Слайд 1ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«УСОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Лекция-беседа
на тему:
Межличностный конфликт, способы их разрешения
Подготовила:
Социальный педагог
ГАПОУИО «УИТ»
Желтова Галина Евстахьевна
Слайд 3Тип урока:
Изучение нового материала
с применением информационно-коммуникативных технологий
Слайд 4Цель урока:
Рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии поведения
Слайд 5Задачи урока:
Обучающие:
1. Сформировать представления учащихся о понятиях: «конфликт», «социальный конфликт», «личностный
конфликт», «межличностный конфликт», «межгрупповой конфликт», «конфликт с внешней средой»
Слайд 6___________________________
2. Формирование представления о субъектах конфликтов и их роли
3. Формирование представления
о классификации конфликтов и стратегиях поведения
Слайд 72. Развивающие
1. Способствовать мыслительной деятельности обучающихся;
2. Развитие навыков анализа ситуаций;
3. Развитие
коммуникативной компетенции
Слайд 83. Воспитывающие
1. Воспитывать толерантное отношение к окружающим
Слайд 9Притча:
Два человека не могли поделить один апельсин. Каждый утверждал, что его
апельсин и не хотел уступать другому. Не известно, чем бы закончилась эта история, если бы этим людям не пришла в голову простая, но совершенно гениальная мысль выслушать другого. И тогда выяснилось, что одному нужен апельсин для того, чтобы выжать из него сок, а второму, чтобы из семечек вырастить новое дерево. Оказывается, можно решить проблему.
Слайд 10___________________________
Неумение слушать друг друга, не идти
на компромисс, нарушает взаимоотношения человека с людьми, ведёт к внутреннему разладу, т.е. приводит к внутренним и внешним конфликтам.
Слайд 11___________________________
Конфликт (перевод с латинского «столкновение») – это отсутствие согласия между двумя
или более сторонами, которые могут быть как конкурентными лицами, так и группами. Каждая сторона делает всё, чтобы была принята её точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Слайд 12___________________________
Бытует мнение, что конфликт – это всегда нежелательное явление, но тем
не менее, помогает во многих ситуациях выявить разнообразие точек зрения, даёт дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем.
Слайд 13___________________________
Конфликт не всегда выражается в форме открытого столкновения. Это происходит только
тогда, когда нарушается равновесие, нормальное взаимодействие людей. В таких случаях приходится идти на открытый конфликт
Слайд 14___________________________
Конфликты деструктивные – препятствующие взаимодействию и принятию решений.
Конфликты конструктивные – способствующие
эффективному взаимодействию
Слайд 15___________________________
Главную роль в конфликте играют конфликтогены – слова, действия (или бездействие),
приводящие к конфликту, но не всегда. К ним надо относиться внимательно (неучтивое обращение не всегда приводит к конфликту).
Слайд 16___________________________
Эскалация конфликта – ответ на конфликтоген в наш адрес ещё более
сильным конфликтогеном.
Слайд 17Схема:
КОНФЛИКТ =
КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ +
ИНЦИНДЕНТ
Слайд 18___________________________
Итак, конфликт – это открытое противостояние, как следствие взаимоисключающих интересов и
позиций.
Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.
Слайд 19___________________________
Инцидент — это стечение обстоятельств, являющихся поводом
для конфликта.
Слайд 20Что значит разрешить конфликт?
Разрешить конфликт – значит, устранить конфликтную
ситуацию и исчерпать инциндент
Слайд 21Правило или процедура устранения конфликта
1. Осознать, что есть конфликтная ситуация,
которую надо устранить.
2. Всегда помнить, что конфликтная ситуация — возникает раньше конфликта, вместе с инциндентом.
3. Правильно сформулированный конфликт всегда подскажет, что делать.
Слайд 22___________________________
4. Задайте вопрос: «Почему?, Докопайтесь до первопричины и, главное, не обманывайте
себя!!!
5. Сформулируйте конфликтную ситуацию своими словами, не повторяя слов из описания конфликта. Это поможет взглянуть на конфликт с другой стороны. Обобщение и разнородные составляющие помогают.
Слайд 23___________________________
6. Обходитесь минимумом слов.
7. Всегда помните, что конфликты могут обладать созидательной
силой.
Слайд 24Классификация конфликтов
Внутриличностные (на уровне сознания индивида, т.е. с самим собой);
Межличностные (разногласия
между двумя и более членами одной группы;
Между личностью и группой;
Межгрупповые (между группами индивидов).
Слайд 25___________________________
Межличностный конфликт – вовлечено два или более человек, находящихся в оппозиции.
Это, пожалуй, самый распространённый тип конфликта.
Слайд 26Приёмы преодоления конфликта:
1. Эмпатия – войти в положение другого. Эмпатию можно
выразить словами, невербально, с помощью пространства и времени и т.д. Чрезмерное проявление не является обязательным, поскольку главное – добиться того, чтобы был свободный диалог.
Слайд 27Приёмы преодоления конфликта:
2. Валидация – подтверждение переживаний другого человека, выражение веры
и согласия с тем, что они действительно серьёзны.
Слайд 28Основные способы:
1. Повторить то, что сказал другой человек, это одновременно позволяет
убедиться, что вы верно поняли и что вы его слушаете;
2. Подчеркнуть хорошее, что пытался сделать собеседник.
3. Использовать приёмы и ссылки на то, что подобное было с вами или вашими друзьями.
Слайд 29Основные способы:
4. Периодически произносить слова о том, что вам кажется, что
понимаете собеседника.
5. Осознание или прояснение ситуации – вопросы: «Что вы почувствовали тогда?», «Как вы узнали, что вас обманули?».
6. Обобщение т.е. повторение, перефразирование проблемы или её главных моментов.
Слайд 30В позиции слушающего
необходимо проявлять:
Терпимость (не прерывать, не мешать, прежде, чем сказать, хорошо подумайте);
Не давать оценок конфликтующему, а то он станет защищаться;
Не аргументируйте слишком рационально (не давайте оценку кто прав и виноват, сосредоточьтесь на точке зрения говорящего);
Не давайте советов (участник конфликта должен осуществить работы по самопоиску).
Слайд 31Стили поведения в конфликтных ситуациях
Слайд 321. Стиль конкуренции – удовлетворение, в первую очередь, своих интересов в
ущерб окружающим. Используются волевые качества: эгоизм, власть.
Типичные ситуации:
Вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения;
Решение необходимо принять быстро и вы имеете достаточно власти для этого;
Вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и что вам нечего терять;
Вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования
Слайд 33___________________________
В случае использования приёма конкуренции, вы можете быть недостаточно
признанным, но в случае положительного результата, ваше положение повысится.
Слайд 342. Стиль уклонения – не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни
с кем, или просто уклоняетесь от разрешения конфликта, проблема для вас не важна, не хотите тратить силы, когда находитесь в безнадёжном положении
Типичные ситуации:
Исход не важен;
Решение этой проблемы можно перенести;
Выиграть время;
Ситуация сложна и потребует много ваших сил;
Мало власти;
У других шансов решить эту проблему
Слайд 353. Стиль приспособления – действуете совместно с другим человеком, не пытаясь
отстаивать свои интересы. Это можно использовать, когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существенен для вас.
Типичные ситуации:
Вас не особенно волнует случившееся;
Хотите сохранить мир и добрые отношения;
Вы понимаете, что правда на вашей стороне;
У Вас мало шансов победить;
Если вы уступите, то другой человек извлечёт из этой ситуации пользу.