Слайд 1
Логопедическое занятие
по устранению акустической дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания
у обучающихся 1-го класса на тему:
«Дифференциация звуков и букв «Б» и «П» в слогах, словах и предложениях»
Учитель-логопед МБОУ «СОШ№2» г. Мегион
Уразаева Рита Нажавовна
2013-2014 уч.г.
Слайд 2Цели:
1. Коррекционно-образовательные:
различение звуков [б – п] на слух и
в произношении в слогах, словах и предложениях; уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными; закрепление навыков звуко-слогового анализа и синтеза; профилактика буквенных замен.
2.Коррекционно-развивающие:
развитие координации речи с движением; развитие внимания, памяти, воображения и мышления; развитие мелкой моторики; развитие фонематического восприятия.
3.Коррекционно-воспитательные:
воспитание нравственно-этических чувств.
Слайд 3Оборудование:
домики (Б-П), буквы-поделки , индивидуальные зеркала; слоговые таблицы, картинный материал
для звуко-буквенного анализа,касса букв и слогов, фишки-символы для обозначения звуков П, Б (синяя – звук П, синяя с колокольчиком – звук Б), лист со спрятанными буквами П и Б, фотографии продуктов (баранки, булки, бублики, буханки, пирожки, батоны, плюшки, бисквит, печенье, бутерброды, пряники, конфеты, вафли, торт), предметные картинки (бусы, кепка, бант, панама, пушка, рубашка), карточки со словами для чтения, со слогами для чтения, карточки со схемами предложений, карточки с картинками для составления слова «Буратино» по первым звукам слов, коробка-посылка, письмо от Буратино, картонные сумочки (для игры в «Магазин», карточки для чтения слов с пропущенной буквой.
Слайд 4Тип занятия: комбинированный
(одновременное решение дидактических и коррекционных задач)
Этапы занятия:
Оргмомент- психогимнастика,
речевая разминка
Собщение темы занятия.
Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
Произношениие и дифференциация изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях.
Произношениие и дифференциация изучаемых звуков в словах.
Физминутка.
Работа над предложением.
Итог логопедического занятия.
Основные формы работы
Индивидуальная, групповая.
Основные методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, работа по алгоритму.
Слайд 5Психогимнастика.
-Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и
улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.
Слайд 6Игра: «Запомни и повтори».
Назовите звуки, которые встречаются чаще других.
Белые бараны
били в
барабаны
У Полюшки — подушка,
у Павлушки — плюшка.
Слайд 7Введение в тему занятия.
- Сегодня мы будем учиться различать звуки П
и Б.
-Губки мы смыкаем, звук П без голоса называем (дети смыкают губки и разжимают их по подражанию без голоса, с подачей воздушной струи)
-Губки снова мы смыкаем, звук Б с голосом называем (выполняют по подражанию).
- Какую разницу вы почувствовали при произнесении звуков П – Б?
- При произнесении звука П не работает голосовой моторчик, а на звук Б — работает.
Слайд 9Буква Б в берете с козырьком и барабаном.
Выглядывает в окно и
барабанит.
Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали. —
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди да подтянись.
Слайд 11Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков П,Б в слогах
Игра «Внимательные ушки».
- Назовите,
сколько звуков вы услышали. Какой был первый звук, второй звук? ПА, АП, БЫ, ПО, УП, БО
Игра «Звуковые дорожки». Слушаем, запоминаем, повторяем:
ПУ – ПЫ – ПО БО – ПА – БУ ПА – ПЫ – БА – БЫ
БА – БО – БУ ПУ – БУ – ПО БО – ПА – ПО – БА
Слайд 12Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков П, Б в словахх.
Игра «Запомни,
повтори». Запомните и повторите слово со звуком Б.
Бочка – почка, патрон – батон, набор – напор.
Запомните и повторите слово со звуком П.
Балка – палка, пашня – башня, запор – забор.
Слайд 13Звуковой анализ слов со звуками Б – П
(определение местоположения звука
в слове).
- Ребята, вы любите выбирать подарки? Мы сегодня отправимся в магазин за покупками.
Что хотите выбирайте,
Но товары покупайте
Лишь со звуком Б в названии,
Лишь со звуком П в названии.
-Мы со звуком П играем, слово к слову подбираем.
Назвать свои покупки, но лишь те, где звук звучит в начале слова (середине, конце).
Мы со звуком Б играем, слово к слову подбираем.
Назвать свои покупки, но лишь те, где звук звучит в начале слова (середине).
Слайд 14Выделение слов со звуками Б — П
из стихотворного текста.
У
Мальвины есть баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки
И плетенки, и ватрушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем».
Слайд 17Слоговой анализ слов.
Закрепление понятия о слогообразующей гласной.
Слайд 18Назовите гласные в слове БАНТ- определите количество слогов.
Слайд 20БУРАТИНО.
Буратино потянулся.
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не
нашел.
А чтоб ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Слайд 21Закрепление оптических представлений о буквах П, Б.
Игра «Найди спрятанные буквы»
-Найдите в
ГОРОДКЕ БУКВ букву, которая соответствует звуку П, звуку Б (дети находят буквы и закрепляют их на доске над фишками-символами звуков)
- Буратино прислал нам лист, на котором спрятались буквы Б и П. Найдите их и обведите красным маркером.
Слайд 24Предупреждение нарушений письма и чтения.
(упражнения в чтении слогов и слов с
буквами П и Б, в нахождении пропущенной буквы в слове.)
БО
БО
ОП
УП
БО
ПУ
СПО
УПС
БУКЕТ
КУБИКИ
ПАНАМА
ПАКЕТ
Слайд 25Прочитайте слово на своей карточке, вставив пропущенную букву П или Б.
Что получилось? Какую букву вставили?
Хо…от, ка…ан, …усы, ком…ас, су… , ка…уста, …атон, зу…ы, из…а, …астух, …осуда,
са…оги.
Слайд 26Перед вами схема предложения.
Составьте предложения к схеме (используйте слова со звуками
П и Б).
Сколько слов в твоем предложении? Назови слова со звуками П, Б..
Слайд 27Наше занятие подошло к концу. Предлагаю отправить посылку Буратино и его
друзьям. В посылку положим рисунки новогодних игрушек, которыми Буратино, Мальвина и Пьеро могли бы украсить новогоднюю ёлку. В названиях игрушек должны звучать звуки П и Б.