Презентация, доклад для классного часа,посвященного 75-летию снятия блокады Ленинграда.

Содержание

С началом Великой Отечественной войны 22 июня 1941 удар в направлении Ленинграда был поручен группе немецких армий "Север", которые должны были уничтожить части Красной армии в Прибалтике, захватить военно-морские базы на Балтийском море

Слайд 1Выполнила: Учитель физики МБОУ Бутурлиновской СОШ Тырнова М.В.
Бутурлиновка 2020
Наука, опаленная войной…
Вклад

учёных-физиков в прорыв кольца блокады Ленинграда…
8 сентября 1941 - 27 января 1944


Выполнила: Учитель физики МБОУ Бутурлиновской СОШ Тырнова М.В.Бутурлиновка 2020Наука, опаленная войной…Вклад учёных-физиков в прорыв кольца блокады Ленинграда…8

Слайд 2 С началом Великой Отечественной войны 22 июня 1941

удар в направлении Ленинграда был поручен группе немецких армий "Север", которые должны были уничтожить части Красной армии в Прибалтике, захватить военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом.

Окружение Ленинграда

С началом Великой Отечественной войны 22 июня 1941 удар в направлении Ленинграда был поручен

Слайд 39 июля был захвачен Псков;
10 июля немецкие части прорвали фронт и
силами

4-я танковой группы армии «Север» вышли к реке Плюса и далее устремились к Луге;
21 августа немцы заняли станцию Чудово, тем
самым перерезав Октябрьскую железную дорогу;
через 8 дней овладели Тосно;
30 августа был захвачен крупный
железнодорожный узел Мга;
С 8 сентября 1941, когда немцы захватили
Шлиссельбург, началась 871-дневная блокада Ленинграда.
9 июля был захвачен Псков;10 июля немецкие части прорвали фронт исилами 4-я танковой группы армии «Север» вышли

Слайд 4 Город во время Блокады
В окружение попало 2 млн. 544 тыс. гражданского

населения города (включая приблизительно 400 тыс. детей), 343 тыс. войско, защищавшее город. Продовольствие и топливные запасы были ограничены (только на 1-2 месяца).

8 сентября 1941 в результате авиационного налета и возникшего пожара сгорели продовольственные склады им. А.Е.Бадаева
Город во время Блокады В окружение попало 2 млн. 544 тыс. гражданского населения города (включая приблизительно

Слайд 5 Обороной города руководил вначале К.Е.Ворошилов, а после его отстранения

— Жуков.
Хозяйственной стороной занимался Косыгин, который фактически заменил первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) А.А.Жданова.
Именно Косыгин организовывал движение на "Дороге жизни" и улаживал разногласия гражданских и военных властей.

Обороной города руководил вначале К.Е.Ворошилов, а после его отстранения — Жуков.   Хозяйственной стороной

Слайд 6Комиссией под руководством директора Котлотурбинного института
Н.Г. Никитина, в которую входили


видные ученые, опытные инженеры и директора предприятий, была организована разработка и внедрение в производство новых технологических процессов в литье корпусов для снарядов и мин, штамповке снарядных гильз, оказана техническая помощь многим предприятиям города
Большой вклад в выпуск военной продукции внесли ленинградские учёные. При горкоме партии была создана комиссия по реализации оборонных изобретений под председательством академика
Н.Н.Семёнова.

Н.Н.Семёнов

Комиссией под руководством директора Котлотурбинного института Н.Г. Никитина, в которую входили видные ученые, опытные инженеры и директора

Слайд 7С 1 октября рабочие и инженерно-технические работники стали получать по 400

г хлеба в сутки, все остальные по 200 г.
С 1 октября рабочие и инженерно-технические работники стали получать по 400 г хлеба в сутки, все остальные

Слайд 8В городе имелись некоторые запасы красок, изготовленных на растительных маслах. Без

краски можно было обойтись, а вот если бы удалось извлечь масло, это послужило бы определенным подспорьем для людей. Наши физики и химики довольно быстро нашли способ превращения красок в пищу. В городе начали работать установки, извлекавшие из этого неожиданного «сырья» съедобное масло.
Котлеты из папье-маше. Переплеты некоторых книг были из папье-маше — это спрессованная бумага толщиной 3-4 миллиметра. Из этих обложек делали котлеты. Из них также варили суп.
Суп из кожаных ремней. В блокаду из хомутов и кожаных ремней готовили 22 (!) блюда. Например, суп: выварить кожу в большой кастрюле до получения желтовато-мутного раствора, добавить лавровый лист, перец, хлебные крошки или сухари (если еще оставались).
Еще из ремней делали котлеты: кожу перекручивали через мясорубку и обжаривали с добавлением жмыха или столярного клея.
Самый простой способ приготовления жмыха— распарить в кастрюле. Получалось что-то похожее на кашу.
Жители города доедали сладкую жирную землю, которую подбирали у сгоревших в сентябре Бадаевских складов — во время пожара она пропиталась тоннами топленого рафинада, шоколада и масла. Также готовили суп из обоев и печенье из горчичного порошка.
В городе имелись некоторые запасы красок, изготовленных на растительных маслах. Без краски можно было обойтись, а вот

Слайд 9Блокированный Ленинград фактически оказался островом, отрезанным от Большой земли. И этот

остров организовал собственную оборону на суше, на воде и в воздухе. Защита города от авиации противника кроме основных средств ПВО обеспечивалась сотнями привязных аэростатов заграждения. Заполненные водородом аэростаты заграждения поднимались
на высоту 3000–4500 м тросовоминную завесу. Поэтому фашистская бомбардировочная авиация вынуждена была совершать налеты на город с высоты более поднятых
аэростатов, т. е. с высоты 5–7 км и при этом сокращать массу бомбового груза.
Подъем каждого аэростата производился с поста,
его готовил расчет 12 красноармейцев под командой
сержанта. Каждый полк имел в среднем около
100 боеготовных постов, защищая территорию
около 100 кв. м.


Аэростаты заграждения

Блокированный Ленинград фактически оказался островом, отрезанным от Большой земли. И этот остров организовал собственную оборону на суше,

Слайд 10ещё несовершенны, но все же только они одни и могли «увидеть»

самолеты, летевшие
бомбить Ленинград, ведь фронт проходил у стен города, а радиолокаторы засекали самолеты еще за десятки километров от передовой.
Для радиолокации потребовалась специальные высококачественные кабели. Образец коаксиального высококачественного кабеля раздобыли на трофейной подводной лодке. Изготовить сложное изделие поручили заводу «Севкабель». Кабель на эскапоне,
сделанный ценой многих трудов и мук в зимнем, блокированном Ленинграде, получился по всем данным не хуже, чем трофейный кабель на стирофлексе. Трудная задача была решена.

Уже в начале вражеской блокады на Ленинградском фронте имелись радиолокационные установки.
Не многим известно, что первый в мирерадиолокатор создал в 1934 году в ленинградском Физтехе выдающийся ученый Д.А. Рожанский.
В самом начале войны радиолокационные установки были

Радиолокация

ещё несовершенны, но все же только они одни и могли «увидеть» самолеты, летевшие бомбить Ленинград, ведь фронт

Слайд 11При этом магнитное поле корабля может быть скомпенсировано магнитным полем тока

в такой степени, что прохождение корабля над миной не будет вызывать срабатывания взрывателя, имеющего ограниченную чувствительность. Для уменьшения магнитного поля петлю из специального кабеля пускали по периметру корабля, а по кабелю пускали ток, который создает искусственное магнитное поле, направленное против основного поля.
Общее магнитное поле корабля уменьшилось и вражеские магнитные мины не «реагировали» на ослабленное магнитное поле кораблей.

Принцип размагничивания кораблей.

Идея, положенная в основу работ по защите кораблей от неконтактных мин, состояла в размагничивании кораблей.
Предполагалось, что это можно сделать путём компенсации магнитного поля корабля с помощью закреплённых на нём специальных обмоток, через которые пропускался постоянный ток.

При этом магнитное поле корабля может быть скомпенсировано магнитным полем тока в такой степени, что прохождение корабля

Слайд 12С началом войны на флотах были созданы службы размагничивания. Научные сотрудники

размагничивали корабли в боевых условиях, разбирали магнитные системы вражеских мин, давали инструкции по их обезвреживанию, конструировали траловые устройства для вылавливания мин в море. В 1942 г. шесть сотрудников ЛФТИ за разработку «системы ЛФТИ» были удостоены Сталинской премии1 степени:
А. П. Александров, И. В. Курчатов, Б. А. Гаев,
В. М. Тучкевич, В. Р. Регель и П. Г. Степанов
С началом войны на флотах были созданы службы размагничивания. Научные сотрудники размагничивали корабли в боевых условиях, разбирали

Слайд 13Павел Павлович Кобеко
Очень острой на протяжении всей войны была проблема

борьбы с немецкими танками. Наиболее эффективными средствами их уничтожения - пушки, танки, авиация, ружья. Но этих средств не хватало. Поэтому часто использовалась самовоспламеняющаяся жидкость, залитая в бутылки. Рецепты ее производства были разработаны рядом лабораторий химических предприятий и институтов. Испытаниям были подвергнуты десятки образцов горючей смеси, и только после этого началось ее промышленное производство.
Павел Павлович Кобеко тут же составил простую и эффективную зажигательную смесь, которую могли выпускать в городе из наличных материалов. Потребовались и минометы, способные стрелять новыми снарядами. Их тоже изготовили в Ленинграде. К трофейным баллонам приделали стабилизаторы, и мины были готовы.
Первое их испытание проходило на артиллерийском полигоне. Следующая стрельба была уже боевой. Шквал огня обрушился на головы гитлеровцев. В расположении врага возникли сильные пожары.
Павел Павлович Кобеко Очень острой на протяжении всей войны была проблема борьбы с немецкими танками. Наиболее эффективными

Слайд 14Изучением движения по льду Ладоги по заданию Ленинградского правительства занялся Физикотехнический

институт АН СССР .
Общую стратегию ледовых исследований наметил академик Абрам Федорович Иоффе. Им же была создана экспериментальная группа в составе: П. П. Кобеко (научный руководитель), Н.И. Шишкин, Ф.И. Марей, П. Филиппов, Н.М. Рейнов .
Н. М. Рейнов сконструировал автоматическую установку, которая регистрировала механические колебания ледяного покрова. Ученые создали специальный прибор – прогибограф (он изучал прогибание льда под тяжестью машин). Он был способен регистрировать колебания льда продолжительностью от 0,1 с до суток. После проведённых экспериментов сделали выводы: наиболее опасной скоростью движения для автомобиля по льду Ладожского озера являлась скорость 35 км/ч. В этих условиях и проходили аварии. По возможности не нужно везти машины колоннами, не делать обгонов на льду. Если автомобили движутся по параллельным путям, то расстояние между ними должно быть более нескольких метров. Затем началась подготовка прорыва блокады. Для поддержки операции нужны были танки. Их решили перебросить по льду Ладожского озера и через Неву. И вновь военные обратились за помощью к физикам. Для танков были разработаны иные рекомендации. И опять же расчёты были верны. Были рассчитаны динамические нагрузки на лёд. Установлено, при каких условиях танки смогут пройти по Неве. 

Дорога жизни

Изучением движения по льду Ладоги по заданию Ленинградского правительства занялся Физикотехнический институт АН СССР . Общую стратегию

Слайд 15Осенью 1941 года многие ленинградцы носили небольшие значки, фосфоресцирующие в темноте

как светлячки. Они помогали людям ориентироваться на темных улицах. Производство светящихся составов во время блокады организовал в Радиевом институте известный физик профессор А.Б Вериго. Чтобы постоянно выпускать светящиеся составы в должном количестве, нужен был определенный запас солей радия. В городе таких запасов не сохранилось. Сотрудники института стали добывать радий с поверхности стен, с полов и потолков тех комнат, где раньше применяли радий для научных исследований, пустили в дело отходы. И они обеспечили светосоставами фронт.

«Светлячки»

А.Б Вериго.

