Слайд 1МБДОУ «ДС КВ «Солнышко» п.г.т.Уренгой Пуровский район
учитель-логопед Семенова Анна Валерьевна
Слайд 2 Современный мир переживает коренную смену подходов к образованию
и к социокультурной политике в целом. Это обусловлено переориентацией общества на развитие и формирование личностных качеств человека.
Слайд 3 На протяжении многовековой истории человечества отношение к людям, имеющим
отклонения физического и психического здоровья, изменялось от отвержения и ненависти к состраданию и терпимости.
Призренческо-снисходительная политика в отношении людей с отклонениями физического или психического здоровья противоречит провозглашенному многими развитыми странами курсу на гуманизацию социальных отношений.
Слайд 4 Решить возникшую проблему может переход к «инклюзивному обществу», т.
е. к такому типу социальных отношений, при которых различия между людьми рассматриваются не как угроза стабильности, а как ресурс для взаимного обогащения. Стратегические задачи инклюзивного общества — создать безбарьерную среду, предоставить каждому человеку возможность реализовать свои способности, быть включенным в социальные, политические, экономические процессы.
Слайд 5 Один из компонентов инклюзивного общества, — инклюзивная система
образования, рассматривается не как статичное образование, с трудом поддающееся изменениям, а как динамический процесс, направленный на постоянную адаптацию условий обучения к индивидуальным особенностям каждого учащегося.
Слайд 6 Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include
- заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые потребности.
Слайд 7 Каждый одиннадцатый житель России имеет ту или иную форму
инвалидности. Это 13 миллионов человек с особенностями физического, психического или интеллектуального развития различной степени: врожденные или приобретенные в течение жизни нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, состояния психики, умственного развития. Они нуждаются в специально приспособленных условиях жизни и зачастую требуют посторонней помощи. Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям образовательной системы. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где ученики и педагоги работают над общей целью — доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.
Слайд 8 Инклюзия — не ущемление прав здоровых учеников в пользу
детей с инвалидностью, а следующая ступень развития общества, когда образование становится реальным правом для всех. И все дети — одаренные, плохо владеющие русским языком или инвалиды, — которые живут на определенной территории, имеют право идти в то или иное образовательное учреждение. Все они — Дети.
Слайд 9 Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все
же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. В настоящее время назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.
Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья сталкивается с проблемой доступности образовательных услуг, возможности полноправного участия в жизни общества. Создание инклюзивных детских садов гарантирует повышение доступности и качества образовательных услуг для всех категорий детей раннего и дошкольного возраста, а также их родителей.
Слайд 10Восемь принципов инклюзивного образования:
Ценность человека не зависит от его способностей и
достижений;
Каждый человек способен чувствовать и думать;
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
Все люди нуждаются друг в друге;
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Слайд 11 Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного,
среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами.
Кроме этого есть специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в дошкольном общеобразовательном учреждении.
Слайд 12Инклюзивное образование строится на следующих принципах:
- Принцип индивидуального подхода предполагает выбор
форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы.
- Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.
- Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.
- Принцип междисциплинарного подхода.
- Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.
- Принцип партнерского взаимодействия с семьей.
- Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
Слайд 13На сегодняшний день для инклюзивного образования существуют следующие стартовые условия:
-детские сады
компенсирующего вида – дети одной категории, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.
-детские сады комбинированного вида – дети разных категорий и дети возрастной нормы, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.
-детские сады, в которых созданы специальные службы (службы ранней помощи, консультативный пункт) – дети разных категорий, специалисты, предметно-развивающая среда.
-массовые детские сады с группами кратковременного пребывания: «особый ребенок», – дети разных категорий и специалисты.
-массовые детские сады, в которых создаются инклюзивные группы – специалисты, предусмотренные штатным расписанием общеобразовательного ДОУ – пока нет юридических документов, регламентирующих деятельность инклюзивных групп, в том числе и наличия специалистов в штатном расписании.
Слайд 14 Для категорий детей со сложной структурой дефекта разработка
форм социальной инклюзии – создание на базе сада дополнительных образовательных услуг, куда могут привлекаться дети возрастной нормы, организация мероприятий по включению семей с детьми со сложной структурой дефекта в социальные программы города (посещение театров, музеев, цирка, организация конкурсов, фестивалей, в которых могут участвовать дети, создание детско-родительских клубов и т.д.).
Слайд 15 При разворачивании инклюзивной практики в образовательном учреждении должны
быть учтены следующие условия:
- Наличие семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), готовых прийти в детские сады.
- Психологическая готовность руководителя и коллектива ОУ к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними.
- Наличие необходимых специалистов (дефектологов, психологов, логопедов, тьюторов) или договоренности о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ специалистами из Центров психолого- педагогического развития и коррекции.
- Наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды.
- Возможность повышения квалификации педагогов.
Слайд 16 Проблема инклюзивного образования сложна, дискуссионна, но главное
— она является действительно социальной, так как в ходе ее решения затрагиваются интересы колоссального числа людей. Общество должно предоставить любому человеку право выбора вида образования в зависимости от его интересов, потребностей, возможностей. Несомненно, что трудностей тем больше, чем сложнее структура общества, чем ярче выражены социальная дифференциация и социальная стратификация. Без грамотного решения данной проблемы, без устранения практик ущемления конституционных прав людей с отклонениями в развитии, унижения их достоинства, проявлений социальной дискриминации Россия не станет цивилизованным государством.