Слайд 1Ранняя комплексная помощь ребенку и его семье
ГОУ ВПО ЛНР «ЛУГАНСКИЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»
КАФЕДРА ДЕФЕКТОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
Презентацию подготовила: студентка 1_Маг_Лог_ ИПП
Гашина Л.Н.
Слайд 2План:
1. История ранней комплексной помощи ребенку и его семье.
2. Концепции ранней
комплексной помощи ребенку и его семье.
3. Программы ранней диагностики и ранней помощи, их характеристика.
Слайд 3
В первой половине XIX в. в педагогической среде получили
широкое распространение идеи И. Г. Песталоцци.
1. История ранней комплексной помощи ребенку и его семье.
Слайд 4
Передовые европейские педагоги признали необходимость начинать воспитание и
обучение ребенка в раннем дошкольном возрасте.
В. А. Егер, немецкий сурдопедагог, одним из первых разработал программу и методы дошкольного воспитания детей с нарушением слуха (1831).
Слайд 5 Внимание к ранним этапам детского существования, развитие педагогики раннего
и дошкольного возраста стали возможными благодаря достижениям в XIX в. и первой половине XX в. обеспечившие научный фундамент.
теория Ч. Дарвина в биологии;
возникновение и развитие педиатрии в медицине;
появление детской психологии, в том числе психологии детей раннего возраста (А. Бине, Д. Боулби, Ж. Пиаже, д. Робертсон,
Р. Спищ, З. Фрейд, А. Фрейд).
Слайд 6Американцы Н. М. Skeels и Н. Due (1939) выявили и исследовали
феномен детского госпитализма.
Слайд 7 Швед Эрик Веденберг (40 гг.), доказал возможность и эффективность
раннего (на первом году жизни) развития остаточного слуха.
Это подтвердили :
английские ученые А. Эвинг и И. Эвинг;
нидерландский педагог Антониуса Ван Удена (40- 50-х гг.);
немецкий сурдопедагог А.Леве (50-60-е гг.).
Слайд 8 Уникальные возможности помощи в младенческом и раннем возрасте основываются
на исключительной пластичности детского мозга, находящегося в процессе своего становления и развития.
Слайд 9К середине XX в. комплексная ранняя помощь уже сформировалась в достаточно
самостоятельную и интенсивно развивающуюся отрасль научного и практического знания.
Характерной чертой стали: междисциплинарность; полифундаментальность.
Слайд 10 В зарубежной науке оформляется
интегрированная теория раннего развития.
Благодаря работам :
Дж. Боулби (1959, 1960, 1991),
Д. Винникота (1960), М.Айнсворта (1978), М. Малера (1975), В. Штерна (1977, 1985, 1995), Т.Хелльбрюгге (1975 и др.)
Слайд 11Зарубежные исследователи отмечают, что на протяжении полувека менялась сама концепция организации
ранней помощи.
2. Концепции ранней комплексной помощи ребенку и его семье.
Слайд 12В теоретических концепциях преобладает системно-экологический подход (У. Бронфенбреннер, о. Шпек и др.)
Центральной частью
экологической модели является автономная саморазвивающаяся система «ребенок, которого окружает мир его жизни - микро- и макросреды его жизнедеятельности, развития, социализации».
Слайд 13 Вначале, в соответствии к парадигмой «раннего вмешательства», имела
место медицински детерминированная «модель для дилетантов».
Модель реализовывалась в крупных медицинских (педиатрических), университетских или социальнопедиатрических центрах.
Издавались специальные пособия и руководства для работы с детьми определенных групп риска.
Слайд 14Переход к следующему этапу и к новой модели ранней помощи, когда
появились нарастающие тенденции к регионализации (в 80-х гг. ХХ в.):
Региональные структуры ранней помощи создавались на базе уже имеющихся учреждений близкого к ним профиля.
Финансировались из средств региональных бюджетов.
Слайд 15Региональная служба ранней помощи:
стала обеспечивать системную помощь
ребенку;
психолого-педагогическую помощь семье в целом
, нормализуя тем самым весь мир жизни ребенка с ограниченными возможностями.
Слайд 16«Семейно-центрированная модель» ранней помощи
Возникновение мобильных служб ранней помощи.
За последние два десятилетия обычной практикой стало надомное вuзитирование
представителей мобильной службы ранней помощи.
Слайд 18Одной из важных форм построения зарубежных моделей раннего социально-педагогического вмешательства являются
организация и функционирование лекотек (от шведск. leko - игрушка) - библиотек игрушек.
Слайд 19Деятельность лекотек предусматривала использование игр и игрушек для:
обретения и расширения опыта
отношений;
для общения;
налаживания социальных контактов внутри семьи и между семьями, имеющими детей с ОВЗ;
встреч родителей, объединенных аналогичными проблемами, с профессионалами.
Слайд 203. Программы ранней диагностики и ранней помощи, их характеристика.
Слайд 21Причины создания и широкого применения программ:
увеличение числа детей с ОВЗ;
экономическая
целесообразность
их применения.
Слайд 22 Программы ориентированы на особую значимость первых месяцев и первых
лет жизни для дальнейшего развития человека и предназначались для социально-педагогической поддержки семьи и ребенка.
Слайд 23 Одной из первых стала успешная программа раннего обучения
детей с синдромом Дауна, разработанная Л. Рходес с группой коллег (1969г.,США).
В Японии реализуются программы ранней помощи глухим младенцам и детям раннего возраста (Хидео Имаи, Йошисато Танака г. Токио, 60-е гг.).
Слайд 24Зарубежная организация ранней комплексной помощи детям во многом базируется на педагогической
системе Марии Монтессори (Италия).
Слайд 25Международно одобренные программы ранней помощи:
Коннектикутский тест «Обследование развития новорожденных и
детей до 3-х лет»;
Каролинский учебный план для детей от рождения до пяти лет,
Гавайский профиль раннего обучения,
Мюнхенская функциональная диагностика;
Программа ранней диагностики развития «Тандем» (Голландия)
Слайд 26Систематическая ранняя педагогическая помощь ребенку в условиях семьи с вовлечением родителей
в абилитационную работу позволяет вывести процесс развития ребенка на новый качественный уровень.
Слайд 27В зарубежных странах подавляющее большинство детей с инвалидностью воспитывается в условиях
семьи (родной, ее заменяющей, или специально организованной), а не в специальных учреждениях вне дома.