Слайд 1Дифференциация и индивидуализация обучения как средство эффективности развития потенциала школьника
(январь 2015г.)
Слайд 2Обращение к учителю
Лучший способ загубить новшество – схватиться за все сразу.
Каждый новый прием, новую технологию необходимо отрабатывать до автоматизма.
Приемы педагогической техники – каждодневный инструмент учителя.
Слайд 3Дифференциация обучения -
это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности
и проблемы путем их организации в однородные группы.
Слайд 4Индивидуализация обучения -
это взаимодействие учителя с группой учащихся по индивидуальной
модели с учетом их личностных особенностей, способностей.
Слайд 5Содержательная основа уровней дифференциации – наличие нескольких вариантов программ учебной дисциплины,
отличающихся глубиной и объемом материала.
Слайд 6Значение данной дифференциации состоит в том, что педагог хорошо знает:
учебные возможности
ученика;
его личные качества, которые играют огромную роль в усвоении учебного материала;
опирается на обратную связь с учеником на каждом уроке.
Слайд 7Положительные стороны дифференциации:
исключение уравниловки и усреднения детей;
повышения уровня мотивации учения в
группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений;
объединение детей в группы равных по способностям учащихся для облегчения учения и усвоения предметного материала;
создание щадящих условий для слабых учащихся.
Слайд 8Учитель получает возможность:
помогать слабому ученику, уделять больше внимания сильному (в обычном
режиме – наоборот);
не снижать общий уровень преподавания;
эффективно работать с учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
создать оптимальные условия для более сильных учащихся;
изменить «Я – концепцию» ребенка: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех.
Слайд 9Виды дифференциации:
региональная – по типу школ (общеобразовательная, гимназия, лицей, колледж, комплекс);
внутришкольная
(уровни, профили, отделения, уклоны, потоки);
в параллели (группы и классы различного уровня);
межклассная (факультативные, сводные, разновозрастные группы);
внутриклассная (внутрипредметные группы в составе класса)
Слайд 10Хорошо организованная дифференциация невозможна без хорошо организованной обратной связи на уроке.
Обратная
связь может быть:
внешней (ученик - учитель; учитель – ученик);
внутренней (ученик – ученик).
Слайд 11Основные принципы обратной связи:
- свободы выбора (ученику предоставляется свобода выбора);
- открытости
(не только давать знания, но и сталкиваться с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
- деятельности (ученик должен уметь использовать свои знания);
- идеальности (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
- обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Слайд 13«Светофор» 5 – 8 классы
При опросе ученики поднимают «светофор» красной или
зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу (пассивность невозможна; учащийся вынужден каждый раз явно для себя и для учителя зафиксировать, т.е. оценить свои знания).
Слайд 14«Опрос по цепочке» 5 – 9 классы
Рассказ одного ученика прерывается в
любом месте и передается другому жестом учителя, и так несколько раз до завершения ответа (применим в случае, когда предполагается развернутый, логически связный ответ).
Слайд 15«Тихий опрос» 5 – 9 классы
Беседа с одним или несколькими учениками
происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом (хорошо применяется к учащимся, пропустившим занятия во время изучения новой темы).
Слайд 16«Программируемый опрос» 7 – 11 классы
Ученик выбирает один верный ответ из
нескольких предложенных (редко используется в устном опросе; хороший шанс получить столкновение мнений, где непонимание перейдет в понимание).
Слайд 17«Магнитофонный опрос» 5 – 10 классы, иностр.яз.
Ответ ученика записывается на
магнитофон, чтобы потом он сам мог себя послушать (порой необходимо послушать себя со стороны: сообразительный, знающий ученик отвечает иногда сумбурно, ответы логически плохо выстроены).
Слайд 18«Взаимоопрос» 5 – 10 классы
Ученики опрашивают друг друга по базовым листам
(разновидность: ученик –эксперт, сильный – слабый, слабый – сильный)
Слайд 19«Показательный ответ» 5 – 9 классы
Один ученик отвечает у доски, остальные
слушают (применяется традиционно. И все-таки такой прием необходимо использовать, чтобы формировать у остальных учащихся образ ответа, к котрому нужно стремиться).
Слайд 20«Защитный лист» 5 – 11 классы
Перед каждым уроком, всегда в одном
месте лежит «Лист защиты», куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Учитель, анализируя эти листы, держит ситуацию под полным контролем.
Слайд 21«Отсроченная реакция» 5 – 6 классы
Учитель приучает детей к некоторой паузе
между заданным творческим вопросом и ответом ученика (никаких выкриков с места; вопрос – пауза 30 сек. – ответ)
Слайд 22«Щадящий опрос» 5 – 8 классы
Учитель проводит тренировочный опрос, при этом
сам учеников не выслушивает, позволяя ученикам задать 10 вопросов, друг другу, готовясь к настоящему ответу учителю.
Слайд 23«Идеальный опрос»
7 – 9 классы
Ученик сам оценивает степень своей подготовки
и сообщает об этом учителю
Слайд 25Фактологический диктант
Диктант проводится по базовым вопросам (5 – 7 вопросов на
вариант), на партах только чистый лист и ручка. Среди вопросов 1-2 на повторение из предыдущих базовых листов. Работа ведется на высоком темпе: здесь нет необходимости в размышлении, должна работать память.
Слайд 26Выборочный контроль
Проверка работ учеников выборочно. Можно проверить те, которые сочтет нужным
учитель или отобранные случайно.
Слайд 27Тренировочная контрольная работа
Учитель проводит контрольную работу как обычно, но отметки в
журнал идут только по желанию учеников. Возможны и другие послабления: использование справочников, словарей…
Слайд 28Блиц - контрольная
Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения
простых учебных навыков, которыми должны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы. Проверка производится сразу – диктуются верные ответы, вывешиваются верные ответы…
Слайд 29Релейная контрольная работа
Контрольная проводится по текстам ранее решенных задач.
Слайд 31Своя опора
Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу.
Слайд 32Повторяем с контролем
Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке
материалу (отвечают и ученики, и учитель).
Слайд 33Повторяем с расширением
Ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.
Слайд 34Свои примеры
Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу (сочинение своих задач,
выдвижение своих идей по применению изученного материала).
Слайд 35Обсуждаем домашнее задание
Учитель вместе с учениками обсуждает каким должно быть домашнее
задание, чтобы новый материал был достаточно закреплен (прием особенно хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания, которые обычно задает учитель, достаточно разнообразны).
Слайд 36Пересечение тем
Ученики подбирают (придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, волпросы, связывающий
последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем (прием позволяет каждый раз посмотреть на свои знания немного под другим углом зрения).
Слайд 37Виды домашних заданий в условиях дифференциации
Слайд 38Три уровня домашних заданий
Обязательный минимум (по силам любому ученику).
Тренировочный (для желающих
хорошо знать предмет и без труда осваивающих программу – по усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида).
Творческое задание (используется в зависимости от темы урока и подготовленности класса; выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой).
Слайд 39Учитель одновременно задает два или три уровня (при постоянном использовании данного
вида целесообразно завести «дневник» выбора учеником домашнего задания, чтобы анализировать характер выбора заданий, обсуждать причины выбора с учеником или психологом).
Слайд 40«Снежный ком»
Из большого числа заданий ученик выбирает тот уровень, на который
способен «замахнуться», и таким образом сам как бы отслеживает уровень своей компетентности.
Слайд 41Любой из уровней домашних заданий учитель может задавать как снежный ком.
Задается
большой массив задач сразу – в рамках большой изучаемой или повторяемой темы.
Слайд 42Особое домашнее задание
В классе есть ученики, которым следует иногда задавать иные,
чем всему классу, задания: участники олимпиады, слабые по здоровью дети и т.д.
Слайд 44Оценка – не отметка
Учитель отмечает вслух или жестом успех ученика (главная
цель оценки – стимулирование познания).
Слайд 45Знакомство с критериями оценки
Учитель знакомит школьников с критериями, по которым выставляются
отметки (мало того, что учитель оценивает справедливо, надо, чтобы и ученик с ним был согласен).
Слайд 46Рейтинг
Завершив работу, ученик сам ставит себе отметку. За эту же
работу ставит отметку и учитель. Записывается дробь, где числитель – отметка ученика, а знаменатель – отметка учителя. (этот прием можно рекомендовать для докладов, тренировочных КР, сочинений, ПР, ЛР, индивидуальных заданий).
Слайд 47Своя валюта «материальная подкормка»
На уроках вводится своя «денежная» единица. В старших
классах прием вводится на некоторое время, когда требуется «расшевелить» пассивный класс.