнутость, низкий уровень

интеллекта, неуверенность в себе, социальная робость, низкий самоконтроль, напряженность. Выделяют два подтипа инфантильных детей: моторно-расторможенные (легко возбудимые) и апатичные (сдержанные, чувствительные с высокой тревожностью).
Инфантильные моторно-расторможенные дети направляют агрессию на людей (которые, возможно, их унижали). Апатичных детей (II подтип), помимо общих для инфантильного типа свойств личности, характеризуют сдержанность, чувствительность и высокая тревожность
Основные типы личности учащихсяинфантильный типдетей такого типа характеризуют замкнутость, низкий уровень интеллекта, неуверенность в себе, социальная робость,

Слайд 34Посттравматический стресс
это расстройство, связанное с синдромом тревожности, что определяется как

выборочная обработка негативной информации или угрожающих аспектов стимула
Посттравматический стресс это расстройство, связанное с синдромом тревожности, что определяется как выборочная обработка негативной информации или угрожающих

Слайд 35Посттравматический стресс
характерным признаком расстройств, вызванных тревожностью, является то, что эмоционально-нейтральная

информация воспринимается и обрабатывается как негативная, а неоднозначная информация обрабатывается как угрожающая. Процессы обработки информации усваиваются ребенком в ходе практического опыта; они имеют практическое значение для устранения симптомов тревожности
Посттравматический стресс характерным признаком расстройств, вызванных тревожностью, является то, что эмоционально-нейтральная информация воспринимается и обрабатывается как негативная,

Слайд 36Посттравматический стресс
исследования по когнитивной психологии рекомендуют такой метод профилактики и

лечения как реинтерпретация внешних и внутренних стимулов таким образом, чтобы они воспринимались как неугрожающие
Посттравматический стресс исследования по когнитивной психологии рекомендуют такой метод профилактики и лечения как реинтерпретация внешних и внутренних

Слайд 37Социальные и эмоциональные способности
являются основными показателями психического и эмоционального здоровья

ребенка. Надлежащее развитие этих способностей является важной составляющей процесса реабилитации. Формируя и развивая способность к эмоциональной саморегуляции, ребенок учится справляться с пережитыми травматическими ситуациями, а также лучше приспосабливаться к новым обстоятельствам
Социальные и эмоциональные способности являются основными показателями психического и эмоционального здоровья ребенка. Надлежащее развитие этих способностей является

Слайд 38Эмоциональная саморегуляция
узнавание и выражение эмоций
использовать слова и выражения, обозначающие эмоциональные состояния
идентифицировать

ситуации, когда ребенок испытывает определенную эмоцию
идентифицировать ситуации, когда другие люди испытывают определенную эмоцию
узнавать эмоции, ассоциирующиеся с определенным контекстом особенно связанным с ПТРС
Эмоциональная саморегуляцияузнавание и выражение эмоцийиспользовать слова и выражения, обозначающие эмоциональные состоянияидентифицировать ситуации, когда ребенок испытывает определенную эмоциюидентифицировать

Слайд 39Эмоциональная саморегуляция
узнавание и выражение эмоций
узнавать эмоции по выражению лица человека
передавать эмоциональную

информацию невербальными средствами
выявлять ситуации, когда эмоциональное состояние и его внешнее проявление отличаются
убедительно доносить вербальные и невербальные эмоциональные сообщения
Эмоциональная саморегуляцияузнавание и выражение эмоцийузнавать эмоции по выражению лица человекапередавать эмоциональную информацию невербальными средствамивыявлять ситуации, когда эмоциональное

Слайд 40Эмоциональная саморегуляция
узнавание и выражение эмоций
проявлять понимание и симпатию к другим лицам
выражать

сложные эмоции (стыд, вина, гордость)
во время социального взаимодействия учитывать особенности каждого, кто принимает в нем участие
Эмоциональная саморегуляцияузнавание и выражение эмоцийпроявлять понимание и симпатию к другим лицамвыражать сложные эмоции (стыд, вина, гордость)во время

Слайд 41Эмоциональная саморегуляция
понимание эмоций
выражать сложные эмоции (стыд, вина, гордость)
во время социального взаимодействия

учитывать особенности каждого, кто принимает в нем участие
Эмоциональная саморегуляцияпонимание эмоцийвыражать сложные эмоции (стыд, вина, гордость)во время социального взаимодействия учитывать особенности каждого, кто принимает в

Слайд 42Эмоциональная саморегуляция
эмоциональное регулирование
формулировать вербально стратегии саморегуляции

Эмоциональная саморегуляцияэмоциональное регулированиеформулировать вербально стратегии саморегуляции

Слайд 43Обучающая психодиагностика
форма работы предполагает объединение ситуации тестирования, психологического просвещения и группового

консультирования. Преимущественно речь идет о подростках и юношах
Обучающая психодиагностикаформа работы предполагает объединение ситуации тестирования, психологического просвещения и группового консультирования. Преимущественно речь идет о подростках

Слайд 44Обучающая психодиагностика
группы методик
методики, ориентированные на изучение личностных особенностей
методики, ориентированные на

отношения с другими людьми
профориентационные методики и изучение способностей
Обучающая психодиагностикагруппы методикметодики, ориентированные на изучение личностных особенностей методики, ориентированные на отношения с другими людьмипрофориентационные методики и

Слайд 45Обучающая психодиагностика
материал используется
для заполнения психолого-педагогических карт учащихся. Полученные данные рассматриваются

как информационная основа обычного цикла работы с учениками
для организации развивающей работы. Заполнение методики и обработка результатов, естественно, актуализирует потребность подростков и юношей в психологических знаниях
Обучающая психодиагностикаматериал используетсядля заполнения психолого-педагогических карт  учащихся. Полученные данные рассматриваются как информационная основа обычного цикла работы

Слайд 46Обучающая психодиагностика
материал используется
обсуждаются вопросы, связанные с психологическими требованиями тех или иных

профессий, возможностями саморазвития учащихся в том или ином направлении
для организации индивидуального консультирования учащихся
Обучающая психодиагностикаматериал используетсяобсуждаются вопросы, связанные с психологическими требованиями тех или иных профессий, возможностями саморазвития учащихся в том

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть