Слайд 1Профессиональное выгорание и его влияние на стиль деятельности педагога
Педагог –
психолог МСКШИ-8 вида
Лойкина С.В
Слайд 2Содержание
Причины напряженности педагога
Профессиональное выгорание
Стадии профессионального выгорания
Три аспекта профессионального выгорания
Симптомы профессионального выгорания
Проявление
СЭВ у педагогов
Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ
Причины возникновения СЭВ
Профилактика профессионального выгорания
Саморегуляция психического состояния
Список литературы
Слайд 3Причины напряженности педагога
Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций;
Загруженность рабочего
дня;
Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки;
Чувствительность к имеющимся трудностям;
Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка;
Требуется творческое отношение к профессиональной деятельности;
Владение современными методиками и технологиями обучения.
Слайд 4Профессиональное выгорание –
это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и
ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Слайд 5
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей
«разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.
Слайд 6Стадии профессионального выгорания
Первая стадия:
Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний;
Исчезают
положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи;
Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.
Слайд 7Стадии профессионального выгорания
Вторая стадия:
Возникают недоразумения с коллегами;
Появляется антипатия, а затем и
вспышка раздражения по отношению к коллегам.
Слайд 8Стадии профессионального выгорания
Третья стадия:
Притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к
миру, человек становится равнодушным ко всему;
Безразличие ко всему.
Слайд 9Три аспекта профессионального выгорания
Первый — снижение самооценки.
Как следствие, такие «сгоревшие» работники
чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
Второй — одиночество.
Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с другими людьми.
Третий — эмоциональное истощение, соматизация.
Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.
Слайд 10Симптомы профессионального выгорания
ПЕРВАЯ ГРУППА
Психофизические симптомы:
чувство постоянной усталости не только по вечерам,
но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
ощущение эмоционального и физического истощения;
снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);
частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
резкая потеря или резкое увеличение веса;
полная или частичная бессонница;
постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.
Слайд 11Симптомы профессионального выгорания
ВТОРАЯ ГРУППА
Социально-психологические симптомы:
безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный
тонус, чувство подавленности);
повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
Слайд 12Симптомы профессионального выгорания
ТРЕТЬЯ ГРУППА
Поведенческие симптомы:
ощущение, что работа становится все тяжелее и
тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности;
злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Слайд 13Проявление СЭВ у педагогов
(по стажу работы):
Чаще всего у педагогов со
стажем работы от 5 до 7 и от 7 до 10 лет;
8–11% - от 1 года до 3 лет, и у педагогов с 10-летним стажем; (адаптация в ОУ, у педагогов со стажем более 10 лет, выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты);
22% - от 15 до 20 лет.
Слайд 14Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ
Начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов
(функция – адаптационная);
Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями (функция –защитная);
Проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения;
Окончание учебного года.
Слайд 15Причины возникновения СЭВ -
это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и
его реальными возможностями.
Слайд 16Причины возникновения
СЭВ у педагогов
высокая эмоциональная включенность в деятельность —
эмоциональная перегрузка;
отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
жесткие временные рамки деятельности (урок, четверть, год), ограниченность времени урока для реализации поставленных целей;
неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
неотрегулированность организационных моментов педагогической деятельности: нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование;
ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда;
отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией.
Слайд 17Профилактика профессионального выгорания
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАБОТЕ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ
1. Забота о себе
и снижение уровня стресса:
стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в общении;
получение удовольствий;
умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой.
2. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности:
стремление находить смысл во всем — как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах;
стремление бороться со своими негативными убеждениями;
создание или принадлежность к какому-либо сообществу.
3. Повышение уровня профессионального мастерства.
Слайд 18Профилактика профессионального выгорания
Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания
Во-первых:
хорошее здоровье и сознательная,
целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).
высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
Во-вторых:
опыт успешного преодоления профессионального стресса;
способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
высокая мобильность;
открытость;
общительность;
самостоятельность;
стремление опираться на собственные силы.
В-третьих:
способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Слайд 19Профилактика профессионального выгорания
Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается
путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.
Слайд 20Саморегуляция психического состояния
Способы саморегуляции:
смех, улыбка, юмор;
размышления о хорошем, приятном;
различные движения типа
потягивания, расслабления мышц;
рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
«купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
вдыхание свежего воздуха;
чтение стихов;
высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Слайд 21Профилактика профессионального выгорания
НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте
вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.
Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
Слайд 22Профилактика профессионального выгорания
Советы:
Старайтесь смотреть на вещи оптимистично.
Стремитесь побороть страх.
Найдите время, чтобы
побыть наедине с собой.
Не позволяйте окружающим требовать от Вас слишком многого.
Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам на самом деле неприятно.
Не оказывайте слишком большое давление на своих детей.
Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать».
Используйте возможность выступить с речью.
Следите за фигурой.
Маленькие радости в Ваших руках.
Не забывайте, что Вы красивы!!!
Слайд 23Список литературы
Смирнов Н.К.. Здоровьесбрегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.
– Аркти. М., 2005
Митина Л.М. Психология развития и здоровье педагога. «Про-пресс». Библиотечка журнала «Вестник образования». №7/2005
Смирнов Н.К. Здоровьесбрегающие образовательные технологии в работе учителя школы. М., 2003