Слайд 1Дисграфия –
что это?
Подготовила:
Учитель-логопед
МАОУ «Лицей №15»
Рамазанова Г.А.
Слайд 2
Дисграфия — это частичное специфическое нарушение письма, при котором проявляются стойкие
повторяющиеся ошибки.
Слайд 3Проявления дисграфии:
недописывание элементов букв,
добавление ненужных элементов
пропуск элементов, в частности при соединении
букв, у которых есть схожий элемент;
зеркальное написание букв
Слитное написание двух и более слов
Раздельное написание слов
Несоблюдение границ предложений
Слайд 4Причины нарушения письма:
Неправильное произношение звуков
Недостаточность слуховых дефференцировок
Нарушение языкового анализа и синтеза
Недоразвитие
грамматического строя речи
Несформированность зрительно-пространственных функций
Слайд 6Упражнения на развитие слуховых дифференцировок
Умение различать на слух гласные и согласные
звуки
Умение различать звонкие/глухие, твердые/мягкие согласные
Подбирать слова на заданный звук
Сравнивать слова с похожими звуками
Строить звуковые схемы слогов, слов
Игра со словами –паронимами
Игра «Шифровки»
Игра «подбери нужный слог»
Слайд 8Упражнения на развитие языкового анализа и синтеза
1.Отхлопать или отстучать слово по
слогам и назвать их количество.
2. Называть слоги по порядку.
3. Составить слово из слогов по порядку, из слогов, данных в беспорядке.
Игра «Магнитофон»
Игра «Собери в корзину»
4. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки: кош__, ули__, лод__,
5. Найти в предложении слова с определённым количеством слогов.
6. Назвать первый, последний звук в слове.
7. Составить слово по первым звукам.
8. Назвать все звуки в слове по порядку.
9. Собрать слово из букв (звуков)
Игра «Шифровки»
Запись слога, слова, предложения, текста по клеточкам.
Слайд 10Упражнения для развития грамматического строя речи:
Игра «Один-много»
-стол-столы, книга-книги, дерево-деревья…
2. Игра «Назови
ласково»
-платье-платьеце, книга-книжечка, пень-пенёк, пенёчек…
3. Игра «Что из чего?»
Стол из дерева – деревянный, ложка из алюминия – алюминиевая…
4. Игра «Упрямый ослик»
-высоко-низко, больной-здоровый, подниматься-спускаться…
5. Игра «Чей хвост? Чья голова? Чьи лапы?»
-у лисы- хвост лисий, голова лисья, лапы лисьи…
6. Игра «Скажи правильно»
-белка, прыгать, с ветка, на, ветка.
7. Игра «Собери предложение»
-спит, кошка, окошке, на.
Важно! При произнесении слов четко проговаривать окончания!
Слайд 12Упражнения на развитие зрительно-пространственных ориентировок:
Уметь определять правую/левую руку
Находить на листе правый
верхний/левый нижний угол, центр
Находить на листе в линейку (в тексте) верхнюю, нижнюю строку.
Игра «Лабиринт», «Найди дорожку»
Игра «Угадай букву»
Игра «Допиши букву»
Игра «Найди правильную букву»
Слайд 13Правила выполнения домашних работ :
1. Если ребенку задали на дом прочитать
текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.
Слайд 14 Важное значение имеет уровень развития мелкой моторики, и , как следствие,
возможность точного, правильного отображения графических элементов букв и их соединений.
С этой целью необходимо ежедневно отрабатывать навык написания букв и слогов до полной автоматизации.
Внимание! Прописывание букв и слогов подразумевает соблюдение последовательности, направления и соразмерности всех элементов.
Слайд 15 Во время письма проговаривать слова вслух.
Прочитайте всё предложение.
Посчитайте количество слов в предложении.
Определите наличие предлогов.
Акцентируйте внимание на том, что они пишутся отдельно от слов. Обязательно вспомните, как оформляется предложение (заглавная буква в начале предложения и точка в конце предложения).
Диктовать себе можно только две буквы.
Ставим точки под гласными буквами (профилактика пропуска гласных), делим слова на слоги, ставим ударение.
Выделяем орфограммы.
Слайд 16Особое внимание:
Ребенок-левша;
Раньше был левшой, но переучили и теперь он пишет правой
рукой;
Двуязычная семья;
Ребенок раньше занимался с логопедом;
У ребенка имеются проблемы с памятью и вниманием;
Ребенок рано пошел в школу;