Презентация, доклад для педагогов Психическое выгорание

Содержание

Работа педагогов, психологов, воспитателей вызывает значительные нервно-психические нагрузки. Причины: отсутствие эмоциональной разрядки, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты,психологические и организационные трудности, такие как ответственность за судьбу другого человека, необходимость быть все время «в форме»,

Слайд 1Горшкова Оксана
Александровна
Повышение психологических знаний о культуре эмоционального состояния педагогов

Горшкова Оксана АлександровнаПовышение психологических знаний о культуре эмоционального состояния педагогов

Слайд 2 Работа педагогов, психологов, воспитателей вызывает значительные нервно-психические нагрузки.
Причины:
отсутствие эмоциональной

разрядки,
повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты,
психологические и организационные трудности, такие как ответственность за судьбу другого человека, необходимость быть все время «в форме»,
большое количество контактов в течение рабочего дня и др.
Работа педагогов, психологов, воспитателей вызывает значительные нервно-психические нагрузки. Причины: отсутствие эмоциональной разрядки, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой

Слайд 3При такой работе день за днем уровень напряженности может накапливаться. При

достижении определенного уровня напряженности организм начинает пытаться защитить себя. Внешне это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании уменьшить время работы с детьми. Длительное состояние напряженности может привести к профессиональному выгоранию.

При такой работе день за днем уровень напряженности может накапливаться. При достижении определенного уровня напряженности организм начинает

Слайд 41. Психическое выгорание представляет собой синдром, включающий эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм)

и редукцию профессиональных достижений.
2. Феномен психического выгорания является профессиональным, он отражает специфику педагогической деятельности, т.е. связан с работой, с детьми, родителями, порой неблагополучных семей и оказанием им квалифицированной, своевременной помощи.

1. Психическое выгорание представляет собой синдром, включающий эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. 2. Феномен

Слайд 53. Психическое выгорание оказывает отрицательное воздействие на все стороны личности и

ее поведение, снижая в конечном итоге эффективность профессиональной деятельности и удовлетворенность трудом.
4. Данный феномен является необратимым, возникнув у человека, он продолжает развиваться, и можно только определенным образом затормозить этот процесс.
3. Психическое выгорание оказывает отрицательное воздействие на все стороны личности и ее поведение, снижая в конечном итоге

Слайд 6Психофизические симптомы профессионального выгорания
чувство постоянной, непроходящей усталости не только по

вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
ощущение эмоционального и физического истощения — развитию симптома предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак — истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются;
личностная отстраненность — снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
Психофизические симптомы профессионального выгорания чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу

Слайд 7Психофизические симптомы профессионального выгорания

частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного

тракта;
резкая потеря или резкое увеличение веса;
полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, или наоборот: неспособность заснуть вечером до двух-трех часов ночи и тяжелое пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);
постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.
Психофизические симптомы профессионального выгорания частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;резкая потеря или резкое увеличение веса;полная

Слайд 8социально-психологические симптомы профессионального выгорания
безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный

тонус, чувство подавленности);
цинизм и черствость не только в работе, но и в личной жизни;
повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»);
постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности, разочарования; неуверенности в себе);
социально-психологические симптомы профессионального выгорания безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);цинизм и черствость не

Слайд 9социально-психологические симптомы профессионального выгорания
чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение,

что «что-то не так, как надо»);
чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»;
общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится»);
ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег;
осознание ошибочного выбора. Радость новизны прошла, наступил момент «отрезвления», разочарования.
социально-психологические симптомы профессионального выгорания чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);чувство

Слайд 10поведенческие симптомы профессионального выгорания
ощущение, что работа становится все тяжелее и

тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
вне зависимости от объективной необходимости постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе;
поведенческие симптомы профессионального выгорания ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все

Слайд 11поведенческие симптомы профессионального выгорания
злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день

сигарет;
уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (в работе);
формальное выполнение работы;
уменьшение активности и интереса к досугу, хобби;
скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе.
поведенческие симптомы профессионального выгорания злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет;уменьшение интереса к альтернативным подходам в

Слайд 12Стадии профессионального выгорания
Первая стадия — на уровне выполнения функций, произвольного поведения:

забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимания, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нагрузок и личностных особенностей педагога первая стадия может протекать в течение трех-пяти лет.


Стадии профессионального выгоранияПервая стадия — на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли

Слайд 13Стадии профессионального выгорания

На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности

в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем педагог общается по роду деятельности (коллеги, дети, руководство), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность. Продолжительность протекания данной стадии — в среднем от пяти до пятнадцати лет.


Стадии профессионального выгоранияНа второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и

Слайд 14Стадии профессионального выгорания
Третья стадия — собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря

интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может длиться от десяти до двадцати лет.


Стадии профессионального выгоранияТретья стадия — собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще,

Слайд 15 Фазы синдрома эмоционального выгорания
1. Фаза «напряжения». Нервное напряжение (тревожность) служит

предвестником и запускающим механизмом в формировании эмоционального выгорания.
2. Фаза «истощения». Характеризуется выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме выгорания становится неотъемлемым атрибутом личности.
Фазы синдрома эмоционального выгорания1. Фаза «напряжения». Нервное напряжение (тревожность) служит предвестником и запускающим механизмом в формировании

Слайд 16Методы психогигиены и психопрофилактики синдрома эмоционального «выгорания»
Психогигиена — это отрасль психологии

и гигиены, изучающая факторы и условия окружающего мира и образ жизни, благотворно влияющие на психическое развитие психическое состояние человека, и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья.
Психическое здоровье предполагает состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, в короткое время восстанавливать душевное равновесие.
Методы психогигиены и психопрофилактики синдрома эмоционального «выгорания»Психогигиена — это отрасль психологии и гигиены, изучающая факторы и условия

Слайд 17Главные направления предотвращения «выгорания» педагогов:
– развитие знаний, навыков и умений.
– улучшение

условий труда и отдыха.
– развитие мотивации.
–социальная защищенность.
–система психологической разгрузки, снятия напряжения после рабочего дня
–система улучшения психологического климата в коллективе.
Главные направления предотвращения «выгорания» педагогов:– развитие знаний, навыков и умений.– улучшение условий труда и отдыха.– развитие мотивации.–социальная

Слайд 18Рекомендации по профилактике выгорания
— культивирование других интересов, не связанных с педагогической деятельностью,

наилучшее решение этой проблемы состоит в том, чтобы сочетать работу с исследованиями, написанием научных статей,
— внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация
— поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;
Рекомендации по профилактике выгорания— культивирование других интересов, не связанных с педагогической деятельностью, наилучшее решение этой проблемы состоит в

Слайд 19— удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях

с которыми существует баланс,
— стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности,
— способность к самооценке без упования только на уважение окружающих,
— открытость новому опыту,
— умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни,
— удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс,— стремление к тому,

Слайд 20
— обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за

родителей, чем они делают это сами);
— чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;
— участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;
— периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;
— участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой,
— хобби, доставляющее удовольствие
— обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за родителей, чем они делают это сами);— чтение

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть