Презентация, доклад Анатомия, физиология, патология голосообразования (фонации)

Содержание

Речь является одной из основных функций человека, необходимых ему для того, чтобы вести полноценную жизнь.   Естественным периодом формирования речи являются первые три года жизни малыша, и если в это время не создать благоприятных условий для формирования

Слайд 1Презентация «Анатомия, физиология, патология голосообразования (фонации)»
Подготовила учитель-логопед МБОУ «СОШ №12» г.

Обнинска
Попова Наталья Ивановна
Презентация «Анатомия, физиология, патология голосообразования (фонации)»Подготовила учитель-логопед МБОУ «СОШ №12» г. ОбнинскаПопова Наталья Ивановна

Слайд 2Речь является одной из основных функций человека, необходимых ему для того,

чтобы вести полноценную жизнь. 

 Естественным периодом формирования речи являются первые три года жизни малыша, и если в это время не создать благоприятных условий для формирования данной психической функции, в дальнейшем компенсировать её будет значительно труднее, а порой и невозможно полностью!

Речь является одной из основных функций человека, необходимых ему для того, чтобы вести полноценную жизнь.   Естественным периодом

Слайд 3Исследования многих ученых в этой области позволяют утверждать, что для становления

речи ребенка необходимо :

нормальное созревание и функционирование ЦНС,
нормальное состояние высших психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения),
речевое окружения.

Исследования многих ученых в этой области позволяют утверждать, что для становления речи ребенка необходимо :нормальное созревание и

Слайд 4Речевая деятельность – продукт функционирования органов речи, филогенетически сложившихся и присущих

любому Homo sapiens (человеку разумному).

 Всем людям свойственно воспроизведение одних и тех же звуков, но каждый социум формирует из них речевые (словесные) знаки, обозначающие определённые понятия, которые становятся языком общения.
Идёт параллельное формирование речи, как способности самостоятельно произносить необходимые звуки и преобразовывать их в слова, и языка – как средства общения между людьми.
Язык является общим для народа, говорящего на нём.
Речь отдельного человека всегда индивидуальна и неповторима.
Звукопроизношение – это врождённая биологическая составляющая человека и многих животных.
Звукотворчество (т. е. обучение осознанному произнесению всей гаммы необходимых звуков), составляющее основу разговорной речи - это его филогенетически приобретённая биологическая составляющая.

Речевая деятельность – продукт функционирования органов речи, филогенетически сложившихся и присущих любому Homo sapiens (человеку разумному).  Всем

Слайд 5Анатомическое строение и физические характеристики артикуляторных органов человека хорошо приспособлены к

производству человеческой речи.

А, возможно, и наоборот – человеческая речь в том виде, в каком она сформировалась в процессе эволюции, определяется физическими характеристиками органов артикуляции человека и ограничениями, которые связаны с возможностями их изменения и перемещения в пространстве и времени.

Анатомическое строение и физические характеристики артикуляторных органов человека хорошо приспособлены к производству человеческой речи. А, возможно, и

Слайд 6Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой различают периферический и центральный речевые аппараты.


Центральный речевой аппарат находится в головном мозгу и состоит из корковых центров, подкорковых узлов, проводящих путей и ядер соответствующих нервов.

В состав периферического речевого аппарата входят исполнительные органы голосообразования и произношения, а также относящиеся к ним чувствительные и двигательные нервы. 

Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой различают периферический и центральный речевые аппараты. Центральный речевой аппарат находится в головном

Слайд 7Между тремя анализаторами (двигательным, слуховым и зрительным) устанавливается и закрепляется условно-рефлекторная

связь, обеспечивающая дальнейшее развитие нормальной речевой деятельности. 


Между тремя анализаторами (двигательным, слуховым и зрительным) устанавливается и закрепляется условно-рефлекторная связь, обеспечивающая дальнейшее развитие нормальной речевой

Слайд 8Развитие речи связано в основном с деятельностью слухового и двигательного анализаторов.


Наблюдения над речью слепых детей показывают, что роль зрительного анализатора в формировании речи является второстепенной, так как речь у таких детей, хотя и имеет некоторые особенности, развивается в общем нормально и, как правило, без специального постороннего вмешательства.
Корковый конец слухового анализатора находится в обеих височных долях, а корковый отдел двигательного анализатора расположен в передних центральных извилинах мозга, также в обоих полушариях, причем корковое представительство мускулатуры, обеспечивающей движения органов речи (челюстей, губ, языка, мягкого неба, гортани), находится в нижних отделах этих извилин.
Для нормальной речевой деятельности особо важное значение имеет левое (у левшей — правое) полушарие мозга. 

Развитие речи связано в основном с деятельностью слухового и двигательного анализаторов. Наблюдения над речью слепых детей показывают,

Слайд 9АНАТОМИЯ
функция голосо- и речеобразования тесно связана с дыхательной функцией ;
периферические органы

речи являются в то же время и дыхательными органами:

нос
рот
глотка
гортань
трахея
бронхи
легкие
грудная клетка
диафрагма

АНАТОМИЯфункция голосо- и речеобразования тесно связана с дыхательной функцией ;периферические органы речи являются в то же время

Слайд 11Рот, являясь начальной частью пищеварительного тракта, служит одновременно органом речи и вкуса (язык),

а в особых случаях (при затрудненном носовом дыхании, а также во время речи) — органом дыхания.

Твердое небо — костная стенка, отделяющая полость рта от носовой полости, является одновременно крышей полости рта и дном носовой полости. В передней (большей) своей части твердое небо образуется небными отростками верхнечелюстных костей, а в заднем отделе — горизонтальными пластинками небных костей. Слизистая оболочка, покрывающая твердое небо, плотно сращена с надкостницей. По средней линии твердого неба виден костный шов.

Мягкое небо служит продолжением твердого неба кзади; оно представляет собой мышечное образование, покрытое слизистой оболочкой. Задняя часть мягкого неба называется небной занавеской. При расслаблении небных мышц небная занавеска свободно свисает вниз, а при их сокращении поднимается кверху и кзади. В середине небной занавески имеется удлиненный отросток — язычок.

Рот, являясь начальной частью пищеварительного тракта, служит одновременно органом речи и вкуса (язык), а в особых случаях (при затрудненном

Слайд 12Язык — массивный мышечный орган. Передняя часть языка подвижна, задняя часть фиксирована

и носит название корня языка. Различают кончик и передний край (лезвие) языка, боковые края языка и спинку языка, которая условно делится на три части: переднюю, среднюю и заднюю.

Глотка представляет собой воронкообразную полость с мышечными стенками, начинающуюся сверху от основания черепа и переходящую внизу в пищевод. Глотка расположена впереди шейной части позвоночника. Задняя ее стенка прикреплена к позвонкам, с боков ее окружает рыхлая соединительная ткань, а спереди она сообщается с полостью носа, полостью рта и гортанью.

В соответствии с тремя полостями, расположенными кпереди от глотки и сообщающимися с ней, различают три отдела глотки:
верхний, или носоглотку,
средний, или ротоглотку
и нижний, или  гортаноглотку.

Язык — массивный мышечный орган. Передняя часть языка подвижна, задняя часть фиксирована и носит название корня языка. Различают кончик и передний край (лезвие) языка, боковые

Слайд 13 Гортань
Представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей.

Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу.
Сверху гортань переходит в гортанную часть глотки.
Снизу она переходит в дыхательное горло (трахею).
С боков к гортани прилежат крупные шейные сосуды и нервы, сзади — нижняя часть глотки, переходящая в пищевод.
Верхняя граница гортани соответствует третьему шейному позвонку, нижняя — шестому. При глотании и голосообразовании гортань смещается кверху и книзу, значительно переходя указанные границы. Снаружи (спереди и с боков) гортань прикрыта щитовидной железой, шейными мышцами и кожей, изнутри она выстлана слизистой оболочкой.

 ГортаньПредставляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи

Слайд 14Остов гортани состоит из девяти хрящей — трех непарных (щитовидный, перстневидный и

надгортанник) и трех парных (черпаловидных, санториниевых и врисбергиевых).
Остов гортани состоит из девяти хрящей — трех непарных (щитовидный, перстневидный и надгортанник) и трех парных (черпаловидных, санториниевых

Слайд 15Мышечный аппарат гортани состоит из наружных и внутренних мышц.
Все мышцы гортани, кроме

одной (так называемой поперечной), парные. Наружные мышцы фиксируют гортань и обеспечивают перемещение ее как целого вверх и вниз.

Внутренние мышцы гортани делятся на три группы :
1) мышцы, натягивающие голосовые связки;
2) мышцы, расширяющие голосовую щель;
3) мышцы, суживающие голосовую щель.

Мышечный аппарат гортани состоит из наружных и внутренних мышц.Все мышцы гортани, кроме одной (так называемой поперечной), парные. Наружные

Слайд 17мышцы, натягивающие голосовые связки
К первой группе относится прежде всего щито-черпаловидная, или голосовая,мышца, которая вместе

с покрывающей ее слизистой оболочкой образует истинныеголосовые связки (складки). Передние концы этой мышцы прикрепляются к задней поверхности щитовидного хряща в углу, образуемом его пластинками, а задние концы — к голосовому отростку черпаловидного хряща. Истинная голосовая связка имеет форму треугольника: одна сторона его обращена кверху, другая — наружу (этой стороной голосовая связка прикрепляется к боковой стенке гортани), третья — внутрь и вниз, к просвету гортани. Свободные края обеих голосовых связок в виде заостренных граней выступают в полость гортани. Между истинными голосовыми связками образуется голосовая щель. При сокращении щито-черпаловидной мышцы голосовые связки натягиваются и, увеличиваясь в поперечнике, несколько суживают голосовую щель
мышцы, натягивающие голосовые связкиК первой группе относится прежде всего щито-черпаловидная, или голосовая,мышца, которая вместе с покрывающей ее слизистой оболочкой образует

Слайд 18мышцы, натягивающие голосовые связки
К этой же группе принадлежит перстне-щитовидная мышца. Прикрепляясь одним концом

к перстневидному хрящу, другим — к пластинке щитовидного, эта мышца при сокращении наклоняет щитовидный хрящ и способствует тем самым натяжению голосовых связок.
мышцы, натягивающие голосовые связкиК этой же группе принадлежит перстне-щитовидная мышца. Прикрепляясь одним концом к перстневидному хрящу, другим — к

Слайд 19мышцы, расширяющие голосовую щель
В группу мышц, расширяющих голосовую щель, входит только

одна мышца — задняя перстне-черпаловидная, называемая для краткости просто задняя мышца. Она начинается на задней поверхности печатки перстневидного хряща и прикрепляется к мышечному отростку черпаловидного. При своем сокращении она поворачивает черпаловидные хрящи вокруг вертикальной оси, вследствие чего голосовые отростки этих хрящей вместе с прикрепленными к ним задними концами истинных голосовых связок расходятся в стороны и раскрывают голосовую щель.
мышцы, расширяющие голосовую щельВ группу мышц, расширяющих голосовую щель, входит только одна мышца — задняя перстне-черпаловидная, называемая для краткости

Слайд 20мышцы, суживающие голосовую щель
В группу мышц, суживающих голосовую щель, входят две

мышцы. Одна из них — боковая перстне-черпаловидная мышца, служащая антагонистом задней мышцы. Прикрепляясь одним концом к боковой поверхности дуги перстневидного хряща, а другим концом — к мышечному отростку черпаловидного, она при своем сокращении тянет мышечный отросток вперед, а голосовой отросток при этом перемещается к средней линии и замыкает голосовую щель.
Вторая мышца этой группы — поперечная черпаловидная, или просто поперечная мышца, являющаяся единственной непарной мышцей гортани. Она соединяет между собой оба черпаловидных хряща и при своем сокращении сближает их между собой, способствуя тем самым замыканию голосовой щели.
Действие этой мышцы дополняется косой черпаловидной мышцей, которая соединяет мышечный отросток одного черпаловидного хряща с верхушкой другого. Правая и левая косые мышцы перекрещиваются между собой.
мышцы, суживающие голосовую щельВ группу мышц, суживающих голосовую щель, входят две мышцы. Одна из них — боковая перстне-черпаловидная мышца,

Слайд 21\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Вся полость гортани выстлана слизистой оболочкой, покрытой мерцательным эпителием (за исключением

истинных голосовых связок, которые покрыты плоским эпителием).
На боковых стенках гортани слизистая оболочка образует складки, расположенные над истинными голосовыми связками, — это так называемые ложные голосовые связки.
Между истинными и ложными связками образуются мешковидные углубления, называемые морганиевыми желудочками.
 Между черпаловидными хрящами и краями надгортанника также образуются складки слизистой оболочки — черпало-надгортанниковые складки, в толще которых заложены врисбергиевы хрящи.
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\Вся полость гортани выстлана слизистой оболочкой, покрытой мерцательным эпителием (за исключением истинных голосовых связок, которые покрыты плоским

Слайд 23\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
У мужчин гортань крупнее, а голосовые связки длиннее и толще, чем

у женщин. Длина голосовых связок у женщин равна в среднем 18—20 мм, а у мужчин она колеблется от 20 до 24 мм.
У детей до начала периода полового созревания различий в величине и строении гортани между мальчиками и девочками не отмечается. Вообще у детей гортань мала и растет в разные периоды неравномерно.
Заметный рост происходит в возрасте 5—7 лет, а затем — в период полового созревания: у девочек в 13—14 лет, у мальчиков в 14— 16 лет. В это время гортань увеличивается у девочек на одну треть, а у мальчиков — на две трети; голосовые связки удлиняются, у мальчиков начинает обозначаться кадык. У детей раннего возраста форма гортани воронкообразная. По мере роста ребенка форма гортани постепенно приближается к цилиндрической.
Иннервация гортани осуществляется двумя ветвями блуждающего нерва — верхнегортанными нижнегортанным (возвратным) нервами. Первый из них — преимущественно чувствительный, второй — двигательный.
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\  У мужчин гортань крупнее, а голосовые связки длиннее и толще, чем у женщин. Длина голосовых

Слайд 24ФИЗИОЛОГИЯ
В речевом акте можно рассматривать три связанные друг с другом функции:
1.образование

воздушной струи;
2.голосообразование (фонация);
3.образование звуков речи (артикуляция).

ФИЗИОЛОГИЯВ речевом акте можно рассматривать три связанные друг с другом функции:1.образование воздушной струи;2.голосообразование (фонация);3.образование звуков речи (артикуляция).

Слайд 25Голосообразование (фонация)   Механизм голосообразования. 
 При обычном дыхании голосовая щель широко раскрыта и имеет

форму равнобедренного треугольника, основание которого обращено кзади (к черпаловидным хрящам), а вершина — кпереди (к щитовидному хрящу). Вдыхаемый и выдыхаемый воздух при этом беззвучно проходит через широкую голосовую щель.
При фонации истинные голосовые связки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые связки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а также под действием мышц, суживающих голосовую щель, связки возвращаются в исходное, т. е. срединное, положение, с тем чтобы в силу продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны, и т. д. Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых связок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не продольном направлении, т. е. связки перемещаются кнутри и кнаружи, а не кверху и книзу

Голосообразование (фонация)   Механизм голосообразования.   При обычном дыхании голосовая щель широко раскрыта и имеет форму равнобедренного треугольника, основание

Слайд 26\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
В результате колебаний голосовых складок движение струи воздуха, текущей по трахее

под давлением, превращается над голосовыми связками в колебания частиц воздуха. Эти колебания, передаваясь в окружающую среду, воспринимаются слуховым органом как звук голоса.
При каждом расхождении голосовых связок во время их колебаний при фонации прорывается очень небольшое количество воздуха. Поэтому давление поступающей в окружающую среду звуковой волны ничтожно по сравнению с давлением свободно выдыхаемой воздушной струи. В этом можно убедиться посредством очень простого опыта: при обычном выдохе поднесенная ко рту полоска бумаги сильно отклоняется вперед, а при фонации даже легкая пушинка возле рта остается совершенно неподвижной.

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\В результате колебаний голосовых складок движение струи воздуха, текущей по трахее под давлением, превращается над голосовыми связками

Слайд 27\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Механизм шепота. Если во время звукопроизнесения смыкание голосовых связок происходит без участия

поперечной черпаловидной мышцы, то голосовые связки смыкаются не на всем своем протяжении: в задней части между ними остается щель в форме маленького равностороннего треугольника, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха. Голосовые связки при этом не колеблются, но трение струи воздуха о края треугольной щели вызывает шум, который и воспринимается в виде шепота. Следует отметить, что, в отличие от обычной голосовой речи, шепотное произнесение может осуществляться не только на выдохе, но и на вдохе.

Механизм фальцета. Фальцетом (от итал. falsetto — фистула, тонкое звучание) называется неестественно высокий мужской голос. Механизм образования фальцета состоит в том, что голосовые связки колеблются не по всей своей толщине, а лишь тонкими краями, причем колебания совершаются не в поперечном, а в продольном направлении, т. е. вверх и вниз. При фальцетном звуке голосовые связки смыкаются не полностью и между ними остается веретенообразная щель

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\Механизм шепота. Если во время звукопроизнесения смыкание голосовых связок происходит без участия поперечной черпаловидной мышцы, то голосовые связки

Слайд 28Сила, высота и тембр голоса.
 Сила голоса зависит в основном от амплитуды (размаха)

колебаний голосовых связок, которая определяется величиной воздушного давления, т. е. силой выдоха. При большем наполнении легких воздухом и при большей интенсивности выдыхания получается и более громкий голос. Однако во всех случаях голос, возникающий в гортани, относительно слаб. Значительное влияние на силу голоса оказывают резонаторные полости надставной трубы (глотка, полость рта, носовая полость), которые являются усилителями звука.


Сила, высота и тембр голоса. Сила голоса зависит в основном от амплитуды (размаха) колебаний голосовых связок, которая определяется величиной

Слайд 29\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых связок, которая, в свою очередь,

находится в зависимости от длины, толщины и напряжения голосовых связок. Чем длиннее голосовые связки, чем они толще и чем меньше напряжены, тем ниже звук голоса. Изменение высоты голоса обеспечивается работой мышечного аппарата гортани. При произнесении (или пении) низких звуков натяжение голосовых связок невелико (натягивающая голосовую связку перстне-щитовидная мышца не работает); активна голосовая (щито-черпаловидная) мышца, которая при своем сокращении становится толще и тем самым увеличивает толщину голосовой связки. Повышение звука достигается увеличением натяжения голосовых связок посредством сокращения перстне-щитовидной мышцы. Этот механизм действует, однако, лишь до известного предела. После максимального сокращения перстне-щитовидной мышцы дальнейшее увеличение натяжения голосовых связок невозможно. Тогда начинает действовать другой механизм — укорочение колеблющейся части голосовых связок. Это достигается посредством сокращения поперечной мышцы, которая плотно прижимает черпаловидные хрящи друг к другу, вследствие чего задние концы голосовых связок лишаются возможности колебаться. Колеблется только передняя часть голосовых связок, которые, укоротившись, как прижатые пальцем струны скрипки, начинают издавать более высокий звук. Для дальнейшего повышения голоса вновь начинает усиливаться натяжение уже укороченных голосовых связок. Когда же наступает предел натяжению и укорочению колеблющихся отрезков голосовых связок, вступает в действие механизм фальцета.
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых связок, которая, в свою очередь, находится в зависимости от длины, толщины

Слайд 30\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Частота колебаний голосовых связок обусловливает высоту основного тона.
Наряду с основным

тоном в гортани образуются и добавочные тоны, или обертоны, количество и сила звучания которых зависят от особенностей строения гортани, а также от величины и формы резонаторных полостей надставной трубы (глотки, полости рта, носовой полости).
Определенное сочетание обертонов и обусловливает индивидуальную «окраску» голоса, или тембр, наличие которого позволяет узнавать людей по голосу.
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\Частота колебаний голосовых связок обусловливает высоту основного тона. Наряду с основным тоном в гортани образуются и добавочные

Слайд 31Диапазон голоса. 
Голос человека может изменяться по высоте приблизительно в пределах двух

октав. Для обычной разговорной речи достаточно 4—6 тонов. Диапазоны голоса, т. е. пределы возможных изменений голоса по высоте, у разных людей различны. Для основных типов голосов эти пределы в среднем таковы:
·   Бас - 80-340 Гц
·   Контральто - 170-680 Гц
·   Баритон — 96—426 Гц
·   Меццо-сопрано — 216—864 Гц
·   Тенор - 128-512 Гц
·   Сопрано - 256-1024 Гц

Диапазон голоса у детей значительно меньше, чем у взрослых.
С возрастом диапазон детского голоса увеличивается (почти одинаково у мальчиков и девочек), охватывая примерно следующие границы:
·  От 8 до 10 лет - 320-512 Гц
·  От 10 до 12 лет - 290-580 Гц
·  От 12 до 14 лет - 256-680 Гц
Как у мальчиков, так и у девочек встречаются более высокие голоса (дискант) и более низкие (альт).
Ограниченность диапазона детского голоса необходимо учитывать при подборе репертуара для исполнения детьми на уроках пения и во время детских самодеятельных выступлений.

Диапазон голоса. Голос человека может изменяться по высоте приблизительно в пределах двух октав. Для обычной разговорной речи достаточно

Слайд 32Регистры голоса. 
Ряд звуков, сходных по механизму образования и характеру звучания, называют

регистром. Различают три регистра голоса: грудной, головной и смешанный (микст).
 Грудной регистр получил свое название вследствие того, что при нем резонирует грудная клетка, стенки которой дают ясно ощутимую рукой вибрацию. Грудной голос богат обертонами. При грудном голосе связки плотно смыкаются, колеблются всей своей массой в направлении, перпендикулярном току воздушной струи, т. е. в поперечном направлении. К грудному регистру относят низкие тоны голоса.

Головной регистр характеризуется головным резонансом, который можно обнаружить в виде вибрации черепа, положив руку на темя. Типичным образцом головного регистра является фальцетный голос. Он отличается бедностью обертонов. Механизм образования фальцета был уже описан ранее. Головным регистром пользуются на верхних тонах диапазона.
Смешанный голос {микст) богаче обертонами, чем фальцет, но беднее, чем грудной голос. Голосовая щель закрывается не вполне, связки колеблются более широкой поверхностью, чем при фальцете, а иногда и всей своей массой. К миксту относятся средние тоны голосового диапазона.
В пении используются все три регистра голоса, в разговорной же речи (у взрослых) — преимущественно микст. У детей до периода полового созревания функционирует только фальцетный голос.

Регистры голоса. Ряд звуков, сходных по механизму образования и характеру звучания, называют регистром. Различают три регистра голоса: грудной,

Слайд 33Атака звука.
 Образным термином «атака» обозначают способ, которым пользуется говорящий или поющий,

чтобы привести в действие голосовые связки, находящиеся в покое. Атаку звука называют иногда «взятием» звука, «приступом», «голосоначалом». Различают три вида атак: твердую, мягкую, придыхательную.
При твердой атаке голосовые связки плотно смыкаются до начала звука, затем выдыхаемый воздух с усилием прорывается через замкнутую голосовую щель и приводит связки в колебание. Для твердой атаки характерно наличие в самом начале звучания ясно слышимого призвука. Примером твердой атаки может служить произнесение междометий, обозначающих досаду, недовольство, возмущение: «Ах, какая досада!»
При мягкой атаке момент соприкосновения голосовых связок и начало прохождения струи воздуха совпадают, и сразу же после соприкосновения связки начинают вибрировать. Например: «Ах, как здесь хорошо!»
Во время придыхательной атаки выдыхаемый воздух начинает проходить через голосовую щель до смыкания голосовых связок, причем слышен шум трения воздуха о края связок, и лишь затем голосовые связки смыкаются и начинают вибрировать. Примером придыхательной атаки является произнесение украинского и английского или немецкого h в сочетании с последующим гласным, например в слове Тонна (украинское произношение) или в немецком слове haben.
У грудных детей крик, выражающий недовольство, сопровождается твердой атакой, а лепет, выражающий удовлетворение и спокойствие, происходит при мягкой атаке.
В гигиеническом отношении мягкой атаке должно быть отдано предпочтение, так как при твердой атаке происходит излишнее напряжение голосовых связок.

Атака звука. Образным термином «атака» обозначают способ, которым пользуется говорящий или поющий, чтобы привести в действие голосовые связки,

Слайд 34Мутация.
В детском возрасте диапазоны голосов мальчиков и девочек почти не отличаются

друг от друга. С наступлением периода полового созревания у мальчиков голос резко изменяется и в сравнительно короткий срок (около 1,5 года) превращается из детского в голос мужчины. Этот процесс связан с быстрым ростом гортани и носит название мутации, или перелома голоса.
Время наступления мутации колеблется в значительных пределах. В южных странах она начинается обычно раньше (в 10—12 лет), в северных — позже (14—15 лет). У девочек мутация наступает примерно на год раньше, чем у мальчиков.
Изменение голоса сказывается в первую очередь на разговорной речи. У мальчика, говорящего фальцетным голосом, начинают появляться низкие грудные звуки. За время перелома голос у мальчиков понижается на целую октаву и даже больше, превращаясь из детского дисканта или альта в голос мужчины — тенор, баритон или бас. В этом периоде голос непостоянен, часто срывается, обнаруживая неожиданные переходы от низких звуков к высоким. Часто голос становится хриплым, приобретает неприятный резкий тембр. При осмотре гортани истинные голосовые связки представляются в это время покрасневшими, утолщенными. К концу периода мутации все эти изменения исчезают и устанавливается нормальный мужской голос.
Мутация.В детском возрасте диапазоны голосов мальчиков и девочек почти не отличаются друг от друга. С наступлением периода

Слайд 35\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
При недоразвитии половых желез, а также при их искусственном удалении (кастрации)

мутация не наступает, и голос сохраняет свой детский тембр на всю жизнь (голос евнухов).
У девочек так же, как и у мальчиков, в период смены голоса обнаруживается покраснение голосовых связок, но тембр голоса не претерпевает таких резких изменений. Переход от детского дисканта или альта к женскому сопрано или контральто сопровождается понижением голоса в среднем всего лишь на два тона.
Заниматься пением (участие в драматическом кружке, выступления на вечерах, концертах и т. п.). в период мутации не рекомендуется.
Иногда наблюдается так называемая патологическая мутация, в виде преждевременной (в возрасте 10—11 лет) или поздней (в возрасте 19—20 лет) мутации. Такие отклонения от нормы бывают обычно при эндокринных нарушениях. В ряде случаев мутация, начавшись своевременно, тянется ненормально долго, годами; в этих случаях говорят о затянувшейся мутации.
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\При недоразвитии половых желез, а также при их искусственном удалении (кастрации) мутация не наступает, и голос сохраняет

Слайд 36ПАТОЛОГИЯ Заболевания гортани
Аномалии развития. Чаще всего отмечаются отклонения в строении надгортанника. Он

может быть недоразвитым и даже совсем отсутствовать. Иногда надгортанник оказывается резко деформированным: расщепленным на несколько долей, свернутым в трубку. Существенного влияния на функцию голосоречеобразования дефекты надгортанника обычно не оказывают.
В некоторых случаях наблюдается врожденная диафрагма гортани (рис. 33) — тонкая перепонка между истинными голосовыми связками (или под ними), оставляющая небольшой просвет, через который проходит воздух. В зависимости от степени закрытия дыхательной цели отмечается большее или меньшее затруднение дыхания. Нередко возникают охриплость и другие дефекты голоса.
Лечение диафрагмы гортани только хирургическое. Однако после операции диафрагма нередко образуется вновь.
ПАТОЛОГИЯ Заболевания гортаниАномалии развития. Чаще всего отмечаются отклонения в строении надгортанника. Он может быть недоразвитым и даже совсем

Слайд 37\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Инородные тела гортани. Инородные тела попадают в гортань и нижележащие дыхательные пути

из полости рта при вдохе. Чаще всего это случается у детей. Если ребенок, взявший в рот какой-нибудь маленький предмет (например, пуговицу, семечко, горошину), сделает в это время вдох или засмеется, то вместе с вдыхаемым воздухом этот предмет попадет в дыхательные пути.
Попавшие в гортань инородные тела в части случаев застревают в самой гортани, особенно острые инородные тела, в большинстве же случаев проскакивают в трахею и бронхи.
Иногда при рефлекторно наступающем кашле инородное тело выбрасывается из дыхательных путей, в остальных же случаях его приходится удалять.
При инородных телах гортани, трахеи и бронхов, в отличие от инородных тел носа, откладывать вмешательство нельзя во избежание развития воспалительных явлений с последующим наступлением удушья или легочных осложнений.
Удаление инородного тела гортани может быть произведено только врачом-специалистом под контролем гортанного зеркала или при помощи специального инструментария.
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\Инородные тела гортани. Инородные тела попадают в гортань и нижележащие дыхательные пути из полости рта при вдохе. Чаще

Слайд 38\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Острый ларингит. Острое воспаление слизистой оболочки гортани, или острый ларингит, развивается чаще

всего как часть разлитого поражения слизистой оболочки дыхательных путей при гриппе и так называемом сезонном катаре верхних дыхательных путей. Возникновению воспалительного процесса в гортани способствует общее и местное охлаждение (пребывание в сыром и холодном помещении, вдыхание холодного воздуха через рот), а предрасполагающими факторами являются перенапряжение голоса и курение.
Болезнь проявляется в ощущении сухости, царапания в горле, затем присоединяется сухой кашель, голос становится хриплым, а иногда совсем беззвучным — афония.
При осмотре гортани слизистая оболочка ее представляется покрасневшей, набухшей, ложные голосовые связки утолщены, истинные связки при попытке произнесения звуков полностью не смыкаются (отсюда хрипота и афония). Острый ларингит длится недолго и при правильном лечении проходит в течение 7—10 суток.
Основное в лечении — полный покой гортани. Больной в течение 5—7 суток не должен говорить, нужно исключить из пищи раздражающие вещества (перец, горчица, уксус), а также все чрезмерно холодное и горячее; курение должно быть запрещено. Из лечебных процедур — теплое питье, тепло на шею (повязка, компресс), паровые ингаляции. Медикаменты — по назначению врача.

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\Острый ларингит. Острое воспаление слизистой оболочки гортани, или острый ларингит, развивается чаще всего как часть разлитого поражения слизистой

Слайд 39\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Ларингоспазм - судорога мышц гортани. Встречается преимущественно у детей от 3 месяцев

до 2 лет при судорожном синдроме.
Развитие ларингоспазма возможно при раздражении или смазывании гортани, проведении эндотрахеального наркоза, при попадании в гортань инородных тел, вдыхании сильно раздражающих газов. Ларингоспазм может быть проявлением тетании, столбняка, полиомиелита.
Приступ ларингоспазма кратковременный, сопровождается шумным вдохом и временной остановкой дыхания. Возникает внезапно как реакция на необычные раздражители. Нередко ему предшествуют приступ кашля, испуг, плач, крик, манипуляции в области гортаноглотки, раздражение рефлексогенных зон гортани при поверхностном наркозе.
После шумного, неровного длительного вдоха дыхание становится поверхностным и прерывистым, а затем на некоторое время прекращается. Голова ребенка запрокинута, глаза широко раскрыты, мышцы шеи напряжены, кожные покровы бледные или цианотичные. Иногда появляются пена изо рта, судороги конечностей и мышц лица.
Через 10 с - 1 мин после длительного хриплого вдоха следует стонущий выдох и постепенно восстанавливается нормальное дыхание.
В момент приступа стараются успокоить больного. Для снятия спазма применяют раздражение кожи шлепком, щипком, уколом, обрызгивание лица холодной водой, потягивание за язык, щекотание в носу ватным тампоном, вдыхание нашатырного спирта.

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\Ларингоспазм - судорога мышц гортани. Встречается преимущественно у детей от 3 месяцев до 2 лет при судорожном синдроме.Развитие

Слайд 40\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Ложный круп. При остром ларингите нередко возникает припухание слизистой оболочки гортани под

истинными голосовыми связками (подсвязочный ларингит).
У детей, особенно младшего возраста (2—7 лет), наблюдается форма подсвязочного ларингита, характеризующаяся значительной отечностью слизистой оболочки и получившая название ложного крупа (в отличие от истинного крупа, или дифтерии гортани, на которую эта форма ларингита несколько похожа по своим симптомам).
Припухшая слизистая оболочка выступает в просвет гортани и суживает дыхательную щель. У ребенка появляется сухой «лающий» кашель, а нередко и затрудненное дыхание в виде приступов удушья. Эти приступы наступают внезапно и большей частью ночью, поэтому дети с признаками ложного крупа должны находиться под неослабным наблюдением медицинского персонала. Приступы длятся 1—2 часа, затем дыхание восстанавливается, и ребенок сразу чувствует облегчение; в редких случаях затруднение дыхания достигает такой резкой степени, что требует принятия срочных мер.

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\Ложный круп. При остром ларингите нередко возникает припухание слизистой оболочки гортани под истинными голосовыми связками (подсвязочный ларингит).У детей,

Слайд 41\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Хронический ларингит - хроническое воспаление слизистой оболочки гортани, развивается чаще всего

в результате повторяющегося острого ларингита. Другой причиной хронического ларингита служит длительное перенапряжение голоса. Предрасполагающими причинами могут служить: 1) постоянное или длительное дыхание ртом вследствие отсутствия или затруднения носового дыхания; 2) частый кашель вследствие заболевания нижележащих дыхательных путей (например, при хроническом бронхите); 3) раздражение стекающими из носоглотки слизистыми или гнойными выделениями при хроническом насморке и при заболеваниях придаточных пазух носа. Следует отметить, что у некоторых даже хорошо слышащих детей бывает привычка чрезмерно громко разговаривать. У таких «крикунов» нередко развивается хронический ларингит.
Основным симптомом хронического ларингита является дисфония (изменение голоса). К этому симптому часто присоединяются жалобы на ощущение «першения», царапания в горле и сухой кашель. Дисфония может быть выражена в различной степени (от небольшого нарушения звучности голоса до резкой охриплости и даже афонии); она зависит от неравномерной припухлости голосовых связок и от прилипания к связкам комочков густой, вязкой слизи; при сухой (атрофической) форме ларингита на связках образуются сухие корки, затрудняющие иногда не только речь, но и дыхание.
При лечение хронического ларингита прежде всего надо позаботиться об устранении причин, способствующих развитию хронического воспалительного процесса в гортани.
В качестве лечебных процедур применяются пульверизации, ингаляции, смазывания гортани, вливания в гортань лекарственных веществ.

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\Хронический ларингит - хроническое воспаление слизистой оболочки гортани, развивается чаще всего в результате повторяющегося острого ларингита. Другой

Слайд 42\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Узелки голосовых связок. При чрезмерном и длительном напряжении голоса на истинных голосовых

связках иногда образуются так называемые узелки. Узелки представляют собой ограниченные припухлости, расположенные симметрично на свободном крае истинных голосовых связок на границе между передней и средней третью их протяжения (рис. 34).
Величина их очень небольшая и колеблется от едва заметного выступа до размеров булавочной головки. Наличие симметричных выступов на обеих истинных голосовых связках препятствует их полному смыканию во время фонации. Между связками образуется щель, через которую происходит утечка воздуха, в результате чего голос становится хриплым. Узелки голосовых связок наблюдаются иногда у много и сильно кричащих детей. Чаще они образуются у певцов с непоставленным голосом, хористов, чрезмерно форсирующих голос при пении. Предрасполагающей причиной являются частые воспалительные процессы в гортани (ларингит).
Основным лечебным мероприятием служит покой. Дети с узелками на голосовых связках не должны громко говорить, не могут участвовать в хоре и театральных постановках. Полезны также лечебные процедуры в виде смазываний голосовых связок лекарственными веществами или вливаний этих веществ в гортань при помощи специального шприца. При безуспешности такого лечения прибегают к оперативному удалению узелков, однако и после операции узелки нередко образуются вновь.
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\Узелки голосовых связок. При чрезмерном и длительном напряжении голоса на истинных голосовых связках иногда образуются так называемые узелки.

