Слайд 1Алгоритм работы педагога-психолога в ситуации буллинга и кибер-буллинга
Подготовила педагог-психолог Корягина Д.Ю.
Слайд 2Буллинг - травля, повторяющаяся агрессия по отношению к определенному субъекту, включающая
в себя принуждение и запугивание. Может проявляться в физическом насилии, угрозах, вербальной агрессии, унижении.
Слайд 3Субъекты буллинга
Лидирующий, нападающий (ребенок-агрессор).
Дети, участвующие в травле (присоединяющиеся к лидеру)
Наблюдатели
Ребенок-жертва
Слайд 4Характеристика субъектов буллинга
Ребенок-агрессор
Уверенный в себе, склонный к доминированию в группе и
подчинению других;
Морально и физически сильный;
Импульсивный;
С низким уровнем эмпатии;
Тревожный
Буллеры, как правило, воспитываются в семьях: с недостатком тепла и включенности членов семьи в жизнь ребенка; недостаточным контролем и наблюдением за ребенком; попустительским стилем родительского поведения, вседозволенностью; жестоким стилем воспитания, использованием физических наказаний со стороны ребенка.
Слайд 5Ребенок-жертва
Дети с более высоким уровнем тревожности
Низкая самооценка и негативное представление о
себе
Отсутствие друзей в группе и трудности в выстраивании и поддержании близких отношений со сверстниками
Слабое физическое развитие. Повышенная тревожность по отношению к своему телу («телесная тревожность»)
Особенности внешности
Особенности поведения.
Объектами травли могут стать дети, принадлежащие к этническому, национальному или религиозному меньшинству.
Нетрадиционная сексуальная ориентация
Слайд 6Признаки буллинга
Ребенок регулярно подвергается насмешкам со стороны сверстников в оскорбительной манере;
Ребенок
часто оказывается участником ссор, драк, в которых он скорее беззащитен и которых пытается избежать (часто при этом плачет)
Дети берут учебники, деньги, другие личные вещи ребенка, разбрасывают их, рвут, портят, прячут.
У ребенка есть следы -синяки, порезы, царапины, или рваная одежда— которые не объясняются естественным образом
Слайд 7Признаки буллинга
Ребенок часто проводит время в одиночестве, и исключен из компании
сверстников во время перемен, обеда. У него, по наблюдениям, нет ни одного друга в классе.
В командных играх дети выбирают его в числе последних или не хотят быть с ним в одной команде
Ребенок старается держаться рядом с учителем или другим взрослым во время школьных перемен.
Избегает говорить вслух (отвечать) во время уроков и производит впечатление тревожного и неуверенного в себе.
Выглядит расстроенным, часто плачет.
У ребенка резко или постепенно ухудшается успеваемость
Слайд 8Признаки буллинга
Дома
Возвращается домой из школы с порванной одеждой, с порванными учебниками
или тетрадями
У ребенка есть следы - синяки, порезы, царапины, или рваная одежда— которые не объясняются естественным образом (то есть не связаны с игрой, случайным падением, кошкой и т.п…). Также присутствуют некоторые характеристики из блока
Слайд 9Ребенка никогда не приглашают на праздники или он сам не хочет
никого приглашать (потому что считает, что никто не захочет прийти)
Боится или не хочет идти в школу, по утрам перед школой плохой аппетит, частые головные боли, боли в желудке, расстройство желудка.
Выбирает длинный и неудобный путь в школу и из школы
Беспокойно спит, жалуется на плохие сны, часто во сне плачет
Выглядит несчастным, расстроенным, депрессивным, или наблюдаются частые перемены настроения, раздражительность, вспышки гнева.
Требует или крадет деньги у родителей (чтобы выполнить требования «агрессоров»
Слайд 10Диагностика. Методический инструментарий:
Социометрия Дж.Морено
Анкета «Чувства в школе» С.В.. Левченко
Опросник SMOB
(«Оцени себя»)
Опросник риска буллинга (ОРБ) Бочавер А.А., В.Б. Кузнецова, Е.М. Бианки
Оценка психологического климата коллектива А.Н. Лутошкин (модифицированный вариант методики Б.Д. Парыгина ).
Тест уровня школьной тревожности Филлипса
Слайд 11Алгоритм работы педагога-психолога в ситуации буллинга
Информирование всех субъектов образовательного процесса о
ситуации;
Мониторинг ситуации, выявление жертв, агрессоров, наблюдателей, участников травли. Выявление факта буллинга!
Составление единой системы работы: администрации-специалистов-педагогов.
Беседа с ребенком, пострадавшим от травли. Важно задокументировать беседу с ребенком любым доступным способом (протокол, заявление, диктофон)
Беседа с агрессором (протокол, объяснительная)
Беседа с каждым членом группы агрессоров и письменное изложение инцидента
Беседа с группой свидетелей (наблюдателей)
Составить дальнейшие планы работы со всеми участниками
(с жертвой – план индивидуальной реабилитации в зависимости от тяжести случая буллинга; с обидчиками – план коррекционной работы, со свидетелями - план коррекционной или реабилитационной работы, в зависимости от степени вовлеченности свидетелей в буллинг и их ролей в нем.
Слайд 12Консультация с родителями детей-обидчиков и детей-жертв.
Рекомендация родителям пострадавшего
ребенка специалистов ЦСПСиД, психотерапевта;
Индивидуальные занятия с пострадавшим ребенком;
Коррекционные занятия с агрессорами;
Беседа психолога в классе о факте буллинга (без жертвы);
Организация сотрудничества школы с ЦСПСиД .
Постоянный контроль за классом, контроль эмоционального состояния ребенка-жертвы, наблюдение, ведение журналов.
Регулярные консультации с классным руководителем, социальным педагогом, учителями-предметниками.
Регулярные консультации с родителями пострадавших детей (где психолог САМ проявляет инициативу для встречи)