Презентация, доклад Активные формы, методы и приемы обучения детей с ОВЗ

Содержание

«……где бы ни обучался ребенок с ограниченными возможностями здоровья- в специальном учреждении или в условиях интеграции- это должно быть специальное обучение. Только так можно добиться успешной адаптации ребенка в школе и получения им образования, которое будет

Слайд 1Активные формы, методы и приёмы обучения детей с ОВЗ
5
Подгорнова О.Н.
Учитель начальных

классов
МАОУ «СОШ№44»

Активные формы, методы и приёмы обучения детей с ОВЗ5Подгорнова О.Н.Учитель начальных классов МАОУ «СОШ№44»

Слайд 2«……где бы ни обучался ребенок с ограниченными возможностями здоровья- в специальном

учреждении или в условиях интеграции- это должно быть специальное обучение. Только так можно добиться успешной адаптации ребенка в школе и получения им образования, которое будет одним из условий его адаптации и интеграции в последующей взрослой жизни…»
В.И. Лубовский


«……где бы ни обучался ребенок с ограниченными возможностями здоровья- в специальном учреждении или в условиях интеграции- это

Слайд 3Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для

них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные

Слайд 4Принципы организации работы с детьми с ОВЗ
максимальное использование анализаторов: слухового, зрительного,

тактильного, речедвигательного;
оптимизация психических процессов;
широкое использование наглядности для активизации познавательной и речевой деятельности;
опора на игру, как ведущую деятельность ребенка с задержкой психического развития, активное использование игротехники на каждом этапе занятия;
стимулирование познавательного интереса многообразием приемов занимательности (задачами – шутками, игрой, занимательными упражнениями и т.д.)

Принципы организации работы с детьми с ОВЗмаксимальное использование анализаторов: слухового, зрительного, тактильного, речедвигательного;оптимизация психических процессов;широкое использование наглядности

Слайд 5Урок в классе, где есть дети с ОВЗ:
Начинать лучше с заданий,

которые тренируют память, внимание
Сложные задания использовать только в середине урока
Использовать сюрпризные, игровые моменты соревнования, интриги, ролевые игры, мини-постановки.
Урок в классе, где есть дети с ОВЗ:Начинать лучше с заданий, которые тренируют память, вниманиеСложные задания использовать

Слайд 6Сюрпризные игровые моменты:
«Письмо на электронную почту».
Здесь реализуется применение информационных компьютерных

технологий. Дети во время урока, на всем его протяжении обращаются к тексту письма и выполняют какие-либо инструкции, написанные в нем.

Сюрпризные игровые моменты:«Письмо на электронную почту». Здесь реализуется применение информационных компьютерных технологий. Дети во время урока, на

Слайд 7Сюрпризные игровые моменты:
«Пришло письмо в почтовый ящик».
В классе есть придуманный

мною «почтовый ящик» и, время от времени, когда это предполагается, мы с детьми проверяем, нет ли там какого-нибудь письма. И вот однажды нам прислали письмо в красивом ярком большом конверте. Дети были удивлены, они заинтересовались этим. На конверте был изображен герой мультфильма «Простоквашино» Дядя Федор. Дети сразу догадались, что письмо пришло к нам из Простоквашино от Дяди Федора. В письме была просьба о помощи. В ходе непосредственной образовательной деятельности дети «помогали» герою мультфильма, таким образом, детский интерес присутствовал на протяжении всего урока, дети очень ответственно помогали Деде Федору.

Сюрпризные игровые моменты:«Пришло письмо в почтовый ящик». В классе есть придуманный мною «почтовый ящик» и, время от

Слайд 8Сюрпризные игровые моменты:
«Волшебная коробочка», которая периодически появляется у нас в классе

и заставляет детей заинтересоваться и обязательно узнать, что внутри. Перед началом урока я создаю соответствующее настроение музыкой, затем рассказываю детям, что коробочка появилась у нас не просто так, ее принес загадочный герой, он просил детей вести себя хорошо. Настрой присутствует, дети в ожидании открытия коробочки, где находятся разные задания для детишек, раздаточный и наглядный материал. Весь набор предметов достается постепенно, по ходу непосредственной образовательной деятельности. Дети заинтригованы. Они стараются правильно решить ту или иную задачу, ответить на вопрос. Ребята на протяжении всего занятия заинтересованы и активны.

Сюрпризные игровые моменты:«Волшебная коробочка», которая периодически появляется у нас в классе и заставляет детей заинтересоваться и обязательно

Слайд 9Общие правила коррекционной работы:
1.Индивидуальный подход к каждому ученику.
2.Предотвращение наступления утомления, используя

для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3.Использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки.
4.Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Общие правила коррекционной работы:1.Индивидуальный подход к каждому ученику.2.Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной

Слайд 10Использование на уроках активных форм, методов и приёмов обучения является одним

из необходимых средств повышения эффективности как образовательного, так и коррекционно- развивающего процесса.
Использование на уроках активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности как

Слайд 11Активные методы обучения
это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической

деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Активные методы обученияэто методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Слайд 13Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать

конкретные задачи этапа.
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Слайд 14Так в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся

на занятие, способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха.

Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылая свой ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
При встрече через много лет
Вы крикните друзьям ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
И улыбнутся вам в ответ
От слова доброго ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
И вы запомните совет:
Дарите всем друзьям ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

Так в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие, способствует формированию исходной мотивации,

Слайд 15Способствуют концентрации внимания, повышению учебной мотивации такие упражнения как «Установка»
Привели голову

в порядок.( Погладили, причесали себя пальчиками )
Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули.
Я желаю вам успехов. Спасибо.

Способствуют концентрации внимания, повышению учебной мотивации такие упражнения как «Установка»Привели голову в порядок.( Погладили, причесали себя пальчиками

Слайд 16Эффективными являются минутки создания хорошего настроения, проводимые в парах.
Соприкасаются пальчиками с

соседом по парте и говорят:
- Желаю (большой)
- Успеха (указательный)
- Большого (средний)
- Во всём (безымянный)
- И везде (мизинец)
- Здравствуй! (вся ладошка)

Эффективными являются минутки создания хорошего настроения, проводимые в парах.Соприкасаются пальчиками с соседом по парте и говорят:- Желаю

Слайд 17- Похлопайте в ладоши те, кто пришёл в школу с хорошим

настроением. - Пожмите руку соседу, если вы добрый человек и готовы помочь товарищам.
- Помашите рукой те ребята, кто хочет поскорее начать урок и узнать что-то новое.
- Улыбнитесь друг другу, кто сегодня будет внимательным и старательным.
-Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро всем улыбчивым лицам. Начинаем урок обучения грамоте.
- Чем бы вы хотели сегодня заниматься на уроке?
- Похлопайте в ладоши те, кто пришёл в школу с хорошим настроением. - Пожмите руку соседу, если

Слайд 18На этапе актуализации знаний можно использовать приём создания проблемной ситуации «Яркое

пятно»

В качестве “яркого пятна” могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры и повседневной жизни, словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом связанный с темой урока.

На этапе актуализации знаний можно использовать приём создания проблемной ситуации «Яркое пятно» В качестве “яркого пятна” могут

Слайд 19Урок математики
– В одном большом – пребольшом городе жил маленький Паровозик.

Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна беда у него была – не умел он считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и переименовать станции, которые Паровозик будет проезжать.
«Ты построишь, – сказал Умный Паровоз, – волшебный отрезок, который называется “числовым отрезком” (учебная проблема). Он станет твоим верным другом, и помощником и научит решать даже самые трудные примеры».
-Так что мы сегодня будем делать на уроке?

Урок русского языка

Послушайте стихотворение, которое я вам приготовила. Определите, какие звуки произносятся чаще?

Лохматый лев увидел сон:
Летит с горы на лыжах он.
Луна и снег - быстрей, быстрей.
Вот это лев - краса зверей.

Урок математики– В одном большом – пребольшом городе жил маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику

Слайд 20Очень эффективным активным приемом является использование сигнальных карточек на уроках.

Очень эффективным активным приемом является использование сигнальных карточек на уроках.

Слайд 21Использование зрительных опор на уроке.
Это могут быть картины, таблицы или

схемы. Но не стоит ими слишком увлекаться, так как объём восприятия у детей с ОВЗ снижен.
Использование зрительных опор на уроке. Это могут быть картины, таблицы или схемы. Но не стоит ими слишком

Слайд 22Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда

и т. д.

Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.Детям очень нравится соревновательный

Слайд 23Приём «Узелки на память»
Составление, запись и вывешивание на доску основных моментов

изучения темы, выводов, которые нужно запомнить. Данный приём можно использовать в конце изучения темы для ее закрепления или подведения итогов.
Приём «Узелки на память»Составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить.

Слайд 24Концентрация внимания с помощью пауз или приемов неожиданности.
перед заданиями можно использовать

хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик - любые неожиданности, концентрирующие внимание ребенка.
Концентрация внимания с помощью пауз или приемов неожиданности.перед заданиями можно использовать хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик - любые

Слайд 25Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами
используется для

развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти;

Слайд 26Компьютерные и мультимедийные формы работы расширяют возможности развития познавательного интереса учеников

с ОВЗ.

Данная технология позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. На слайдах презентаций можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы.

Компьютерные и мультимедийные формы работы расширяют возможности развития познавательного интереса учеников с ОВЗ.Данная технология позволяет сделать работу

Слайд 27На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется

рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.
У учащихся карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния.Широко используется

Слайд 28Приём «Цветные карточки»
Для использования приёма "Цветные карточки" детям необходимо иметь комплект

различных цветных карточек, где каждый цвет выражает определённое настроение: жёлтый - радость, зелёный - спокойствие, синий - печаль, серый - скуку. Этот приём часто используют для выявления эмоционального состояния детей с ОВЗ после урока. По преобладанию отмеченного настроения учителю видно, чувствовал ли себя ребёнок успешным на уроке, был ли он мотивирован на работу.
Приём «Цветные карточки»Для использования приёма

Слайд 29Приём «Светофор»
Аналогичным является приём "Светофор", где используется три цвета карточек -

кружков: красный - испытывал страх, неуверенность, сомнения; жёлтый - хотелось отвечать и работать на уроке, но стеснялся; зелёный - на уроке мне было интересно, я с желанием работал.
Приём «Светофор»Аналогичным является приём

Слайд 30Данные приёмы помогают не только проанализировать эмоциональное состояние детей во время

урока, но и почему они испытывали такое состояние.
Все виды рефлексии способствуют формированию у детей УУД: регулятивных, коммуникативных, личностных.

Данные приёмы помогают не только проанализировать эмоциональное состояние детей во время урока, но и почему они испытывали

Слайд 31На уроке чередуйте занятия и физкультурные паузы.
Помните об особенностях развития

детей с ОВЗ, давайте им кратковременную возможность для отдыха. Оптимальное включение в урок динамических пауз - равномерно через 10 минут. Это предупредит переутомление детей.
На уроке чередуйте занятия и физкультурные паузы. Помните об особенностях развития детей с ОВЗ, давайте им кратковременную

Слайд 32Динамические паузы:
- пальчиковые гимнастики;
-массаж биологически активных зон;
- дыхательные гимнастики;
- физкультминутки и

динамические паузы.

Динамические паузы:- пальчиковые гимнастики;-массаж биологически активных зон;- дыхательные гимнастики;- физкультминутки и динамические паузы.

Слайд 33Релаксация
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда

нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.

РелаксацияНе стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело

Слайд 40Физкульминутки
Это элементы здоровьесберегающих технологий, которые необходимо включать в каждый урок, т.к.

они играют важную роль в здоровьесбережении детей:
• обеспечивают эмоциональный подъём учащихся;
• снижают уровень тревожности;
• способствуют формированию познавательного интереса к учёбе;
• «разгружают» мозг за счёт работы правого полушария, отвечающего за образное мышление (в то время, как усвоение учебного материала, интеллектуальная деятельность связаны с перегрузкой левого полушария мозга).

ФизкульминуткиЭто элементы здоровьесберегающих технологий, которые необходимо включать в каждый урок, т.к. они играют важную роль в здоровьесбережении

Слайд 41Пальчиковая гимнастика
Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны

с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга.
В педагогике хорошо известно и широко применяется такое эффективное средство для развития мелкой моторики, как пальцевые игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастикаОбщеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения

Слайд 42Упражнения на развитие мелкой моторики
Пальцы рук переплести (руки в "замке"),
Потянулись,

потянулись, потянулись (руки в "замке" поднимают вверх)...
Стали дружно умываться (руки опускают, потирают ладони),
Полотенцем вытираться ("вытирают" тыльную сторону ладони поочерёдно),
Каждый пальчик вытираем,
Ни один не забываем (перебирают - "вытирают" каждый пальчик),
Повторяем по порядку,
Дружно делаем зарядку!


Упражнения на развитие мелкой моторики Пальцы рук переплести (руки в

Слайд 43Упражнения на развитие мелкой моторики
Выполняем задание двумя руками, ладони соединены

и раскрыты.
Этот пальчик - дедушка (соединяем большие пальцы),
Этот пальчик - бабушка (соединяем указательные пальцы),
Этот пальчик - папочка (соединяем средние пальцы),
Этот пальчик - мамочка (соединяем безымянные пальцы),
А вот этот пальчик - я (соединяем мизинцы),
Вот и вся моя семья.

Упражнения на развитие мелкой моторики Выполняем задание двумя руками, ладони соединены и раскрыты.Этот пальчик - дедушка (соединяем

Слайд 44Упражнения на развитие мелкой моторики
Сигнальные карточки (способствуют развитию внимания)
Мы работали

отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Далее дети выполняют движения по карточкам, которые показывает учитель. Каждая карточка обозначает определённое упражнение.
Квадрат - руки в "замок", вращательные движения
Прямоугольник - движения пальцами: сгибание разгибание
Круг - "цепочки": поочерёдное смыкание пальчиков правой и левой руки в произвольном порядке.
Упражнение повторяется несколько раз, учитель показывает карточки в произвольном порядке. Важно: в течение нескольких уроков дети должны иметь перед собой "расшифровку" карточек.
Упражнения на развитие мелкой моторики Сигнальные карточки (способствуют развитию внимания)Мы работали отлично,Отдохнуть не прочь сейчас.И зарядка к

Слайд 45Использование активных методов обучения на уроке позволяет:
• обеспечить положительную мотивацию обучения;

провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
• обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
• повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
• усовершенствовать контроль знаний;
• рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.

Использование активных методов обучения на уроке позволяет:• обеспечить положительную мотивацию обучения;• провести урок на высоком эстетическом и

Слайд 46Общие рекомендации учителям по работе с детьми с ОВЗ
1.Индивидуальный план обучения

детей с ОВЗ. А именно разработать адаптированные образовательные программы, учитывающие индивидуальные особенности и образовательные потребности ребенка.
2.Консультирование с педагогом-психологом, учителем-дефектологом и учителем-логопедом по вопросу особенностей развития каждого конкретного ребенка.
3.Плотно взаимодействуйте с семьей учеников с ОВЗ. В ходе спокойного располагающего разговора можно выяснить у родителей (опекунов) особенности восприятия и поведения их ребенка.
Общие рекомендации учителям по работе с детьми с ОВЗ1.Индивидуальный план обучения детей с ОВЗ. А именно разработать

Слайд 47Общие рекомендации учителям по работе с детьми с ОВЗ
4.Постараться не акцентировать

внимание обычных детей на ребенке с ОВЗ. Учитель должен показывать ровное отношение к особому ребенку. Не стоит показывать жалость к ребенку с ОВЗ. Нельзя демонстративно выделять детей с ОВЗ среди других детей, давать им очевидные и неоправданные поблажки. Это неминуемо восстановит класс против «любимчика»/«любимчиков». Самое естественное (но не самое простое) решение этой проблемы – относиться к каждому ребенку в классе как к особенному, достойному индивидуального подхода.
5.Включать ребенка с ОВЗ в групповую деятельность.

Общие рекомендации учителям по работе с детьми с ОВЗ4.Постараться не акцентировать внимание обычных детей на ребенке с

Слайд 48Общие рекомендации учителям по работе с детьми с ОВЗ
6.Создайте благоприятный эмоционально-положительный

фон. Для этой цели можно использовать различные упражнения. Например, «Скажите добрые слова друг другу»: Ребята мы с Вами составляем «Азбуку хороших слов». Для этого вспомните добрые, хорошие слова на букву «А» (аккуратный, аппетитный, ароматный, ангельский, авторитетный, активный и др.) и т. д
7.Проводите классные часы, направленные на снижение стереотипов и предубеждений в адрес учеников с ОВЗ и в целом на повышение культуры общения учащихся. По
возможности проводите элективные и факультативные занятия с детьми по социальной психологии и психологии общения.

Общие рекомендации учителям по работе с детьми с ОВЗ6.Создайте благоприятный эмоционально-положительный фон. Для этой цели можно использовать

Слайд 49Общие рекомендации учителям по работе с детьми с ОВЗ
8. Верить, что

Вы занимаетесь далеко не безнадежным делом. Понимать, что
учителю не добиться снятия диагноза, но он можем сделать многое: понять ребенка,
принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь
социализироваться.

Общие рекомендации учителям по работе с детьми с ОВЗ8. Верить, что Вы занимаетесь далеко не безнадежным делом.

Слайд 50«В каждом человеке – солнце. Только дайте ему светить»

Cократ
«В каждом человеке – солнце. Только дайте ему светить»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть