Презентация, доклад для психолога на тему Сказкотерапия

Содержание

Сказкотерапия — течение в психотерапии, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории (сказки).

Слайд 1Сказкотерапия
Шалагина Г.В.

СказкотерапияШалагина Г.В.

Слайд 2Сказкотерапия 
— течение в психотерапии, при котором для достижения терапевтического эффекта используются

придуманные истории (сказки).
Сказкотерапия — течение в психотерапии, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории (сказки).

Слайд 3Сказкотерапия – это метод, использующий форму сказки для интеграции личности, развития

творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие
Сказкотерапия – это метод, использующий форму сказки для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия

Слайд 4Проблема предмета сказкотерапии

Проблема предмета сказкотерапии

Слайд 5По определению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, в сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни,

легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам жанр.
По определению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, в сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты.

Слайд 6 Считается, что работу во время сказкотерапевтической сессии можно классифицировать по трем направлениям:
Психодиагностическое — предполагает

выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения клиента. Это направление работы анализирует базовые жизненные сценарии и стратегии поведения.
Прогностическое направление диагностирует возможное развитие событий на основе анализа диагностической сказки, когда максимально полно раскрываются суть и особенности жизненного сценария клиента в перспективе.
Психокоррекционное (терапевтическое) направление работы помогает клиенту выбрать "замещение" неэффективной стратегии / сценария на конструктивную.

Считается, что работу во время сказкотерапевтической сессии можно классифицировать по трем направлениям: Психодиагностическое — предполагает выявление уже имеющихся жизненных

Слайд 8Художественные сказки
К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские

истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами. В художественных сказках есть дидактический, психокоррекционный, и психотерапевтический аспекты. Изначально художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но в настоящее время успешно используются многими психотерапевтами в психологическом консультировании.

Художественные сказки К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории и

Слайд 9Народные сказки
Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая

основа мифов и сказок — единство человека и природы. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям: любви, горю, страданию и пр. Это явление мы также используем в психолого-педагогической практике сегодня.

Народные сказки  Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок —

Слайд 10Разновидности народных сказок
Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до

пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений.

Разновидности народных сказокСказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными,

Слайд 11Сказки о преобразовании, трансформации. Примером такой сказки может служить сказка Г.Х.

Андерсана "Гадкий утенок". Работа с этой сказкой подойдет с людьми, у которых по определенным причинам низкая самооценка. Эта же сказка подойдет и для работы с семьями, у кого есть приемный ребенок.

Страшные сказки. Сказки про нечистую силу. Многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.
Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков.  При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным.

Сказки о преобразовании, трансформации. Примером такой сказки может служить сказка Г.Х. Андерсана

Слайд 12Психотерапевтические сказки
Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее

с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.
Психотерапевтические сказкиСказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны. Такие сказки не

Слайд 13Медитативные сказки
Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального

напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов. Их главное назначение — сообщение нашему бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев.
Эти сказки часто используются детскими психологами — они помогают расслабиться, снять напряжение, отдохнуть после психологической работы, почувствовать свое тело «здесь и сейчас», получить заряд бодрости и хорошего самочувствия.

Медитативные сказкиМедитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития

Слайд 14Психокоррекционные сказки
Готовая модель, созданная для решения одной конкретной и краткосрочной

задачи, например, коррекция агрессивного поведения, застенчивости, гиперактивности.
Коррекция страхов
Коррекция лжи
Коррекция воровства
Коррекция стресса

Психокоррекционные сказки Готовая модель, созданная для решения одной конкретной и краткосрочной задачи, например, коррекция агрессивного поведения, застенчивости,

Слайд 15Главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как основа любой

сказки. Именно точность подобранной метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе как с детьми так и со взрослыми.
Главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как основа любой сказки. Именно точность подобранной метафоры определяют

Слайд 16 Сказкотерапевтическая работа с ребенком может быть проведена различными способами:
1)Для работы

может использоваться существующая авторская или народная сказка.
2)Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы.
3) Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

Сказкотерапевтическая работа с ребенком может быть проведена различными способами:  1)Для работы может использоваться существующая авторская

Слайд 17 К функциям психотерапевтической сказки можно отнести следующие:
Сказка восполняет пробелы индивидуальной истории

клиента и дополняет ее общечеловеческой информацией.
Сказка позволяет актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории.
Сказка позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение. 
Сказка отображает внутренний конфликт клиента и дает возможность размышлять над ним.
Сказка является символическим «буфером» между клиентом и сказкотерапевтом. Благодаря этому сопротивление клиента сглаживается и энергия направляется на размышление.
Сказка служит альтернативной концепцией восприятия неоднозначных жизненных ситуаций.
Сказка формирует Веру в позитивное разрешение проблемы (правда, для того чтобы это увидеть, часто требуется отойти от стереотипов обыденного сознания).

К функциям психотерапевтической сказки можно отнести следующие: Сказка восполняет пробелы индивидуальной истории клиента и дополняет ее

Слайд 18Зинкевич-Евстигнеева отмечает, что "сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными

событиями и поведением в реальной жизни. Это перенос сказочных смыслов в реальность".

Зинкевич-Евстигнеева отмечает, что

Слайд 19
Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Слайд 20 Психокоррекционная сказка (коррекция страхов: боязни темноты, одиночества, замкнутого пространства)
В дремучем лесу

на краю поляны лежало упавшее дерево. Под корнями дерева находился вход в пору. Это была просторная, уютная норка: на полу, чтобы было тепло и мягко, лежала солома, а крыша из корней и земли защищала от дождя. В этой норе жили большой и сильный зубастый Папа-волк, Мама-волчица (она тоже была сильной и зубастой, но только размером поменьше мужа) и маленький Волчонок. Лапки у Волчонка были коротковаты, зубки маловаты, а шерстка была мягонькая и пушистая.
Папа-волк каждую ночь уходил на охоту, а Волчонок, уткнувшись в теплый мамин бок, быстро засыпал, причмокивая губами и подергивая лапами. Но настало время, когда вся волчья добыча разбежалась далеко от их логова, и Папа-волк уже три дня подряд не приносил ничего съедобного. На семейном совете было решено, что в следующий раз Мама-волчица отправится на охоту вместе с Папой-волком — вдвоем легче охотиться.

Психокоррекционная сказка (коррекция страхов: боязни темноты, одиночества, замкнутого пространства) В дремучем лесу на краю поляны

Слайд 21 Психокоррекционная сказка (коррекция лжи у ребенка)
В городском зоопарке вместе со своими

родителями жил маленький Хамелеончик. Он обладал уникальной способностью менять цвет своего тела. Например, когда он фантазировал, то неожиданно становился ярко-фиолетовым, а когда был счастлив — розовел от носа до закрученного колечком хвоста.
Днем Хамелеончик сидел на ветке и развлекал местных воробьев, изменяя цвет, как светофор. За это воробышки прозвали его Светофорчик, и это прозвище пришлось по вкусу даже родителям Хамелеончика.
Весной семья хамелеонов получила письмо с тропического острова: бабушка и дедушка Хамелеончика Светофорчика с нетерпением ждали в гости на все лето любимого внучка. Маленький Хамелеончик радовался предстоящей поездке: он поплывет на корабле, увидится с бабушкой и дедушкой!
Через неделю бабушка и дедушка встретили его на пирсе. Плавание оказалось удачным, только от продолжительной качки Хамелеончик переливался сине-зеленым цветом. Так начались летние каникулы Светофорчика.

Психокоррекционная сказка (коррекция лжи у ребенка) В городском зоопарке вместе со своими родителями жил маленький Хамелеончик.

Слайд 22 Психокоррекционная сказка (коррекция воровства)
Морская свинка Дуся ходила в детский садик. Ей

там очень нравилось. «Там всегда весело», — говорила она своей семье.
У Дуси был друг — Хомячок Яша. Они любили играть вдвоем. Однажды Хомячок Яша принес в детский сад калейдоскоп. Эта удивительная игрушка заинтересовала всех зверят. Каждый хотел посмотреть, как один узор сменяется другим.
Морская свинка Дуся как завороженная смотрела в калейдоскоп. Но так как желающих было много, поиграть с калейдоскопом ей удалось недолго.
После полдника всех зверят повели на прогулку. Хомячок Яша с калейдоскопом в лапах шагал рядом с Дусей.
— Яша, а ты свою игрушку домой понесешь? — спросила Морская свинка Дуся. — Конечно, Дуся, понесу, а то еще тут потеряется, — ответил Хомячок.

Психокоррекционная сказка (коррекция воровства) Морская свинка Дуся ходила в детский садик. Ей там очень нравилось. «Там

Слайд 23 Психокоррекционная сказка (коррекция стресса: ссора, развод родителей)
Маленькая Зебра Ами беззаботно скакала

в высокой сочной траве. Ей нравился бег, свист ветра в ушах, золотое сияние солнца и белоснежные облака. Ами заскочила домой. На кухне Мама-зебра готовила свой фирменный салат.
—  Как дела, моя Ами? — спросила Мама-зебра. — Все хорошо, только я проголодалась! — ответила Ами, садясь за стол. —  И это тоже очень хорошо! Мой салатик уже готов! Кушай, доченька! — Мама-зебра поставила полную тарелку перед малышкой Ами, и та с удовольствием стала есть.
Когда с салатом было покончено, Ами спросила: —  Мама, а где папа? — Его может сегодня не быть. Понимаешь, важные дела... — замялась Мама-зебра.

Психокоррекционная сказка (коррекция стресса: ссора, развод родителей) Маленькая Зебра Ами беззаботно скакала в высокой сочной траве.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть