Слайд 1Активные и интерактивные методы обучения
Мастер-класс подготовлен
учителем начальных классов,
руководителем методического объединения
учителей начальных
классов ГБОУ СОШ № 15 Херсонец А.В.
2017 год
Слайд 2Цель мастер-класса:
знакомство учителей с активными и интерактивными методами обучения.
Задачи мастер-класса:
объяснить, что
такое активные и интерактивные методы обучения;
отличать виды интерактивных методов обучения от других методов обучения;
видеть возможности применения активных и интерактивных методов обучения на различных этапах своих уроков.
Слайд 3Упражнение
«Поздоровайся глазами»
Цель - положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.
Слайд 4Кто такой «учитель - мастер»?
М - мудрость, приобретается с годами.
А - активность, в
ней сила, здоровье, успех.
С - счастье, А.С. Макаренко писал: "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым - можно!"
Т - творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.
Е - единство, только в единстве учитель - ученик - родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.
Р - результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни.
Слайд 5Формы и методы обучения по ФГОС
Метод – способ совместной деятельности учителя
и ученика.
Прием – составная часть метода, разовое действие, шаг реализации метода.
Форма урока – формат, в котором построен весь урок.
Слайд 6Типы уроков по ФГОС
Тип "урок усвоения новых знаний".
Тип "урок - закрепление".
Тип
"урок актуализации знания и умений» (урок-повторение).
Тип "урок обобщения и систематизации".
Тип "урок контрольного учета".
Тип "урок коррекции".
Тип "комбинированный урок" — может сочетать в себе несколько типов уроков, соответственно — и форм проведения.
Слайд 7Классификация форм уроков
Уроки в форме соревнований и игр.
Уроки на основе нетрадиционной
подачи материала: урок-откровение, урок-дублер, урок мудрости, творческий отчет.
Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут.
Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок-следствие, ученый совет, суд.
Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры.
Уроки-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз.
Интегрированные уроки.
Слайд 8 Классификация методов обучения
по характеру учебной деятельности: репродуктивные, проблемные, исследовательские,
поисковые, объяснительно-иллюстративные, эвристические;
по степени активности педагога и учащихся: активные, интерактивные и пассивные;
по источнику учебного материала: словесные, наглядные, практические;
по способу организации учебно-познавательной деятельности: методы формирования ЗУН на практике, методы получения новых знаний методы проверки и оценивания.
Слайд 9Активные методы обучения строятся на взаимодействии «учитель - ученик» и предполагают
равное участие учителя и учащихся в учебном процессе. Ученики выступают как равные участники и создатели урока.
Слайд 10Признаки активных методов обучения
активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;
длительное время
активности — учащийся работает в течение всего учебного процесса;
самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;
мотивированность к обучению.
Слайд 11Методы и приемы активного обучения
Презентации
Кейс-технологии
Проблемная лекция
Дидактические игры
Баскет-метод
Слайд 13имя существительное
ПРАВИЛО СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА
имя прилагательное
имя прилагательное
глагол
глагол
глагол
Предложение из нескольких слов, показывающее отношение
к теме
Слово, связанное с первым словом , отражает сущность темы
Слайд 14метод «СИНКВЕЙН»
АКТИВНЫЙ
МЕТОД
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
Применяют на различных этапах урока.
УСПЕХ
РАЗВИВАЕТ
АКТИВИЗИРУЕТ
УЧИТ
Слайд 15Интерактивные методы обучения — это специальная форма организации познавательной деятельности.
Слайд 16Признаки интерактивных методов обучения
- практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс
познания;
- идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности;
- способствует установлению эмоциональных
контактов между учащимися, снимает нервную нагрузку, помогает испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности;
- учит самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации;
- приучает работать в команде, уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения;
- учит формировать собственное мнение, опирающееся на факты.
Слайд 17Методы и приемы интерактивного обучения
Индивидуальные
Групповые:
Дискуссионные
Игровые
Тренинговые
Слайд 18Методы и приемы интерактивного обучения
Мозговой штурм
Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы
Интерактивный урок с
применением аудио - и видеоматериалов, ИКТ
Мастер-класс
Круглый стол (дискуссия, дебаты)
Деловые игры
Аквариум
Метод проектов
антиконференция.
Слайд 19Алгоритм проведения интерактивного занятия.
1.Подготовка занятия
2. Вступление
3. Основная часть
4. Выводы
(рефлексия).
Слайд 20Включение интерактивных
методов обучения в структуру занятия
«Мозговой штурм»
(индивидуальный,
парный, групповой,
фронтальный)
Синквейн
(«восточный стих»)
Кластеры
Хук
(притча, игра,
«крючок»)
Обсуждение домашней
творческой работы
1. Начало занятия– стадия вызова (актуализации знаний)
Слайд 212. Смысловая часть – подача нового материала (самостоятельное
добывание новых знаний, обучение
друг друга)
Игровые
методы
«Инсерт»
Кластеры
Изобразительный проект
(составление вопросов по тексту, составление
пересказа отрывка от первого лица)
Различные
формы
дискуссий
«Аквариум»
Слайд 223. Рефлексия – получение обратной связи
Незаконченное
предложение
Хокку (хайку)
– японские 3-х
стишия
Юмористический
рассказ
Сказка
Глоссарий
(составление словаря)
Мини-
сочинение
Эссе
Слайд 23• работа в группе;
• самооценка участника групповой работы;
• свобода мышления;
• овладение
культурными формами работы;
• коммуникация в учебном диалоге и т.д.
При оценивании результатов интерактивного
обучения должны учитываться:
Слайд 24«Кластер»
графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются
в виде схемы с обозначением всех связей между ними.
Слайд 26«Кластер»
Метод, стимулирующий интеллектуальное развитие учащихся.
Применяется:
На этапе вызова дети высказывают и фиксируют
все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации.
На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.
Слайд 27Достоинства
и результаты применения
Достоинства:
-он позволяет охватить большой объем информации;
вовлекает всех участников коллектива
в обучающий процесс, им это интересно;
-дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются
следующие умения:
-умение ставить вопросы;
-выделять главное;
-устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
-переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
-сравнивать и анализировать;
-проводить аналогии.
Слайд 28 Применение метода кластера на уроках
развивает системное мышление,
учит детей систематизировать
не только учебный материал, но и свои оценочные суждения,
учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний,
развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.
Слайд 29«ЧЕТЫРЕ СТИХИИ»
МЕТОДЫ РЕЛАКСАЦИИ
Слайд 30Любой человек стремится к успеху.
Селестен Френе
французский педагог.