Слайд 1Учитель МБОУ СОШ № 87
г. Хабаровск
Ковалева В. А.
Претензия и конфликт. От
одного до другого один шаг
Слайд 2„Как отличить сильного человека от слабого? Если недоволен жизнью сильный человек, то он
предъявляет претензии к себе, а если слабый, то к людям.“
Стас Янковски
Слайд 3С чего начинается … претензия?
В семье скоро будет малыш. Это счастье
и радость, любовь и ответственность, забота и доброта. Он еще не родился, а его уже все любят. Мама уверена, что он унаследует от неё любовь к прекрасному: музыке, поэзии, живописи… Отец-спортсмен однозначно рассматривает будущего сына только чемпионом страны (мира, Вселенной и т.д. и т.п.) Бабушки-дедушки, тети-дяди и все остальные родственники видят его архитектором, космонавтом, врачом, бизнесменом… И непременно талантливым, удачливым, обеспеченным. А как же иначе?
Слайд 4
Самый-самый...
Малыш родился! Он начинает познавать мир,
радуя при этом своих родителей. Первое слово, первый шаг, первый поступок… Молодые мамы с радостью делятся друг с другом успехами своих малышей. Они могут часами обсуждать со своими родными, все, что касается их развития, заводят им странички в социальных сетях, ведут альбомы, где аккуратно отмечают все их большие и маленькие достижения. Сейчас все так, как они мечтали. Их малыш самый-самый!
Слайд 5Первые претензии
И вот ребенок пошел в детский сад, в спортивную
секцию, школу, в танцевальный кружок… Он в коллективе, где он старается изо всех сил реализовать себя, свои способности, найти друзей. В его жизни появляемся мы, педагоги дополнительного образования, учителя, тренера, хореографы. К сожалению, очень часто мы слышим претензии, которые предъявляют ребенку родители. «Почему ты не отличник?!» «У тебя лишь второе место!» «Ты опять не солистка!» И все это сопровождается эмоциями, криками, слезами и … претензиями.
Слайд 6
Трудные ситуации
Очень часто родители ставят ребенка в такую ситуацию, когда
он должен или обязан делать то, что они говорят. Должен быть таким, каким его придумали себе родители. Но ведь он не может, а иногда и не хочет, реализовать все мечты и планы своих амбициозных родителей. И, когда, зареванный малыш, с серебряной медалью на груди говорит своим родителям, повторяя слова тренера: «Проигрывать нужно достойно!», увы, они его слышат не всегда.
Слайд 7Мы, учителя, стараемся изо всех сил поддерживать ребенка в школе, ободрять
его, когда трудно, поощрять на новые дела и поступки. Но все это не имеет смысла, если дома он чувствует, что он опять всех разочаровал, никто не верит в его успех, он всего лишь «посредственность». И здесь уже появляется конфликт, как следствие бесконечных претензий, которые предъявляли ему его родители.
Слайд 8Первые конфликты
В первых конфликтах между родителями и детьми можно найти компромисс,
один из вариантов которого может предложить учитель. Но это произойдет только тогда, когда не утрачено доверие к педагогу, когда налицо взаимоуважение, такт и искреннее желание помочь разрешить конфликт. Причем это доверие должно быть и со стороны ребенка и со стороны родителей.
Слайд 9Совместные дела
Варианты разрешения конфликта возможны во время совместной деятельности, например, когда
классный руководитель дал общественно-полезное поручение не родителю или ребенку, а им обоим. Я бы написала об этом в классном уголке, создав тем самым ситуацию «все об этом знают, все на нас надеются, значит, мы должны сделать это вместе». Этими поручениями может быть посещение ветерана войны, организация экскурсии, выпуск газеты или подготовка классного мероприятия о том, что дорого им обоим. Хвалить или поощрять следует их вместе, чтобы ребенок мог почувствовать гордость за своего отца (мать, брата, семью и т. д.)
Слайд 10Причины конфликтов
Причины каждого конфликта, безусловно, индивидуальны, и классные руководители, анализируя
их, пытаются найти способы разрешения их с минимальным риском для ребенка. Исходя из своего педагогического и родительского опыта, я использую следующие приемы в данных ситуациях:
Слайд 11Пути решения конфликтов
-во-первых, необходимо «разговорить» ребенка, чтобы узнать, какие из претензий
для него являются действительно невыполнимыми, т. к. с «молчунами» решать что-либо вообще невозможно. Это в том случае, если родители уже объяснили, в чем причина конфликта.
Слайд 12Пути решения конфликтов
- во-вторых, предложить ребенку самому найти выход из создавшейся
ситуации. Ребенок почувствует себя равноправным участником спора и, иногда его объяснения на самом деле являются аргументированными и способными убедить родителей, в чем он с ними не согласен. Сколько раз приходилось во время таких разговоров видеть, как меняется тон разговора мамы, уже меньше требовательности слышится в ее голосе, и, наконец, мы чувствуем, что она готова к компромиссу.
Слайд 13Пути решения конфликтов
- в- третьих, следует признать, что мы – не
великие гуру, и один на всех универсальный совет найти просто невозможно. Следует обсудить предложенные варианты и выбрать тот, который подойдет именно для этой конкретной ситуации. Я стараюсь все время подчеркивать тот факт, что мы на его стороне, не следует таить обиду на маму-папу, нужно просто разрешить создавшуюся ситуацию, чтобы она устраивала обе стороны. Однажды пятиклассник после такого разговора, пропустив вперед родителей и немного задержавшись у порога, мне тихо сказал: «Ладно, разберемся. А зато им не все равно!»
Слайд 14«Как только ты научишься зеркально смотреть на конфликтную ситуацию — не погружаясь в неё по уши, а созерцая
ее со стороны — то поверь, она непременно разрешится с минимальными потерями для тебя! Надо всего лишь поставить себя на место другого человека и представить: а что бы ты сам сделал или захотел сделать в данном случае?»
Владимир Чеповой