круглый стол
«Педагогические затруднения.
Пути решения
проблемы»
Слайд 2Цель:
оказать методическую помощь учителям, имеющим затруднения в воспитательной деятельности на
уроке и во внеурочное время.
Слайд 3Задачи:
Выявить наиболее характерные для коллектива педагогические затруднения.
Разработать алгоритмы диагностики и самодиагностики
педагогических затруднений, определить возможные методы и приемы выхода из затруднительных ситуаций.
Слайд 4 Вопросы для обсуждения:
Затруднения воспитательного характера на уроке и во внеурочное время
по предмету.
Затруднения в воспитателльной деятельности классного руководителя.
Методы и приемы выхода из затруднительных ситуаций.
Слайд 5 «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать,
не передавая знания; всякое
же знание действует
воспитательно».
Л.Н. Толстой
Слайд 6
Педагогическое взаимодействие - процесс, происходящий между
воспитателем и воспитанником
в ходе воспитательной
работы и направленный
на развитие личности
ребенка
Слайд 7 Проблема готовности педагога
к воспитательной работе
не умение сбалансировать обучающие задачи с развивающими и воспитывающими;
трудности в организации педагогических воздействий;
трудности в самоконтроле и самокоррекции своего труда;
отсутствие коммуникативных умений.
Слайд 8
КОНФЛИКТ (conflictus . лат.)– столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное
разногласие, острый спор.
Слайд 9
1 конфликтный период
Происходит в начальной школе, когда первоклассник
переживает
довольно сложный
и даже болезненный
этап в своей жизни:
происходит смена
игровой деятельности на учебную.
Слайд 102 конфликтный период
Переход в 5-й класс. На смену
одному учителю приходят
несколько учителей-
предметников,
появляются новые
учебные предметы.
Слайд 11 3 конфликтный период
В начале 9 класса,
когда
нужно
решить, что
делать после его окончания.
Слайд 12 4 конфликтный период
Окончание школы, выбор будущей
профессии,
экзамены, начало личной жизни.
Слайд 141.Демонстративный.
Чаще всего это
холерики, которым присуща бурная деятельность в самых разнообразных направлениях, для них конфликт, как для рыбы вода. Они любят все время быть на виду, имеют завышенную самооценку.
Слайд 152. Ригидный.
Люди этого типа не умеют перестраиваться, т.е. учитывать в своем
поведении изменение ситуации и обстоятельств, принимать во внимание мнения и точки зрения окружающих, честолюбивы, проявляют болезненную обидчивость, подозрительность.
Слайд 163. Педант
Личность "сверхточного" типа, которая всегда пунктуальна, придирчива, занудна, хоть и
исполнительна, отталкивает людей от себя.
Предъявляет
Повышенные
требования
к себе и к окружающим.
Слайд 174. Безконфликтный.
Личность, сознательно
уходящая, убегающая
от конфликта,
перекладывающая ответственность в принятии решения на других, беспринципная. Между тем конфликт нарастает как снежный ком и обрушивается на такую личность, что чревато последствиями.
Слайд 185. Танк.
Это грубый, бесцеремонный человек, идущий на пролом, презирающий тонкости взаимоотношений
и чужие
чувства. Эгоистичен
и уверен в своей
правоте. Считает, что
окружающие должны
уступать ему дорогу.
Слайд 19
6. Пиявка.
Пиявка" не говорит гадостей, не ругает и не оскорбляет,
ни в чем прямо не обвиняет, но после общения с ним ухудшается самочувствие, снижается настроение
или появляется
чувство усталости,
труднее направить
мысли в нужное русло.
Слайд 20
.
7. Вата.
Такой человек производит впечатление приятного и покладистого. Он
уступчив и сговорчив. Это нравится в начале взаимодействия с ним. Не выполняет обещанного, соглашается сделать какую-либо работу и не делает ее. У такого типа постоянно возникают непредвиденные обстоятельства, которые мешают выполнению обещанного, не считает нужным вовремя сказать о таких обстоятельствах.
Слайд 21
.
8. Обвинитель.
Для него весь мир
полон дураков, подлецов
и бездельников.
Критикует всех
увлеченно, с жаром, со знанием дела, с фактами, выводами и заключениями. Имеет свои четкие суждения о том, кто как должен жить и работать.
Слайд 22
.
Этапы развития конфликта
1. Различные позиции во взгляде на один
и тот же вопрос.
2.Инцидент (по словарю – неприятный случай, недоразумение, столкновение).
3.Снятие противоречия, разрешение конфликта.
Слайд 23
.
Способы разрешения конфликта
1. Проявление
нежности по отношению
к
партнеру.
2. Использование юмора.
3. Компромисс –
это выход из конфликта
путем взаимовыгодных
уступок.
4. Форма третейского суда.
Слайд 24
.
Раз человечество не может уйти
от конфликтов, то нужно научиться жить с ними и творчески выходить из них. Ярким
примером педагогического профессионализма может являться владение искусством выхода из
конфликтных
ситуаций без потери
собственного
достоинства и
достоинства
ребенка.
Слайд 25
Основные умения педагога
1.Прогностические умения
2.Организаторские умения
3. Коммуникативные умения
4. Умения осуществлять
творческую
деятельность
5.Умения осуществлять индивидуальный подход.
6.Умения исследовательской деятельности.
Слайд 26
Создание атмосферы доброжелательности
снятие страха перед
предметом или
внеклассным
мероприятием;
-
высокую мотивацию;
- авансирование
(оглашение достоинств ребенка);
- поддержку индивидуальности школьника;
- объективность и доброжелательность педагогического внушения;
- высокую оценку успешно выполненной каждой детали деятельности школьника
Слайд 27
Основные принципы воспитания:
Интерес к воспитательной деятельности.
Формирование профессиональной установки на овладение
комплексом воспитательных умений и навыков.
Развитие творческих способностей.
Формирование таких профессионально-значимых качеств, как: высокая гражданская активность и социальная ответственность; любовь к детям; духовная культура, способность к рефлексии; креативность - способность к творчеству; эмоциональная уравновешенность; уверенность в себе; умение создавать позитивные подкрепления для самовоспитания учащихся.
Слайд 28
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ
Выбрать только 8 чувств и отметить значком «+» те, которые наиболее часто испытываешь в школе
Слайд 29
ТЕСТ
Оценка способности к саморазвитию, самообразованию
1 – очень низкий уровень(18-25)
2 –
низкий (26-28)
3 – ниже среднего (29-31)
4 – чуть ниже среднего (32-34;
5 – средний уровень (35-37)
6 – чуть выше среднего (38-40)
7 – выше среднего (41-43)
8 – высокий уровень (44-46)
9 – очень высокий уровень (47-50)
10 – наивысший (51-54)
Слайд 30
В классе – развязная, вызывающего поведения девочка из неблагополучной семьи.
Она курит, пьет, сквернословит, вешается на шею мальчикам. Как вести себя с ней?
1) Махнуть рукой – тут уж ничего не изменишь!
2) Проконсультироваться у психолога, нарколога и сексопатолога, а потом уж что-либо предпринимать.
3) Попытаться “перевоспитать” девочку, опираясь на ее друзей.
4) Попытаться “перевоспитать” девочку, опираясь на ее “врагов”, в первую очередь – активистов класса.
5) Программу работы с такой “педагогически запущенной” ученицей следует детально обсудить в педагогическом коллективе, а затем согласованно действовать.
Слайд 31
2. Учительница обнаруживает, что один из ребят – наркоман. Что
делать?
1) Одному учителю с этим не справиться. Прежде всего следует с этим обратиться за консультацией к врачу-наркологу.
2) Главное – сразу сообщить об этом директору школы, а уж он решит, что предпринять.
3) Главное – сразу связаться с родителями ребенка-наркомана и обсудить с ними создавшуюся ситуацию.
4) В этой ситуации следует опираться на “трех китов”: вне школы – врача-нарколога, в школе – директора, в классе – актив.
Слайд 32
3. На улице учительница случайно видит двух своих воспитанников, которые
клянчат деньги у прохожих. Как отреагировать?
1) Смело подойти к своим воспитанникам и достать кошелек – посмотреть, как отреагируют они!
2) Спокойно пройти мимо, как будто ничего не видели. Поговорить с ребятами в школе – и лучше при авторитетных свидетелях.
3) Отвести ребят в сторону и строго предупредить: еще раз увидите – будет плохо.
4) Обсудить этот случай в классе во всеуслышание, разумеется, не называя фамилий попрошаек.
5) Обязательно побеседовать с родителями попрошаек.
Слайд 33
4. Возвращаясь вечером домой, учительница встречает на улице своих учеников-старшеклассников,
распивающих спиртное. Что делать?
1) Не обращая внимания, пройти мимо; поговорить об этом можно после и в другом месте.
2) Подойти, сурово отчитать учеников и потребовать выбросить недопитую бутылку в урну;
3) Решительно подойти и забрать бутылку; вернуть ее родителям мальчиков, приглашенным в школу;
4) Срочно вызвать (по телефону) к месту происшествия кого-нибудь из родителей учащихся;
5) В ближайшее время организовать для ребят интересную беседу о вреде курения и алкоголя, пригласив врача-нарколога.
Слайд 34
Выводы:
1. Конфликта не надо бояться . Он является неким индикатором
того, куда надо направлять первоочередные усилия.
2. Безусловно, разрешение конфликта через сотрудничество является преимущественным. Но иногда первоначально надо применять другие методы (уход от конфликта, силой, через компромисс и т.д.) согласно ситуации.
3. При анализе конфликтной ситуации важно рассмотреть все факторы, способствующие ее возникновению.
Слайд 35
Решение педагогического совета:
Продолжить работу по построению в школе личностно-ориентированной
системы воспитания детей с этой целью развивать у учащихся умения и навыки, связанные с процессами самопознания, самопонимания, самовоспитания и самокоррекции.
Признать опыт работы учителей Дыбовой Н.В., Бабаниной И.И. Шерешевой А.И. положительным и рекомендовать к использованию основных элементов опыта в педагогическом коллективе.
Продолжить диагностическую работу по выявлению затруднений в педагогической деятельности.
Применять игровые методы для профилактики и разрешения конфликтов, тренинги, ролевые игры. .
Организовать и провести цикл обучающих семинаров практической направленности с целью повышения психолого-педагогической компетентности педагогов
Слайд 36
Желаем вам, чтоб у вас никогда не было конфликтных ситуаций