Слайд 1Нравственное воспитание
Гуманизм, патриотизм, диагностика нравственной воспитанности
Слайд 2 «Только нравственность в наших поступках придаёт красоту и достоинство
нашей жизни»
Альберт Энштейн
Слайд 3Что такое нравственность
Совокупность реальных отношений, которые возникают
между людьми, согласно общепринятым нормам, оцениваемым с позиций добра и зла
Слайд 4Нравственная культура
Выработанный на основе традиций и постоянно
совершенствуемый личностью индивидуальный опыт нравственных отношений к жизни, человеку, окружающему миру, самому себе
Слайд 5 «Нравственное воспитание и развитие может эффективно осуществляться
в процессе этического образования – воспитания учащихся в рамках учебно-воспитательного процесса»
В.А.Сухомлинский
Слайд 6 Общечеловеческие нормы нравственного поведения становятся для человека руководством
в деятельности лишь тогда, когда он еще будучи ребёнком учится совершать добрые поступки, оценивать поведение окружающих и своё, постигая с помощью значимых для него взрослых смысл этических понятий и норм
Слайд 7Диагностический этап работы
Прежде чем детей просвещать, необходимо
выявить понимание ими сути нравственных понятий.
Первый этап – диагностический.
Диагностика нравственности предполагает выявление мотивов поведения, взаимоотношений в коллективе, формирования самосознания, отношения к этикету и т.д.
Слайд 8Методика изучения мотивов участия в деятельности Л.В. Байбородовой
Цель: выявление мотивов поступков
Для
ответа используется шкала:
3 - привлекает очень сильно;
2 - привлекает значительно;
1 - привлекает слабо;
0 - совсем не привлекает.
Слайд 9Что привлекает в деятельности?
Интересное дело
Общение с разными людьми
Помощь товарищам
Возможность передать
свои знания
Творчество
Приобретение новых знаний, умений
7. Возможность руководить другими
8. Участие в в делах своего коллектива
9.Стремление заслужить уважение своих товарищей
10.Возможность сделать доброе дело для других.
11.Желание выделиться среди других
12. Выработка определённых качеств.
Слайд 10Обработка результатов
А) Коллективистские мотивы - 3,4,8,10
Б) Личностные мотивы - 1,2,5,6,12
В) Престижные
мотивы - 7,9,11
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы.
Слайд 11
Методика «Я - позиция»
Цель: выявление взаимоотношений с коллективом.
Графическое изображение коллектива
и себя относительно его, например
я
Я
Я
Слайд 12Что важнее?
На чём основывается дружба в вашем коллективе?
На
взаимопомощи и поддержке
На взаимопонимании, единстве интересов
На доверии и откровенности
На принципиальности, умении говорить правду в глаза.
На верности и доброжелательности.
Слайд 13Что мешает вашей дружбе?
Зависть, соперничество
Обман, ложь, отсутствие доверия
Каждый думает, в первую
очередь о себе
Ребята плохо знают друг друга
Отсутствуют дела, которые нас объединяют
Нет общих интересов
Слайд 14Поставь оценку своей нравственной воспитанности
За каждый ответ «ДА» по 1 баллу
Всегда
ли ты уступаешь место в транспорте взрослым пассажирам?
Всегда ли ты стоишь в очереди?
Говоришь ли ты спасибо взрослому за оказанную услугу?
Всегда ли ты тактично и чутко ведёшь себя по отношению к сверстникам.
Называешь ли ты по имени и отчеству людей, когда с ними здороваешься?
Слайд 15Добро
Добро – одно из наиболее общих понятий
морального сознания и одна из важнейших категорий этики. Это обобщенная форма разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного
Слайд 16Доброта
Это отзывчивость, душевное расположение к людям,
стремление сделать людям добро
Слайд 17Дружба
Вид устойчивых индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью
их участников, предполагает взаимопонимание, откровенность, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям друг друга, искренность и бескорыстие чувств
Слайд 18Правила дружбы
И.С Кон
Делиться своими переживаниями
Добровольно помогать в случае нужды
Заботиться о
друге
Доверять ему
Быть уверенным в нём
Защищать друга в его отсутствии
Слайд 19Продолжи ассоциативный ряд слова «Дружба»
Друг, помощь, поддержка, понимание,
забота, выручка
Слайд 20Собери слова из слова «Дружба»
Дуб, бар, жар, раб, дар, ура ….
Слайд 21Чиж и голубь И.Крылов
Чижа захлопнула злодейка-западня:
Бедняжка в ней и рвался и
метался,
А голубь молодой над ним же издевался.
«Не стыдно ль, -говорит,- средь бела дня попался!
Не провели бы так меня: за это я ручаюсь смело».
Ан смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело.
Впредь, чужой беде не смейся, Голубок.
Слайд 22Если хочешь найти настоящего друга, стань им для других
Ты участвовал в
соревновании и победил, а твой друг занял последнее место и очень расстроился. Помоги ему успокоится.
Твой друг попросил у тебя авторучку, а вернул сломанной. Какой будет твоя реакция?
Слайд 23Что ты скажешь на это?
Твой друг всегда тебя выручал, но однажды
он не сделал этого, пояснив, что ты поступил неправильно и незаслуженно обидел одноклассницу.
Ребята играют в футбол, а ты опоздал и они не хотят тебя принимать.
Слайд 24Качества доброго человека
Добрым быть совсем непросто,
Хорошо известно это
Детям всем
и взрослым.
Доброта приносит людям счастье,
Станешь добрым,
Будешь всех прекрасней.
Слайд 25Доброе дело, что дождь в засуху.
Без добрых дел нет доброго имени.
Красота
до вечера, доброта на века.
В ком добра нет, в том и правды мало.
Доброе семя, добрый и всход.
Доброму человеку весь мир – свой дом.
Добрым –добрая слава.
Доброе дело два века живёт.
Не одежда красит человека, а добрые дела.
Слайд 26 Для кого человек делает добро?
Почему человек делает добро?
Дискуссия
«Добрый человек
– это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует. Добро есть то, что способно вызвать или увеличить наше удовольствие либо уменьшить наше страдание»
Д.Локк
Слайд 27Вывод
В детском и подростковом возрасте важно
обогащать свой нравственный опыт, развивать положительную мотивацию в выполнении нравственных действий, овладевать разными способами проявления участия и сострадания к окружающим.
Слайд 28Литература
Строгонова Л.В. Диагностика нравственной воспитанности подростков
Чепикова Л.В. Воспитание гуманизма
Петрова
В.И и др. Азбука нравственного образования.
(Статьи журнала «Воспитание школьников»
№6 2009 год)