Слайд 1 МОБУ Усть-Ярульская сош.
Дети с ограниченными возможностями здоровья в
образовательном процессе.
Учитель-дефектолог Бондарева Анна Михайловна .
2017 год.
Слайд 2Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним
из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
Слайд 3 Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС
- с нарушением слуха
(глухие, слабослышащие, позднооглохшие) - 1-2 вид;
- с нарушением зрения (слепые, слабовидящие) - 3-4 вид;
- с нарушением речи (логопаты) - 5 вид;
- с нарушением опорно-двигательного аппарата - 6 вид;
- с задержкой психического развития - 7 вид;
- с умственной отсталостью - 8 вид;
- с нарушением поведения и общения;
- с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Слайд 4Обучение представлено следующими вариантами:
инклюзивное обучение в общеобразовательном классе по адаптированным общеобразовательным
программам;
класс, обучающийся по адаптированным общеобразовательным программам;
обучение на дому.
Слайд 5Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2.
Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Слайд 6Методы, приемы, технологии обучения детей с ОВЗ
Использование наглядности и зрительных стимулов
(смена вида деятельности в ходе урока, развитие зрительного восприятия, внимания и памяти).
Использование сигнальных карточек при выполнении заданий. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний обучающихся, выявления пробелов в пройденном материале.
Деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части (составление алгоритма).
Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной.
Использование сюрпризных моментов.
Активные методы рефлексии:
1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы).
Здоровьесберегающие технологии. Данные технологии влияют не только на сохранение и укрепление здоровья, они позволяют развивать умственные способности детей с ОВЗ и др.
Слайд 7Формы и методы организации образовательного процесса
Гибкая организация занятий, многоуровневая подача материала
(с учетом индивидуальных особенностей)
Организация деятельности и сотрудничества в малых группах
Обеспечение выбора (целей, уровня, средств, форм работы, материала)
Организация самостоятельной деятельности на своем уровне, в своем диапазоне возможностей, что позволяет ребенку быть успешным
Организация диалоговых, дискуссионных форм, где возможна выработка своей точки зрения и ее защита
Обязательная организация игровых ситуаций, где есть возможность попробовать себя в разных ролях и позициях
Организация гибкого временного режима обучения в соответствии с возможностями ребенка
Использование технических средств обучения для каждой категории детей с ОВЗ
Наличие тьюторов в соответствии с индивидуальной образовательной программой
Слайд 10При проведении коррекционной работы следует применять следующие требования:
а) использовать приёмы активизации
работы учащихся (свободный выбор количества и сложности выполнения заданий, творческие работы и т.д.);
б) обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых и самостоятельных работ;
в) дать возможность обучающимся достигать более высоких целей обучения, помогая раскрыть потенциальные возможности ученика;
г) создавать необходимый психологический микроклимат на уроках.
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ.