Слайд 1
Педагогический совет:
«Сочетание общественного и семейного воспитания как важнейшая предпосылка повышения его
эффективности»
Горячева Лариса Геннадьевна
заместитель директора по воспитательной работе
МБОУ Школа № 63 г. Нижний Новгород
Слайд 2
Цель:
Способствовать формированию единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является успешная личность
Слайд 3
Задачи:
1. Проанализировать состояние связей школы с семьей на данном этапе;
2.
Выявить пути, формы и способы расширения и углубления взаимосвязей школы, семьи;
3. Определить возможности и условия дальнейшего взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся.
Слайд 4
«Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для
родителей»
В.А.Сухомлинский
Слайд 5Примеры моделей родительского общения:
Родители заняты сами собой, хотя внешне любят ребёнка.
Родители
заняты каждый собой: своя работа и свои интересы, формы проведения досуга.
Поглощённость родителей не семейной деятельностью.
Слайд 6Главные функции семьи:
воспитательная;
оздоровительная;
духовно-нравственная;
познавательно-образовательная;
бытовая;
трудовая;
культурно-просветительная;
досугово-творческая;
стимулирующая
самостоятельный опыт личности ребенка;
охранно-защитная.
Слайд 7Главные задачи семейного воспитания:
Гармоническое развитие ребёнка;
Забота о здоровье детей;
Помощь в учении;
Трудовое
воспитание и помощь в выборе профессии;
Помощь в социализации;
Формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;
Забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
Развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;
Подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
Половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни
Слайд 8Главные компоненты семейного воспитания:
Климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения)
Режим семейной жизни
Содержание
деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей)
Слайд 9Главные функции взаимодействия школы и семьи:
Информационная
Воспитательно-развивающая
Формирующая
Охранно-оздоровительная
Контролирующая
Бытовая
Слайд 10Задачи взаимодействия:
Формирование активной педагогической позиции родителей
Вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями
Активное
участие родителей в воспитании детей
Слайд 11Организация взаимодействия школы и семьи предполагает:
Изучение семьи с целью выявления
её возможностей по воспитанию своих детей и детей класса
Группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка, детей класса
Анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности
Слайд 12А.С.Макаренко
«Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди,
вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.»
Слайд 13Процессы, приводящие к обострению семейных проблем:
Падение материального уровня большинства семей
Рост числа
разводов, отрицательно влияющие на психику детей
Увеличение числа семей неполных и имеющих одного ребёнка
Отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми
Слайд 14Взаимодействие педагогов и родителей:
Пропаганда
психолого-педагогических
знаний
Вовлечение родителей
в учебно-воспитательный
процесс
Вовлечение
родителей
в управление
школой
Лекции, семинары, практикумы
Конференции
Творческие группы, группы по интересам
Открытые мероприятия, классные часы
Консультации
Родит. Собрания
Организация кружков, секций, клубов
Совместные творческие дела
Родит. Патруль
Индивидуальное шефство над трудными
семьями и подростками
Совет школы
Родит. Комитет класса
Общешкольныйй родительский комитет
Совет отцов
Слайд 15Мониторинг социального паспорта школы (за 2 года)
Слайд 16
Роль семьи в обществе несравнима по своему значению ни с какими
другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношения к себе, своему здоровью.
Слайд 17Что вы ждёте от родителей своего класса?
взаимопомощи, взаимоуважения, взаимопонимания в вопросах
воспитания и обучения детей 94%
контроль за поведением и учебой детей 88%
добросовестного выполнения родительских обязанностей (поддержание здоровья, внешнего вида, забота о школьных принадлежностях) 82%
оказание помощи в выполнении домашнего задания47%
помощь в организации внеклассных мероприятий70,5%
активного участия в общешкольной жизни 53%
посещение классных родительских собраний 65%
решение финансовых вопросов 23,5%
Слайд 18Как вы думаете, что они ждут от вас как от учителя?
хорошего отношения к детям 88%
справедливых оценок65%
прочных знаний (профессионализмов)82%
индивидуальной помощи в учебе 41%
вооружать родителей знаниями в области педагогического и психологического процесса обучения 53%
совместной работы по воспитанию детей 70,5%
быть “второй мамой” со всеми прилагающимися обязанностями (чтобы мы полностью изолировали их от воспитания детей)29%
Слайд 19А вы готовы оказать эту помощь?
Да - 82%
не могу- 0%
На этот
вопрос 1 педагог ответил - и да, и нет (50/50), 1 педагог – частично, 1 педагог – не всегда учитель в состоянии оказать такую помощь.
Слайд 21Основные направления взаимодействия семьи и школы:
Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик
обучающихся.
Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Взаимодействие с родительским комитетом.
Совместная деятельность родителей и учащихся.
Информирование родителей о ходе и результатах воспитания и обучения детей.
Взаимодействие с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья
Слайд 22Ещё можно добавить такие формы:
чтение книг совместно с ребёнком
Выполнение задания, рассчитанных
на совместную работу ребёнка и родителей
Участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учащихся и родителей; проведение Дня здоровья
Проведение совместных праздников с участием родителей, создание групп поддержки из числа родителей для проведения классной и внеклассной работу с учащимися
Слайд 23Основные формы работы с родителями
Индивиду-
альные
Групповые
Массовые
Индивидуальные: беседы, посещение семьи, консультации,
телефонный разговор ...
Групповые: родительский комитет, совет класса, консультация, беседа…
Массовые: родительское собрание, праздники, посещение театра, экскурсии…
Слайд 24Классное родительское собрание
Организационное
Тематическое
итоговое
Слайд 25Вопросы на родительских собраниях:
психологические особенности детей
физическое здоровье детей (режим дня)
особенности подросткового возраста
профилактика правонарушений
учебной деятельности
нравственным ценностям
профилактике вредных привычек
пропаганде здорового образа жизни
профессиональному самоопределению учащихся
психологическим особенностям учащихся
Слайд 26Компоненты родительского собрания:
Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания
классный руководитель знакомит родителей с результатами учебной деятельности класса. С рекомендациями педагогов – предметников.
Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы.
Психолого-педагогическое просвещение (по теме, которую выбрал педагог).
Обсуждение организационных вопросов (проведение экскурсий, классных вечеров, и пр.).
Рефлексия. В конце родительского собрания подводится итог всему сказанному.
Личные беседы с родителями.
Слайд 27Посещаемость общешкольных
родительских собраний (за 3 года)
Слайд 28Формы взаимодействия семьи и школы, которые не используются:
Лекция
Конференция
Практикум
Открытые
уроки
День открытых уроков
Педагогическая дискуссия (диспут)
Ролевые игры
Слайд 29Нетрадиционные формы взаимодействия:
Родительские тренинги
Психологические разминки
Круглые столы
Устные журналы
Практикумы
Родительские вечера
Родительские чтения
Родительские ринги
Слайд 30Новые формы взаимодействия с семьей:
Деловые игры
Ток-шоу
Театр-экспромт
Аукцион
Агитбригада
Слайд 31Диагностика семей
Классный руководитель при общении с семьями должен соблюдать определённые правила:
к
родителям каждого ребёнка проявлять уважение;
изучение семей учащихся должно быть тактичным;
общение с родителями учащегося должно быть ему не во вред, а во благо.
Слайд 32Классный руководитель должен иметь следующую информацию о семье учащегося:
общие сведения о
родителях
жилищные условия семьи и её материальная обеспеченность
семейные традиции
авторитетность семьи в глазах ребёнка
положение ребёнка в семье.
Слайд 33Методы психолого-педагогической диагностики
Наблюдение
Беседа
Тестирование
Анкетирование
Деловые игры
Интерактивные игры
Материалы детского творчества
тренинги
Слайд 34Диагностические методики помогают изучить:
- взаимоотношения родителей и учащихся
- традиции и обычаи
и нравственных ценностей семьи учащихся
- уклад жизни и духовные ценности семьи учащихся
- уровень самостоятельности учащегося
- сформированность у детей мотивации на ЗОЖ
- жизненные ценности учащихся
- желания, интересы и направленности учащихся
- стили отношений родителей и детей
Слайд 35Выступления классных руководителей:
Ватонина Елена Фёдоровна – классный руководитель 1г класса
Милосердова Юлия
Сергеевна – классный руководитель 6т класса
Слайд 36Успех сотрудничества семьи и школы:
Педагогический такт и этика взаимоотношений
Педагогическая подготовленность родителей
и уровень их культуры
Педагогическое просвещение родителей
Умение педагогов видеть сложные взаимоотношения в семье
Единство требований школы и семьи к ребёнку
Слайд 37
Проект решения педагогического совета
Отметить целенаправленную работу администрации и педагогов по расширению
и углублению связей школы и семьи.
2. Продолжить знакомство с существующими в сегодняшней педагогике подходами и концепциями воспитания, определяющими взаимодействие семьи и школы, через семинары, заседания МО классных руководителей, «круглые столы», консультации, конференции, открытые уроки и т.д.
Слайд 38
3. Повысить активность и роль отцов в воспитании подрастающего поколения,
организовать в школе Совет отцов.
4. Совершенствовать методику подготовки и проведения школьных и классных родительских собраний, разнообразить формы, методы и приемы их организации для достижения наибольшей эффективности совместной работы школы и семьи и повышения активности и уровня заинтересованности участия родителей в учебно-воспитательном процессе.