Слайд 1Как помочь ребенку в выборе ПРОФЕССИИ?
Древняя мудрость гласит: «Выбирая поле для
посева или место для дома или пастбище для скота, думай о том, как это твое решение отразится на пятом колене твоего потомства».
Слайд 2ВЫБОР ПРОФЕССИИ
– Каждый человек хочет быть успешным.
– Чтобы добиться успеха, нужны
силы.
– Силы берутся из любви к работе, интереса к работе.
– Люди хотят творить, они хотят быть признанными и нужными. Однако у каждого для этого свой инструмент и своя манера. Эта манера и этот инструмент и составляет суть профессии и неповторимый «почерк человека».
– Человека с неповторимым его «почерком» заменить нельзя, невозможно.
– Любимая работа дает человеку удовольствие от жизни и уверенность в себе, спасает от горя, тоски, бедности и предательства друга.
– Любимая работа не предает, она способна сделать вас нужным, богатым и известным.
– Чем большему мы научились, и чем больше мы понимаем в своей профессии, тем крепче наша позиция в жизни, и ни один человек не сумеет нас этого лишить.
Слайд 3ВЫБОР ПРОФЕССИИ
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться ребятами уже
в 14-15 лет. Согласно ежегодно проводимым исследованиям лишь 10-15% обучающихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе; их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо».
Выбор будущей профессии – это первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники. И от того, как решит подросток эту проблему, зависит его благополучие и комфорт как в эмоциональном, так и в личностном планах.
Слайд 4Почему же для сегодняшних молодых людей выбор профессии – это проблема?
Причин
несколько:
1. Очень сильно расширился список профессий: исчезли многие «старые» (знакомые по рассказам родителей, бабушек и дедушек), появилось очень много «новых» (незнакомых старшему поколению, имеющих иностранное наименование и др.).
2. Сегодняшние подрастающие дети не имеют возможности ознакомиться с особенностями профессиональной деятельности своих родителей, бабушек и дедушек.
3. На сегодняшний день исчезли все кружки по интересам: радиотехнический; юных фотографов, журналистов; конструкторский и другие. Подросток не может попробовать себя во всех или нескольких сферах жизнедеятельности, поэтому у него просто нет знаний о том, что ему нравится делать, а что нет. Более или менее понятной остается только сфера деятельности родителей. А этого очень мало для того чтобы сделать осознанный выбор.
Слайд 5Какие факторы необходимо учесть при выборе профессии?
1. Знание способностей
и интересов старшеклассника.
Родители закладывают фундамент для выбора профессии и интуитивно начинают профориентацию, основываясь на уникальном наборе характеристик ребенка, состоящих из задатков и качеств характера.
Слайд 6Какие факторы необходимо учесть при выборе профессии?
2. Поддержка, собственный пример, или
пример другого члена семьи.
Каждая семья обладает уникальным набором ресурсов и по-своему подходит к решению вопроса профориентации детей. Не последнюю роль в выборе профессии и развитии способностей играет наследственность.
Слайд 7Какие факторы необходимо учесть при выборе профессии?
3. Понимание того, что в
мире есть профессия для каждого.
Задача иногда усложняется тем, что способности ребенка не являются ярко выраженными, а его амбиции и стремления или амбиции родителей все равно толкают к выбору не соответствующей профессии. Или, наоборот, ребенок щедро одарен самыми разнообразными способностями. И выбор затруднен именно потому, что трудно отдать предпочтение одной способности в ущерб другой.
Среди 40 000 современных профессий явно найдется одна, которая соответствует способностям, амбициям ребенка и семьи, с одной стороны, и будет востребованной на рынке труда, с другой стороны.
Слайд 8Какие факторы необходимо учесть при выборе профессии?
4. Жизненный опыт в решении
комплексных вопросов.
Необходимо учесть также, что со временем профессиональные планы будут неизбежно пересекаться с другими событиями жизни: основанием семьи, рождением детей, строительством собственного дома. И именно успех в профессиональной деятельности является залогом и условием реализации других жизненных планов.
Слайд 9Какие факторы необходимо учесть при выборе профессии?
5. Финансовый план.
Дети могут желать учиться в престижных учебных заведениях, родители же точно знают можно ли позволить себе такую роскошь. Только взрослые могут оценить, не нанесет ли это ущерба семье в целом и если да, то только они могут решить, идти или нет на такие жертвы. Опираясь на свой опыт, взрослые могут прогнозировать сроки возврата инвестиций в образование в виде заработной платы молодого специалиста.
Слайд 10Какие факторы необходимо учесть при выборе профессии?
6. Рынок труда.
Это знание рынка труда, уровня заработных плат, возможностей для профессионального и карьерного роста, востребованность специалистов на рынке труда.
Слайд 11Какие факторы необходимо учесть при выборе профессии?
7. Выбор учебного заведения
Соберите информацию о всех учебных заведениях, где можно получить требуемую профессию. Изучите условия поступления, стоимость обучения. Изучите отзывы о качестве обучения в интересующих вас учебных заведениях, а также отзывы выпускников и, главное, отзывы работодателей.
Не секрет, что у нас есть ВУЗы, которые дают знания и ВУЗы (хотя их даже называть так не стоит), которые дают «корочки». Работодатели крепко усвоили разницу между теми и другими.
Слайд 12 Все эти действия, выполненные совместно с выпускником, приведут к
результативному принятию решения. А само решение станет основанием для успешной профессиональной деятельности, реализации жизненных планов и материального благополучия.
Желаем успехов!
Слайд 13Помните!
- Влачить мешок с нелюбимым делом – не по силам никому.
Даже если этому делу отданы годы, деньги, надежды родителей.
- Профессию надо выбирать не только головой, а всем существом.
- Не стоит смеяться над выбором вашего ребенка. Искренний этот выбор дает силы к достижению, а значит, принесет ему счастье, деньги и славу.
- Энергия достижения иссякает, если идея достижения принадлежит другому человеку.
- В чем нет услады – в том и толку нет. Профессия должна доставлять удовольствие телу, глазам, ушам, пальцам, должен нравиться запах работы.
- Ведите наблюдения: за что хвалят ребенка в школе, в детском саду, за что его ругают (то, за что его ругают, это тоже может быть частью дарования), что у него получается легче всего, чем ему хочется все время заниматься, о чем он любит говорить, о чем спрашивает часто.
- Советуйтесь с профессионалом( www.profguide.ru).