Осенью 1941 года многие ленинградцы носили небольшие значки, фосфоресцирующие в темноте как светлячки. Они помогали людям ориентироваться

Слайд 16Смерть шла по городу. Зимой в Ленинграде впервые начали искать пропитания

у дикой природы. Как источник аскорбиновой кислоты выбрали хвою. Было решено организовать группу, в которую вошли бы химики, биохимики, инженеры. Руководителем группы назначили А.Д. Беззубова и поручили в самый короткий срок разработать технологию производства витаминного препарата на основе хвои в промышленных и в домашних условиях. 18 ноября 1941 года вышло решение Ленгорисполкома “О мероприятиях по предупреждению авитаминозов”. Теперь у Ленгорплодовощ должен был поставлять ежедневно по 30 тонн хвои на ликероводочный, витаминный заводы и другие предприятия. Эти предприятия начиная с 27 ноября 1941 года обязаны были каждый день вырабатывать более двух миллионов человеко-доз хвойного настоя. По официальным медицинским рекомендациям того времени человеку требовалось в день 20 мг аскорбиновой кислоты, что и было одной дозой. На фабрике Урицкого сумели наладить производство аскорбиновой кислоты, необходимой для борьбы с болезнями, порожденными блокадой. Ведь тогдашний паек совершенно не содержал витаминов, даже в больницах и госпиталях больные и раненые получали с пищей лишь ничтожную часть того количества витаминов, которое нужно для нормальной жизнедеятельности. Большое распространение получил хвойный напиток – настой на сосновых иголках. Когда стали употреблять ее регулярно количество заболевших цингой заметно сократилось. 

Аскорбинка и хвойный напиток

А.Д. Беззубов

Смерть шла по городу. Зимой в Ленинграде впервые начали искать пропитания у дикой природы. Как источник аскорбиновой

Слайд 17Сотрудники Института морского флота придумали простой прибор, которому дали название карманный

перископ. Прибор состоял из двух маленьких зеркал (40 Х 40 миллиметров), заделанных в раздвижное приспособление. В сложенном виде он умещался в кармане гимнастерки, а раздвинуть его можно было на треть метра. Перископ позволял бойцам вести постоянное наблюдение за противником, видеть все, что делается в поле, не поднимая головы из окопа, и, таким образом, застраховать себя от снайперских пуль противника. Производство карманных перископов было организовано в блокадном Ленинграде. 

Карманный перископ

Сотрудники Института морского флота придумали простой прибор, которому дали название карманный перископ. Прибор состоял из двух маленьких

Слайд 18Водород - самый распространенный элемент во Вселенной,
однако в чистом виде

на Земле он практически не
встречается. Чтобы получить водород в чистом виде,
водяной пар пропускали через раскаленное железо.
Способ был неэкономичным, требовал большого
расхода топлива.
Первое рационализаторское предложение Бориса Шелища
в момент топливного кризиса заключалось в
переоборудовании подъемных механизмов, установленных
на «полуторках», то есть бензиновые лебедки с машин
снять, а на их место поставить электрические от лифтов из
ближайших домов. Пока шла подготовка к
переоборудованию, не стало и электричества.
Вторая гениальная идея лейтенанта Шелища – использовать
отслужившие огнетушители в качестве самой главной детали
водородного двигателя – гидрозатвора, страхующего всю систему от взрыва.
Шланг от аэростатной оболочки засовывался во всасывающую трубу двигателя. Генералы приказали за 10 дней перевести все аэростатные лебедки на новый вид топлива. Все аэростаты выбирать стали на новом топливе, на водороде. Лучше работали, чем на бензине. Это был первый и до сих пор единственный в мировой практике случай массового применения водорода в автомобильных двигателях.

 «Водородный лейтенант»

Борис Шелищ

Водород - самый распространенный элемент во Вселенной, однако в чистом виде на Земле он практически не встречается.

Слайд 19Стояли необычайно злые морозы, многие бойцы обмораживались и выходили из строя.

Тогда коллективными усилиями учёных была сотворена знаменитая грелка. В 1940 году в СССР был разработан обогревательный пояс - обтянутый кожей медный резервуар, который крепился на брючном ремне. В резервуар засыпали 200 г. реакционной смеси - алюминиевого порошка хлористой меди, взятых в стехиометрическом соотношении. Воду в количестве мл. добавляли в резервуар из баллончика, находящегося в нагрудном кармане. Подачу воды регулировало несложное тепловое реле. Пояс мог согревать в течение 8 часов. Эта химическая грелка была новой не только по форме, но и по содержанию: впервые было использовано тепло, возникающее при вытеснении одного металла другим - более электроотрицательным. В Ленинграде, в блокадную зиму 1942 года, использовали грелки, заполненные смесью хлористой меди и железных стружек. От одной заправки водой такие грелки работали часов. 
Промышленность в короткий срок освоила её выпуск. Среди членов комиссии по оборонным предложениям были многие выдающиеся учёные - А. Ф. Иоффе, М. А. Шателен, Н. Н. Миролюбов, А. А. Петров и др.

Каталитическая грелка

А.Ф. Иоффе

М.А. Шателен

Стояли необычайно злые морозы, многие бойцы обмораживались и выходили из строя. Тогда коллективными усилиями учёных была сотворена

Слайд 20В городе не хватало не только металла, но и тротила, который

нужен был для производства в городе.
Группа ученых под руководством профессора А.Н. Кузнецова заменила тротил аммониевой селитрой, смешанной с кремнеалюминиевым компонентом. Сплав “П” под названием синал стал основным видом блокадной взрывчатки. Им заряжались снаряды, ручные гранаты и мины. Производство синала в короткое время было организовано на Невском химкомбинате.

профессор А.Н. Кузнецов

В городе не хватало не только металла, но и тротила, который нужен был для производства в городе.Группа

Слайд 21Откуда же все-таки брались снаряды, мины, авиабомбы в то время, когда

Ленинград их не мог получить из глубины страны? Они делались из материалов, которые раньше совершенно не предназначались для такой цели. Целлюлоза, шедшая для производства бумаги, стала использоваться для изготовления пищевых дрожжей и как добавка к хлебу. Нафталин, служивший раньше убивать моль, во время блокады стал исходным материалом для производства взрывчатки. Со дна рек, которыми так богат Ленинград, начали доставать топливо. По предложению учёных, сконструировавших специальные механизмы, из-под воды доставали утонувшие когда-то брёвна. В городе не было кокса. Учёные нашли способ плавить металл для снарядов и мин на термически обработанном антраците и торфе. Горючее для боевых самолётов извлекали из низкосортного топлива
Это все позволило в сентябре 1941 г. значительно увеличить производство боеприпасов. Производство боеприпасов во втором полугодии 1941 г. по сравнению с первым возросло в 10 раз.
Откуда же все-таки брались снаряды, мины, авиабомбы в то время, когда Ленинград их не мог получить из

Слайд 23Снятие блокады

Снятие блокады

Слайд 24За годы блокады погибло, по разным данным, от 300 тысяч до

1,5 миллиона человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода.
В январе 1944 г. население Ленинграда составляло 560 тыс., а к сентябрю 1945 г. достигло 1 млн. 240 тыс. человек. Когда была прорвана блокада Ленинграда и иностранные журналисты получили возможность попасть в город на Неве, они спросили первых встретившихся им ленинградцев: «Не рассказывайте нам, что вы тут пережили, - это мы знаем. Расскажите, как вы это выдержали?»
Как выдержали? Кто из этих изможденных, больных, до предела измученных, девятьсот дней смотревших в глаза смерти людей, мог сразу ответить на этот вопрос? Что помогло им, простым людям, пережить самое трудное, выпадающее на долю человека? Конечно воля к жизни, конечно, любовь к Родине, конечно, уверенность в победе и, может быть немножко – воспоминание о ленинградских чудесных белых ночах.
Война закончилась. Огромный вклад в эту Победу внесли ученые-физики, которые своими изобретениями и открытиями помогали солдатам защищать Родину.

Заключение

За годы блокады погибло, по разным данным, от 300 тысяч до 1,5 миллиона человек. Так, на Нюрнбергском

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть