Слайд 1
МОББИНГ
Методы предотвращения моббинга
Слайд 2МОББИНГ
(от англ. mob — толпа) — форма психологического насилия — толпа) — форма психологического насилия в виде травли сотрудника в коллективе,
как правило, с целью его последующего увольнения.
Слайд 3Моббинг в учебных заведениях
Травля часто встречается в школеТравля часто встречается в школе. Школьники издеваются, высмеивают
своих же одноклассников, которые не так, как принято в их среде, одеваются, слишком хорошо учатся и т. п.
Слайд 4СТАТИСТИКА
Травля, агрессивное преследование одного ребенка другим, – это явление с долгой
историей. Но сегодня его масштабы становятся все заметнее: приблизительно 44% детей нашей страны в возрасте 11 лет и 27% 15-летних подростков становятся объектами издевательств и насмешек. 42% школьников признаются, что сами занимались буллингом, причем 20% – многократно. В начальной школе насилие начинается с рэкета – когда старшеклассники отбирают у младших деньги и мобильные телефоны. У детей 11-15 лет в ходу сплетни, унизительные шутки, бойкот. Боль, одиночество, чувство безысходности, которые испытывает жертва преследования.
Слайд 5Методы предотвращения моббинга
(2 этапа)
1 этап: организация эффективного классного руководства, которое само
по себе предотвращает моббинг. Взрослые, которые проводят мероприятия, должны пользоваться авторитетом среди учащихся.
Слайд 6Второй этап — осуществление мероприятий, направленных непосредственно против моббинга.
Эти меры
принимаются лишь после реализации первого этапа. Они представляют собой когнитивные и социальные тренинговые программы. Это емкое комплексное направление, опирающееся на когнитивную и социальную психологию. Теории и методы находят применение в индивидуальной, групповой терапии, полутерапевтических мероприятиях в исправительных и других учреждениях, включая школы.
Слайд 7Антимоббинговые профилактические программы включают в себя следующие важные формы работы.
Работа с
литературой:Для профилактики моббинга можно использовать литературные произведения, в которых затрагиваются проблемы травли или сопряженные проблемы. В процессе чтения у учеников возникает сопереживание и понимание.
Для каждой возрастной группы школьников можно подобрать подходящую литературу, читая которую, они смогут идентифицировать себя с героями, испытывающими страдания. И т.д.
Слайд 8Просмотр фильмов:
можно использовать специальные фильмы направленные на заданную тему и обычные
игровые фильмы, если речь в них идет о моббинге или сопряженных темах. Главное, чтобы учитель выбрал фильм на основании своей профессиональной оценки и посмотрел его вместе с учениками. Такой видеоматериал также подходит для просмотра в учительском коллективе и на встречах с родителями («Чучело», «Класс»2007г. И т.п., далее просмотр фильмов. )
Слайд 9Ролевые игры:
Сущность ролевых игр — импровизация. Тема может быть свободной
или заданной. Нашим задачам отвечают ролевые игры, ограниченные рамками класса или другой внутришкольной группы. Основная цель заключается в том, чтобы ученики на себе почувствовали, что такое моббинг, для этого актеры должны вживаться в роль. Те, кто играет преследователей, могут испытать большую агрессию, чем та, которую они могли бы испытать, придерживаясь заранее написанного сценария, и это поучительно. У них также есть возможность лучше осознать те стратегии, которые спонтанно выбираются во время игры. Если ролевая игра действует, жертва наверняка будет сильнее угнетена давлением преследователей, чем при сценарной постановке. Ученик, играющий жертву тоже многое почерпнет из такого опыта. Учитель может выбирать актеров и повторять игру, меняя роли учеников. Затем проводится обсуждение со всеми учениками, как принимавшими участие в игре, так и наблюдавшими за ней. Администрация тоже может присутствовать и участвовать в обсуждении.
Слайд 10Сочинение
Ученикам дается задание написать небольшое сочинение о моббинге, можно дополнительно пояснить,
какие вопросы должны быть в нем отражены. Кто-то извлечет из этого больше, кто-то — меньше. Одним требуется говорить, другие сильнее чувствуют то, о чем пишут, — сам процесс написания сочинения дает более глубокое понимание темы. Нередко в сочинениях всплывает важная для учителя информация, о которой ученик не может говорить прямо. Кроме того, сочинение может отразить склонности автора. Выражение мыслей в письменном виде, особенно обращенное к читателю, ко многому обязывает. Из сочинений учитель получает массу информации. Кто-то написал о чем-то важном, кто-то хорошо раскрыл тему. Не исключено, что среди авторов есть жертва моббинга, преследователь или популярный ученик. Это дает учителю дополнительные возможности. Можно выбрать два-три сочинения, в которых говорится о важных вещах, и с согласия авторов зачитать их классу. Ученик может и сам прочитать свое сочинение. Озвучивание своей точки зрения еще больше обязывает его придерживаться своей позиции. Кроме того, это может повлиять на других учеников. Наибольший эффект достигается, когда вслух зачитываются сочинения нескольких учеников. Тогда они выступают как общность: их объединяют похожие взгляды. А учитель получает отличную возможность выразить свою позицию через комментарии.
Слайд 11Классный час
Беседы о моббинге можно проводить и вне расписания. Воздействие будет
максимальным, если обсуждение темы станет естественным продолжением школьных будней. Однако четкий график бесед тоже необходим, так как регулярность обсуждения автоматически гарантирует, что тема не останется без внимания. Ученики постоянно ощущают, что учитель, родители и школа не потерпят травли, а хорошие поступки не останутся без внимания и будут оценены по достоинству. Однако важно, чтобы эти беседы не превратились в формальный ритуал, проводимый лишь для того, чтобы быть проведенным. Тогда они потеряют свою силу, а в худшем случае приведут к обратному результату. Ученики заметят, что педагогу, в сущности, все равно, и создается лишь видимость того, что все в порядке, что его легко провести. Это на руку преследователям, а жертве становится еще тяжелее.
Слайд 12Комбинирование форм работы. Актуальность мероприятий
Обычно хватает регулярных коротких бесед о моббинге.
Но безо всякого на то основания или предварительной подготовки учащихся беседы проводить непросто. Поэтому есть смысл заранее настроить на них. Основанием для беседы может послужить какое-то событие, его актуальность повлияет на обсуждение в классе, оживит его. Актуальность темы можно повысить, использовав один или несколько из вышеперечисленных методов перед проведением беседы. Хорошо сочетать основательную проработку темы с короткими еженедельными беседами. Следует также обсудить проблему, если в этом возникает необходимость, обусловленная конкретной ситуацией. Это не потребует больших временных затрат, но продемонстрирует позицию школы, даст учащимся повод задуматься и послужит систематическим напоминанием. Если учитель пользуется доверием учеников, то эти профилактические меры бывают весьма эффективными.
Слайд 13Внутришкольные правила
Сначала правила создаются внутри классов, далее передаются в школьное ученическое
самоуправление, где редактируются, утверждаются и доносятся до всей школы. В обсуждении правил так же могут принимать участие администрация школы и родители. Правила должны быть немногочисленными и простыми.
Слайд 14Пример школьных правил:
- в нашей школе моббинг не допускается;
- родители и
учителя должны обмениваться информацией и сотрудничать друг с другом, чтобы остановить моббинг;
- учащиеся должны сообщать о моббинге;
- учащиеся должны помогать друг другу остановить моббинг.
Слайд 15
Правила могут действовать в течение определенного времени. Едва ли целесообразно повторять
процедуру принятия правил каждый год. Но для того чтобы они фактически продолжали действовать на протяжении нескольких лет, их необходимо подкреплять и соблюдать. Их следует документально зафиксировать, важно также, чтобы директор и учителя придавали им значение. Правила должны быть вывешены в каждом классе, в раздевалке и т.д. Неплохо создать единое оформление правил.