Слайд 43\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Фиброма голосовой связки, называемая иногда полипом гортани, представляет собой округлую опухоль с

гладкой поверхностью. Она образуется обычно на одной из истинных голосовых связок, чаще по свободному ее краю, реже на верхней или нижней поверхности. Растет фиброма медленно, величина ее колеблется от размеров просяного зерна до крупной горошины.
В тех случаях, когда фиброма образуется на верхней или нижней поверхности голосовой связки, она может долго не вызывать заметных изменений голоса; если же она исходит из свободного края связки, то возникает хрипота, выраженная тем более резко, чем больше размеры опухоли и чем ближе она расположена к переднему углу голосовой щели. Если фиброма имеет длинную ножку, то голос может приобрести меняющийся характер: когда фиброма свисает вниз или ложится на связку, голос бывает сравнительно чистым; когда она ущемляется между связками, голос становится хриплым.
Развитие фибромы, так же как и узелков, обычно связано с перенапряжением голоса. Иногда она является следствием интубационного наркоза, когда трубка оказывает длительное давление на голосовые складки. Лечение — только хирургическое. Если после операции не устранено перенапряжение голоса, возможны рецидивы опухоли.

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\Фиброма голосовой связки, называемая иногда полипом гортани, представляет собой округлую опухоль с гладкой поверхностью. Она образуется обычно на

Слайд 44\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Папиллома гортани — доброкачественная опухоль, имеющая вид бугристых гроздевидных наростов, похожих на

цветную капусту или петушиный гребень. Иногда папиллома бывает одиночной и располагается в этих случаях обычно на истинной или ложной голосовой связке. Чаще она бывает множественной, распространяясь по всей слизистой оболочке гортани, а иногда и глотки и трахеи. В этих случаях говорят о папилломатозе верхних дыхательных путей.
Папиллома может развиваться в любом возрасте, но чаще всего встречается у детей в возрасте от 2 до 8 лет, а иногда и в первые месяцы жизни.
Растет папиллома обычно медленно. Основной симптом ее — прогрессирующая охриплость; в далеко зашедших случаях наступает полная потеря голоса (афония) и может развиться затруднение дыхания.
Лечение главным образом хирургическое. У детей старше 7— 8 лет операцию производят внутригортанно: опухоль удаляют гортанными инструментами, вводимыми через рот под контролем эндоскопии.
В послеоперационном периоде с целью предупреждения рецидивов применяют иммунотерапию. Иногда она дает положительный результат и без хирургического вмешательства. Обычно это бывает на ранних стадиях папилломы.

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\Папиллома гортани — доброкачественная опухоль, имеющая вид бугристых гроздевидных наростов, похожих на цветную капусту или петушиный гребень. Иногда

Слайд 45\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Злокачественные опухоли гортани. Рак гортани чаще встречается у пожилых людей (старше 40

лет), хотя может наблюдаться и в более молодом возрасте и в детском возрасте.
В прежнее время прогноз при злокачественных опухолях был абсолютно неблагоприятен. В последние годы благодаря ранней диагностике и усовершенствованию методов лечения прогноз значительно улучшился. Теперь лечение рака гортани заключается в половинном или полном удалении гортани с предшествующим и последующим облучением рентгеновыми лучами или радием в сочетании с химиотерапией.
Большое значение имеет восстановление речи у лиц с удаленной гортанью. Для голосообразования у них используется воздух, накапливаемый посредством заглатывания или присасывания в пищеводе и желудке. Причем эти органы как бы заменяют собой легкие, а какое-либо сужение и складки слизистой оболочки в глотке или начальной части пищевода берут на себя роль голосовых связок. Выталкиваемый из желудка и пищевода воздух издает звук — так называемый псевдоголос. В некоторой степени он напоминает звук при отрыжке. Этот псевдоголос с помощью артикуляционного аппарата модулируется в речь.
В выработке членораздельной и достаточно внятной речи у лиц с удаленной гортанью важную роль играет специальное логопедическое обучение, которое необходимо по возможности начинать вскоре после операции.

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\Злокачественные опухоли гортани. Рак гортани чаще встречается у пожилых людей (старше 40 лет), хотя может наблюдаться и в

Слайд 46\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Нервно-мышечные нарушения. Параличи и парезы гортанных мышц в детском возрасте наблюдаются сравнительно

редко. Они могут быть центрального и периферического происхождения.
Центральные параличи возникают при поражениях того или иного отдела головного мозга (коры, моста, продолговатого мозга).
Периферические параличи развиваются вследствие инфекционных поражений (ревматических, дифтерийных, тифозных) или травматических повреждений нижнегортанного (возвратного) нерва и его ветвей.
Иногда паралич и парезы гортанных мышц наступают в результате сдавления нервных волокон увеличенными бронхиальными и шейными лимфатическими узлами, увеличенной щитовидной железой, опухолью пищевода.

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\Нервно-мышечные нарушения. Параличи и парезы гортанных мышц в детском возрасте наблюдаются сравнительно редко. Они могут быть центрального и

Слайд 47Профилактика нарушений голоса у детей
Произнесение звуков речи представляет собой сложный физиологический

акт, для осуществления которого требуются нормальное строение и координированная функция центрального речевого аппарата и периферических органов голосообразования и артикуляции.
Естественно, что всякие дефекты развития, заболевания и повреждения любой части речевого аппарата могут быть причиной нарушения голосои речеобразования.
Недостатки голоса и произносительной стороны речи могут возникать, например, при хронических заболеваниях гортани, а также и при мозговых поражениях, которые могут возникать, например, вследствие кровоизлияния в мозг (у детей обычно в результате родовой травмы или ушибов при падении), инфекционных заболеваний, опухолей.
Профилактика нарушений голоса у детейПроизнесение звуков речи представляет собой сложный физиологический акт, для осуществления которого требуются нормальное

Слайд 48Для предупреждения хронических болезней голосового аппарата
Очень важно предохранять детей от частого

насморка, ангины, острого ларингита и других простудных заболеваний.
Здесь большую роль играет закаливание детского организма. Не следует приучать детей к излишнему теплу, закутывать, так как при этом организм теряет способность приспосабливаться к изменениям внешней температуры, становится чувствительным даже к небольшим ее колебаниям, и ребенок легко простуживается при малейшем охлаждении или сквозняке. Разумеется, при закаливании необходимо проявлять осторожность: приучать тело к охлаждению следует постепенно, процедуры по закаливанию надо начинать летом, приучая детей ходить босиком, купаться в прохладной воде.
Огромную роль в укреплении здоровья и закаливании организма играют физкультура и доступные детям виды спорта.
Для предупреждения хронических болезней голосового аппаратаОчень важно предохранять детей от частого насморка, ангины, острого ларингита и других

Слайд 49\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
В происхождении хронического воспаления слизистой оболочки гортани (хронического ларингита) большое значение

имеет воздействие вредных примесей к вдыхаемому воздуху, в частности табачного дыма. Всем известно, как часто у привычных курильщиков голос становится грубым и хриплым.
Особенно вредное воздействие оказывает табачный дым на нежную слизистую оболочку детской гортани. Поэтому борьбу с курением среди детей следует проводить особенно настойчиво и энергично; вести ее не только посредством запретительных мероприятий, но и путем разъяснительной работы, используя для этого всякий подходящий случай во время классных занятий и внеклассных мероприятий.
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\В происхождении хронического воспаления слизистой оболочки гортани (хронического ларингита) большое значение имеет воздействие вредных примесей к вдыхаемому

Слайд 50\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
При носовом дыхании воздух очищается от механических примесей, согревается и увлажняется.


Если дыхание происходит через рот, то устранение вредных свойств вдыхаемого воздуха осуществляется в меньшей степени. Поэтому удаление препятствий, мешающих нормальному носовому дыханию, имеет значение не только для устранения закрытой гнусавости, но и для восстановления защитной функции слизистой оболочки носа.
Однако и при наличии свободной проходимости носовой полости дыхание в ряде случаев осуществляется через рот, например, во время речи, пения, а также при быстрой ходьбе и беге. Поэтому нельзя выходить разгоряченным (после бани, после подвижных игр) на холодный воздух и при этом разговаривать. По той же причине в холодную и сырую погоду не следует петь на улице, быстро ходить и бегать, так как во всех этих случаях дыхание происходит через рот.
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\При носовом дыхании воздух очищается от механических примесей, согревается и увлажняется. Если дыхание происходит через рот, то

Слайд 51\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Для устранения дефектов голоса и речи, вызванных анатомическими нарушениями в органах

голосообразования и артикуляции, требуются обычно медицинские мероприятия в виде активного вмешательства врачей (оториноларинголога, стоматолога, психоневролога), а также специальная логопедическая работа.
Однако такие органические дефекты речевого аппарата встречаются довольно редко. Кроме того, далеко не всякое нарушение строения речевых органов обязательно ведет к нарушению произношения. Если анатомический дефект выражен не очень резко, то речь может оказаться нормальной.

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\Для устранения дефектов голоса и речи, вызванных анатомическими нарушениями в органах голосообразования и артикуляции, требуются обычно медицинские

Слайд 52\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Значительно чаще у детей встречаются функциональные нарушения речи. У большинства таких

детей нарушения речи обусловлены неправильным воспитанием. В связи с этим становится очевидной огромная роль правильного воспитания речи в семье и в дошкольных учреждениях в том именно периоде, когда развитие речи происходит наиболее интенсивно.
Очень важно, чтобы ребенок ясельного и младшего дошкольного возраста развивался в обстановке нормального «речевого окружения». Речь родителей и воспитателей должна быть ясной, четкой и грамматически правильной. Следует считать недопустимым практикующееся многими родителями и некоторыми воспитателями подлаживание под детскую речь («сюсюканье»), потому что это может вредно отразиться на развитии речи ребенка.
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\Значительно чаще у детей встречаются функциональные нарушения речи. У большинства таких детей нарушения речи обусловлены неправильным воспитанием.

Слайд 53Большое значение с точки зрения предупреждения и устранения нарушений развития речи

у детей имеет раннее выявление недостатков слуха.

Наряду с правильным и своевременным лечением органов слуха (в тех случаях, когда это возможно) таким детям необходима и своевременная систематическая помощь в развитии у них речи. Эту помощь должны оказывать им все окружающие, и в первую очередь родители.
Нередко в школы для глухих детей поступают неговорящие дети, потерявшие слух в 3—4-летнем возрасте, когда у них уже развивалась речь, которую нужно было сохранять и развивать. В школах для тугоухих детей можно встретить детей со сравнительно небольшим понижением слуха, но со значительным нарушением речевого развития. В то же время известно немало и таких случаев, когда родители, пользуясь советами и помощью сурдопедагога или логопеда, добиваются больших успехов в развитии речи у глухих и плохослышащих детей.
Для нормального и самостоятельного развития речи у ребенка должна быть высокая степень сохранности слуха.

Большое значение с точки зрения предупреждения и устранения нарушений развития речи у детей имеет раннее выявление недостатков

Слайд 54Велика роль учителя и в привитии учащимся навыков умелого пользования своим

речевым аппаратом.

Учитель должен приучать детей правильно дышать во время речи, говорить не спеша, отчетливо, достаточно громко, но без крикливости. Излишняя громкость голоса ведет к перенапряжению голосовых связок, в результате чего могут возникнуть хрипота, слабость голоса и даже афония. Поэтому учитель не должен требовать от учащихся слишком громкой речи, особенно на первых годах обучения. При насморке и при малейших признаках охриплости дети должны говорить как можно меньше и тише; в этих случаях детей надо освобождать от уроков пения и от участия в школьной самодеятельности.
При наличии у учащихся того или иного дефекта произношения учитель должен попытаться сам устранить этот дефект путем объяснения и показа правильной артикуляции. Там, где это не удается, а также при наличии анатомических дефектов в речевом аппарате к исправлению дефекта должны быть привлечены логопед и врач-специалист.

Велика роль учителя и в привитии учащимся навыков умелого пользования своим речевым аппаратом.Учитель должен приучать детей правильно

Слайд 55БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть