Слайд 1
Характеристика основных трудностей развития ребенка (система профилактики девиантного поведения и употребление
ПАВ)
Слайд 7Первичная профилактика
Цель: обеспечивать нормативное развитие личности ребенка, формировать нравственные установки и
в их рамках установки на здоровый образ жизни.
Слайд 8Вторичная профилактика
Работа с детьми «группы риска»
Слайд 9Третичная профилактика
Это психокоррекционная работа с детьми, у которых уже выявлено социально
девиантное поведение и развивающая зависимость от ПАВ ( работа узких специалистов)
Слайд 10Особенности развития личности в младшем школьном возрасте
Факторы школьной дезадаптации, психофизиологические факторы.
Неготовность
ребенка к сложной социальной роли ученика.
Коммуникативная неготовность.
Группа эмоциональных факторов:
дети с высокой тревожностью;
дети с синдромом гипервозбудимости.
Слайд 11Средняя школа
5 класс (10 – 11 лет)
в течение года должны
быть решены следующие задачи возрастного развития
Психофизиологическая адаптация к школе:
развитие учебной деятельности как самостоятельной в рамках многопредметного обучения;
развитие внеучебной деятельности;
развитие сферы общения по интересам;
завершение этапа полоролевого развития личности;
формирование самооценки
Слайд 12Объекты вторичной профилактики в 5 классе
дети неготовые к переходу на многопредметное
обучение;
дети с синдромом раннего детского воровства.
Слайд 136 класс (11 – 12 лет)
предподростковые группирования
у девочек и у половины
мальчиков начинается платоническая (романтическая) фаза психосексуального развития
Слайд 14Объекты вторичной профилактики в 6 классе
дети с прогрессирующей педагогической запущенностью (начиная
с 5-го класса);
дети с эмоциональными расстройствами и стойкими нарушениями самооценки (неврозами, депрессиями);
дети с агрессивным поведением;
дети с синдромом «детей отцов алкоголиков»;
дети, с психологически зависимым поведением от группы, лидеров – сверстников, взрослых.
Слайд 157 класс (12-13 лет)
кризис 13-ти лет
Основные типы детей «группы риска»:
дети с
синдромом уходов (уходы из школы, уходы, побеги из дома);
дети с агрессивным девиантным поведением – хулиганством, воровством (и вымогательством);
дети с эмоциональными расстройствами в связи с предразводным состоянием в семье и после развода родителей;
дети с зависимостью поп – культуры.
Слайд 16 8-9 класс (13 – 15 лет)
К типичным особенностям развития детей
«группы риска» относятся:
невротическое развитие личности, социально-психологический инфантилизм и неготовность к выбору профессии и дальнейшей учебе, ранняя зависимость от ПАВ или азартных игр, раннее начало сексуальной жизни.
Слайд 17Возрастные особенности формирования зависимого поведения
8- 11 лет. Детей интересует все, что
связано с наркотиками, их действия, способы употребления. Наркотик – это неизвестный и запретный мир, и как все незнакомое и запретное, вызывает особое любопытство.
11 – 13 лет. Основной возраст приема наркотиков. Первые эпизоды наркотизации и алкоголизации связаны, как правило, с трудной семейной или школьной ситуацией, безнадзорностью, неорганизованным досугом.
Слайд 1814 – 17 лет. Наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с
любыми психоактивными веществами (ПАВ). Его часто называют возрастом независимости.
Слайд 19Пять групп отношения подростков к наркотикам
1. Употребляющие и втягивающие других. Употребление
считается признаком уверенности, независимости, силы.
2. Употребляющие, но понимающие опасность. Не стремятся распространять наркотики, себя считают жертвами. Многие хотели бы избавиться от пагубной привычки, но у них не хватает силы воли.
3. Активные противники. Это самая малочисленная группа, позиция ее представителей: «Я никогда не буду употреблять и буду противостоять распространению среди моих друзей»
Слайд 204. Равнодушные противники. «Я наркотики не употребляю, а судьба других меня
не касается»
5. Не определившие свое отношение к наркотикам.
Слайд 23Действия педагога, при подозрении нахождения ученика в состоянии алкогольного или наркотического
опьянения
Если Вы наблюдаете неадекватное поведение (или странное состояние) у подростка и подозреваете, что это может быть связано с употреблением ПАВ, в таком случае необходимо:
Удалить из класса, отделить его от одноклассников.
Немедленно поставить в известность администрацию школы.
Срочно вызвать медицинского работника.
В случае, когда состояние подростка может быть расценено как алкогольное или наркотическое опьянение, необходимо известить родителей (законных представителей).
Слайд 24Нельзя отправлять ребенка домой, тем более одного.
Помните, за жизнь и сохранность
здоровья ребенка в образовательной организации несет ответственность администрация школы.